Урок математики во 2-м классе "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз"

Разделы: Начальная школа


Цель урока :

  • Познакомить учащихся с задачами вида уменьшение и увеличение в несколько раз; конструирование  своих знаний через  постановку учебной проблемы, организацию поисково-исследовательской деятельности.
  • Развивать вычислительных навыков, умения решать задачи, наблюдательность, внимание, математическую речь, через умение формулировать выводы при самостоятельной работе и работе  в группах.
  • Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Оборудование: раздаточный материал для конструирования задачи,  Г. Остер «Задачник», посылка, презентация.

Ход урока.

Этапы урока Действия учителя Действия ученика
1. Индукция – создание эмоционального настроения, включение чувств, создание личного отношения к предмету Презентация 1 слайд Звучит музыка. - Сегодня мы отправимся в волшебную страну мультфильмов. Там встретим любимых героев. А вот и они… Узнали?
Презентация 2 слайд Входят дети в костюмах (Попугай, Мартышка, Слоненок, Удав). - Вот смотрите, кот Матроскин и Шарик прислали телеграмму из Простоквашино.
Презентация 3 слайд - Как вы думаете, что же они пишут? -Они отправили посылку для нас! -Посылка! Очень хорошо, а вот что в ней не пишут! -Вы, зверюшки, не волнуйтесь и не грустите. Мы предлагаем вам поработать вместе с нами. Если вы правильно выполним работу, то из букв появится слово и мы сможем узнать, что же в посылке?
Обмениваются ассоциациями
2.Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта Математический диктант.
1. Лисенок выиграл в шахматы 14 партий, а проиграл 2. Во сколько раз больше он выиграл, чем проиграл? (7)
2. Карлсон задумал число, умножил его на 7 и получил 42. Какое число задумал Карлсон? (6)
3. Иван царевич отправился за тридевять земель, чтобы найти Елену Прекрасную. Какое расстояние преодолел Иван царевич? (27)
4. Настенька связала 4 пары варежек . Сколько варежек связала Настенька? (8)
5. В теремке живут звери. Мышка и Лягушка пекут пироги. С капустой они испекли 8 пирогов. Это 7 часть всех пирогов. Сколько же, всего испекли пирогов Мышка и Лягушка? (56)
6. Найдите площадь сказочного дворца. Если его длина и ширина одинакова и равна 7 дм. (49)
Записывают ответы в тетрадь
3.Социоконструкция – работа учащихся в парах по построению нужных элементов Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильно ли справился ваш товарищ, если вы не согласны с ним, запишите свой ответ.
- А теперь, проверьте свою работу, используя презентация 4слайд.
- Вот видишь, Мартышка, – это сюрприз!
Взаимопроверка. Работа в парах.
4. Социализация – выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция) - Я знаю, я знаю! В посылке 4 апельсина, а бананов в 3 раза больше. Вот.
- Ребята, что сейчас сказала Мартышка? (Условие задачи)
- Добавьте вопрос, чтобы получилась задача.
Работа в группах, выполняют задание, готовят «отвечающего» от группы.
5.Афиширование – предъявление коллективных работ учеников в классе, ознакомление с ними. Организую обсуждение полученных в группе результатов. Представляют результаты работы.
6. Разрыв – внутреннее осознание неполноты своего прежнего знания по отношению к новому

А) Работа над задачей. Презентация 5 слайд

- У нас с вами получилась задача. В посылке 4 апельсина, а бананов в 3 раза больше. Сколько бананов в посылке?
- Можем ли мы решать такие задачи?
- Хотите попробовать?
- А вам, зверюшки, хочется узнать, сколько в посылке бананов?

Б) Объяснение решения задачи.
В) Работа над второй задачей. Презентация 6 слайд
- Нет, мартышка, там 10 бананов, а апельсинов в 2 раза меньше. Сколько апельсинов в посылке?
- Ну что ж, мы готовы решить и эту задачу. Правда, ребята?
Г) Объяснение решения задачи.
Д) Обобщение изученного.
- Ребята, как вы думаете, с задачами какого вида познакомили нас Мартышка и Попугай?
- Спасибо вам. А сейчас нам нужно отдохнуть.

Физминутка. Презентация 7 слайд

Упражнения на музыку А. Рыбникова из кинофильма «Усатый нянь».

Продолжение работы.

А) Самостоятельная работа по учебнику. (№1 и №2, стр. 56.)
/ у доски 2 учеников / презентация 8 слайд
- А сейчас с новыми силами примемся за новую работу. Вы будете работать над разными заданиями по плану.

План:

1. Прочесть задачу.
2. Найти условие и вопрос.
3. Определить, какая это задача (простая или составная)?
4. Сконструировать краткую запись с помощью аппликации.
5. Решить задачу.
6. Записать решение в тетрадь.
7. Доказать правильность решенной задачи.

Б) Проверка выполнения работы.
/ учитель – ученик/
В) Фронтальная работа над задачей, из учебника. №4, стр. 56. Презентация 9 слайд
- Ребята, как вы думаете, теперь мы можем решить любую задачу?

Зарядка для глаз. Презентация 10-14слайд

Контроль полученных знаний.

- А сейчас я хочу проверить, как вы поняли тему урока. Перед вами «Блиц – турнир». Вам нужно решить задачи устно, записывая в тетради только ответы.

А) «Блиц-турнир» презентация 15 слайд

1. В одном аквариуме 9 рыбок, а в другом в 2 раза больше. Сколько рыбок во втором аквариуме?
2. В одной пачке 15 жвачек, а в другой в 3 раза меньше. Сколько жвачек во второй пачке?
3. Торт стоит 32 рубля, а пирог на 4 рубля дешевле. Сколько стоит пирог?
4. Я задумала число, уменьшила его в 4 раза и получила 8. Какое число я задумала?
5. На платье идет 3м ткани, а на костюм в 2 раза больше. Сколько метров ткани нужно на костюм?

- Какие задачи подходят к нашей теме урока.

Итог урока.

А) Работа в группах. Высказывают мнение о решении задачи.
Обмениваются тетрадями, если согласны с товарищем, то ставят«+» на полях. Если нет, то пишут свое решение ниже.
Высказывают мнение о решении задачи.
Работа в группах.
Закрепление и применение знаний.
Б) Взаимопроверка. 16 слайд
7. Рефлексия - самооценка

- Вам понравилось работать на уроке? Презентация 17 слайд
- Потрите свои ладошки. Зажмите их в кулачок. А теперь расскажите о своих чувствах: открывайте пальчик, и закончите предложения.

Домашнее задание. Презентация 18 слайд

Входит Печкин, вносит Посылку.
Звучит песня Минкова и Энтина «Да здравствует сюрприз».
- А вот и сюрприз, что же в нем? Для ребят книга Г.Остера «Задачник», составьте и нарисуйте свои задачи по теме - это и будет вашим домашним заданием. Презентация 19 слайд

Высказывают свое мнение.