Современная школа видит свою основную цель в изучении ученика как неповторимой индивидуальности, в создании оптимальных условий для его становления, личностного развития, в поддержке на пути самоопределения и самореализации через образование. Безусловно, все это имеет большое значение для перехода к экспериментированию новых идей и педагогических решений.
Сегодня актуальны такие методики обучения, которые ориентированны на активную самостоятельную деятельность обучающихся, формируют личную позицию, мотивацию учения, предполагают использование и активное освоение различных источников информации[3]. Одним из вариантов такого обучения являются методики, ориентированные на действия.
Шаш Н.Н.[2] сформулировала принципы обучения действием, которые утверждают следующее:
- Люди учатся только тогда, когда хотят учиться.
- Люди учатся тогда, когда сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами.
- Обучение – это социальный процесс, процесс сотрудничества.
- Обучение как изменение поведения начинается тогда, когда мы получаем входные сигналы о результате, порождаемом действием.
- Обучение часто состоит в переосмыслении того, что уже «известно», а не в приобретении новых знаний и фактов. Устоявшийся образ мыслей может быть потенциальным барьером на пути к изменениям.
Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной проблемы с обязательным выполнением всех фаз полного действия: информирование, планирование, принятие решения, выполнение, контроль и оценка.
Основой обучения методики дидактических задач становится не только самостоятельное планирование учащимися, проведение и контроль деятельности, но и организация ими собственного учебного процесса. Понимание постановки задания, добывание информации и планирование работы, выполнение деятельности, ее контроль и оценка образуют ядро обучения. В центре обучения стоит усвоение базы знаний, необходимой для успешного усвоения учебной деятельности [1].
Например, рассмотрим последовательность фаз такого занятия при изучении темы «Решение квадратных уравнений». Структуру этого урока представим в виде технологической карты (табл.2), указав соответствующие цели (табл.1) и методико-дидактическое обеспечение (МДО) (табл.3).
Таблица 1. Цели урока
Знать |
Уметь |
Формулу корней квадратного уравнения общего вида |
|
Практика организации занятий, ориентированных на действие, показывает, что введение новых знаний целесообразно строить по методике дидактических задач. Изучение нового материала начинается с его подачи. Действие начинается с анализа информационной базы, в результате чего учащийся получает задание. Затем планируется ход действий, и выбирается одна из возможных альтернатив действий. Наконец выполняется запланированное действие. Результат действия проверяется весь цикл действия рефлексируется.
Таблица 2. Технологическая карта урока
Этапы занятия |
Цели |
Время (мин.) |
Содержание деятельности |
Формы и методы |
1. Постановка темы и целей |
Мотивировать учащихся на активную познавательную деятельность |
2 |
Обоснование значимости рассматриваемого материала в практической деятельности. Формирование целей |
Фронтальная беседа |
2. Постановка задачи |
Воспринять и осмыслить задание |
3 |
Ознакомление с дидактической задачей. Выяснение возможностей разрешения заданной ситуации (лист 1) |
Фронтальная беседа |
3. Информирование |
Усвоить новую информацию. Знать формулу нахождения корней квадратного уравнения |
7 |
Работа с информационным листом (справочным материалом) (лист 2) |
Индивидуальная работа |
4. Планирование/ принятие решения |
Уметь рационально использовать новую информацию |
3 |
Составление плана действий (лист 3) |
Самостоятельная работа в группах |
5. Выполнение |
Уметь составлять алгоритм решения квадратных уравнений; решать квадратные уравнения; анализировать выполненную работу |
19 |
Определение последовательности действий при решении квадратных уравнений (лист 4); решение уравнений (лист 6); проверка предложенных решений (лист 7); решение дидактической задачи (лист 1) |
Работа в группах; индивидуальная работа; фронтальная работа |
6. Контроль |
Проверить полноту и правильность выполнения заданий |
6 |
Сравнение последовательности действий при решении квадратных уравнений с эталоном (лист 5); выявление собственных ошибок (лист 8); анализ предложенного решения; проверка решения дидактической задачи |
Контроль учителя; самоконтроль; фронтальная беседа; взаимопроверка |
7.Оценка |
Уметь оценивать деятельность в соответствии с предложенными критериями |
5 |
Заполнение оценочного листа (лист 10) и обсуждение достижения поставленных целей |
Самооценка; работа в группах |
Таблица 3. МДО урока по теме «Решение квадратных уравнений»
№ |
Содержание |
Лист |
1 |
Текст дидактической задачи (задание 4) |
1 |
2 |
Информационный лист по теме «Решение квадратных уравнений» |
2 |
3 |
Лист-планирование |
3 |
4 |
Определение последовательности действий при решении квадратных уравнений (задание 1) |
4 |
5 |
Эталон последовательности действий при решении квадратных уравнений |
5 |
6 |
Примеры для решения (задание 2) |
6 |
7 |
Примеры для проверки (задание 3) |
7 |
8 |
Проверочный лист |
8 |
9 |
Таблица перевода баллов в отметку |
9 |
10 |
Оценочный лист |
10 |
Рассмотрим последовательность фаз приведенного выше урока. Следует отметить, что перед началом занятия класс делится на группы и каждому учащемуся предлагается папка, содержащая МДО, т.е. определенный набор листов формата А4 (здесь мы позволили себе сократить их масштаб)
- Информация. Занятие начинается с формирования целей (метоплан на доске) и постановки дидактической задачи практического характера (лист 1). Таким образом, через близкую к реальной жизни постановку задания достигается двойная цель. Во-первых, учащиеся видят, с какими требованиями они могут столкнуться в реальной дальнейшей жизни, и, во-вторых, возникает адекватная ситуация запроса необходимых в обучении знаний и умений.
