"Земля и ее строение", физическая география, 6-й класс

Разделы: География, Информатика

Класс: 6


Цели урока:

Образовательные: сформировать представление о внутреннем строении Земли; ознакомить учащихся с внутренними слоями: земной корой, мантией, ядром;
Развивающие:  развивать умение высчитывать температуру в шахте на разных глубинах; стимулировать любознательность;
Воспитательные:  формировать у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.

Тип урока (по целям): изучение нового материала.

Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, сообще­ния учащихся, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, формулирование выводов, реше­ние задач, закрепление.

Оборудование: физическая карта полушарий, мультимедийная презентация по теме «Земля и её строение», атласы для 6-го класса, набор карточек разных цветов, принадлежно­сти учащихся, учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии» 6 класс, Дрофа, 2002 г.

Структура урока:

План:

  1. Определение места урока в курсе географии 6 класса, разминка по заданиям-помощникам.
  2. Понятие о внутреннем строении Земли.
  3. Особенности внутренних оболочек Земли; экскурсия в виртуальный геологический музей.
  4. Первичное закрепление.
  5. Введение представления о материковой и океанической земной коре.
  6. Решение задач по теме.
  7. Закрепление.
  8. Итоги урока.

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие учеников).

II.Мотивационно-целевой  блок:

  • Учитель обращает внимание шестиклассников на схему изучения географии в 6 классе  (муль­тимедийная презентация, слайд №2);
  • Учащиеся определяют место данного урока на схеме, а также анализируют содержание темы «Строение Земли. Земные оболочки» по учебнику географии;
  • Учитель: - Ребята, для того, чтобы приступить к изучению новой темы, нам нужен ключ. Этот ключ называется «разминка для ума», которую мы проведём с помощью заданий – помощников (муль­тимедийная презентация, слайды № 3, 4, 5)
  • Подведение итогов по разминке.

III. Блок  изучения нового материала:

Учитель: - Ребята, давайте совершим путешествие вглубь Земли. Постепенно углубляясь, мы будем знакомиться с её внутренним строением (муль­тимедийная презентация, слайд  №7-8). Результаты своих наблюдений вы будете заносить в таблицу:

Внутренние оболочки Земл Состояние Состав Температура Давление
         
  • Таблица заполняется по ходу заслушивания сообщений учащихся:
  1. Сообщение по теме «Ядро Земли»;
  2. Сообщение по теме «Мантия»;
  3. Сообщение по теме «Земная кора».

 

IV.  Первичное закрепление:

  • Вопрос по учебнику: вопрос №1, стр.41;
  • Дополнительные задания:
  1. Начертите схему «Внутреннее строение Земли», показав на ней примерное соотношение ядра, мантии и земной коры: 17% : 82% : 1%;
  2. Объясните, почему мантию называют основной частью Земли;
  3. Расскажите, как изменяется температура в недрах Земли.

V. Введение представления о материковой и океанической земной коре:

Вид земной коры Толщина Состав (слои)
     
  • Проверка заполнения таблицы;
  • Работа на физической карте полушарий по определению регионов Земли с разными типами земной коры;
  • Вывод о понятиях «Литосфера», «Земная кора» (мультимедийная презентация, слайд №17).

VI. Практический блок:

Решение задачи:

  1. 1000м : 100 м = 10 (раз) – изменилась температура
  2. 10 раз · 3º = 30º С – общая изменившаяся температура
  3. +5º + 30º = +35º С – температура в шахте на глубине 1000 м.

VII. Блок закрепления:

VIII. Итоги урока:

  • Определение изменения настроения шестиклассников на начало и конец урока (по форме цветового дневника из книги Лутошкина А.Н. «Как вести за собой») (мультимедийная презентация, слайд № 21);
  • Объявление учителем оценок за урок:
- за сообщения учащихся;
- за лучшие устные ответы;
- за решение задач;

Задание  на дом:  § 16 , задание 3 (стр.41), подготовить сообщение о способах изучения земной коры.