Лист 1
Дидактическая задача После выпуска из школы ученики обменялись фотографиями. Сколько было учеников, если по свидетельству одного выпускника они обменялись 870 фотографиями? Задание 4 Решение задачи: ____________________________________________________________ |
- Планирование. Поскольку задание для учащихся является новым и подобрано так, что с помощью имеющихся знаний и умений его решить нельзя, то у них возникает информационный дефицит. Учащиеся запрашивают недостающую информацию, и учитель предоставляет ее в форме информационных листов, фрагмент которого приведен на листе 2, причем эта информация необязательно предлагается в форме каких-либо конкретных листов. Она может быть представлена подобранной литературой, информацией на электронных носителях и т.д. Эти особенности зависят от мастерства учителя и возможностей учащихся. Обучающиеся изучают предложенную им информацию и направляют ее для решения ранее возникшей проблемы.
Лист 2
Информационный лист по теме «Решение квадратных уравнений Рассмотрим квадратное уравнение общего вида: , где . (*) Формулу (*) называют формулой корней квадратного уравнения общего вида. Выражение называют дискриминантом и обозначают . Пример. Решить уравнение . Решение: Здесь , , , тогда . По формуле (*) находим: , откуда получаем , . Ответ: , . Желаем успехов при изучении данной темы! |
- Принятие решения. В этой фазе занятия планируется дальнейший ход действий для решения дидактической задачи. Число и последовательность учебных этапов определяется так же, как и средства, необходимые для каждого учебного этапа и может быть записано в Лист-планирования (лист 3).
Лист 3
Лист-планирование Вам необходимо научиться решать квадратные уравнения. Как вы действуете? |
- Выполнение. За принятием решения следует воплощение запланированного в конкретные действия. В нашем случае на этой фазе происходит групповое составление алгоритмов решения примеров (лист 4) с подробным и полным решением, которые предлагает учитель в готовом виде на «Информационных листах» или посредством подобранной литературы; индивидуальное выполнение конкретных примеров (лист 6), групповой анализ решения задачи предложенного учителем типа «Найти ошибку в предложенном решении» (лист 7). Завершает этот этап решение дидактической задачи (возврат к листу 1).
Лист 4
Задание 1 Группа 1 Группа 2 Группа 3 |
Лист 6
Задание 2 Решить уравнения: Вариант 1 1) ; 2) 4 3) . Каждый учащийся группы получает свой вариант. |
Лист 7
Задание 3 Проверь правильность решения и исправь найденные ошибки. Решить уравнение . Решение: 1) ; ; . 2) D=0. Ответ: Действительных корней нет. Каждая группа получает своё задание. |
- Контроль. После выполнения задания наступает этап контроля решения.
- Оценка. Занятие заканчивается оценкой решения дидактической задачи.
Следует заметить, что фазы «контроль» и «оценка» могут идти параллельно (листы 5 и 8), причем сразу по мере выполнения промежуточных задач заполняется оценочный лист (лист 10). В конце занятия осуществляется перевод полученных баллов в отметку (лист 9).
Лист 8
Проверочный лист Вариант 1 1) . 2) Действительных корней нет. 3) ; . |
Лист 5
Алгоритм решения квадратных уравнений 1. Определить коэффициенты а, b, с. 2. Вычислить дискриминант(D). 3. По значению дискриминанта (D) определить количество корней и найти их: 3а) если D›0, то уравнение имеет два корня; |
Лист 10
Оценочный лист
№ п/п |
Фамилия, имя учащихся |
Баллы |
Оценка |
||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
Всего |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки
Баллы
|
Задания |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
2 |
Полное соответствие алгоритму |
Все примеры решены верно |
Задача решена правильно |
Найдена и правильно исправлена ошибка |
1 |
Ошибки в формулировке алгоритма решения квадратных уравнений |
Допущены 1 или 2 ошибки |
_ |
Ошибка найдена, но не исправлена |
0 |
Алгоритм составлен неправильно |
Допущено 3 и более ошибок |
Задача решена неправильно |
Ошибка не найдена |
Лист 9
Таблица перевода баллов в отметку
Баллы |
Отметка |
8 |
5 |
При использовании методики дидактических задач учитель на подготовительной фазе продумывает и планирует учебную ситуацию до мелочей, но в конкретной ситуации, как правило, ограничивается ролью консультанта. Здесь методической стороной учения являются тема и результат совместной беседы. Обучение, ориентированное на действие, предполагает сочетание самых разных способов взаимодействия на учебных занятиях, в основе которых лежит индивидуальное приобретение и присвоение знаний.
Методика дидактических задач позволяет строить процесс обучения в рамках деятельностного подхода, развивать мышление учащихся, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.
Литература
- Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.
- Шаш Н.Н. Action Learning. Уникальный подход к развитию людей и организаций/ Н.Н. Шаш.-М.: ГроссМедиа, 2004.-С.19.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.-176с.