Цели урока:
Образовательные: сформировать представление о внутреннем строении Земли; ознакомить учащихся с внутренними слоями: земной корой, мантией, ядром;
Развивающие: развивать умение высчитывать температуру в шахте на разных глубинах; стимулировать любознательность;
Воспитательные: формировать у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.
Тип урока (по целям): изучение нового материала.
Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, сообщения учащихся, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, формулирование выводов, решение задач, закрепление.
Оборудование: физическая карта полушарий, мультимедийная презентация по теме «Земля и её строение», атласы для 6-го класса, набор карточек разных цветов, принадлежности учащихся, учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии» 6 класс, Дрофа, 2002 г.
Структура урока:
План:
- Определение места урока в курсе географии 6 класса, разминка по заданиям-помощникам.
- Понятие о внутреннем строении Земли.
- Особенности внутренних оболочек Земли; экскурсия в виртуальный геологический музей.
- Первичное закрепление.
- Введение представления о материковой и океанической земной коре.
- Решение задач по теме.
- Закрепление.
- Итоги урока.
Ход урока:
I. Организационный момент (приветствие учеников).
II.Мотивационно-целевой блок:
- Учитель обращает внимание шестиклассников на схему изучения географии в 6 классе (мультимедийная презентация, слайд №2);
- Учащиеся определяют место данного урока на схеме, а также анализируют содержание темы «Строение Земли. Земные оболочки» по учебнику географии;
- Учитель: - Ребята, для того, чтобы приступить к изучению новой темы, нам нужен ключ. Этот ключ называется «разминка для ума», которую мы проведём с помощью заданий – помощников (мультимедийная презентация, слайды № 3, 4, 5)
- Подведение итогов по разминке.
III. Блок изучения нового материала:
- Сообщение учащимся темы и целей урока (мультимедийная презентация, слайд №6);
Учитель: - Ребята, давайте совершим путешествие вглубь Земли. Постепенно углубляясь, мы будем знакомиться с её внутренним строением (мультимедийная презентация, слайд №7-8). Результаты своих наблюдений вы будете заносить в таблицу:
Внутренние оболочки Земл | Состояние | Состав | Температура | Давление |
- Таблица заполняется по ходу заслушивания сообщений учащихся:
- Сообщение по теме «Ядро Земли»;
- Сообщение по теме «Мантия»;
- Сообщение по теме «Земная кора».
- Для заполнения графы «Состав земной коры» совершим экскурсию в виртуальный геологический музей (мультимедийная презентация, слайды № 9 – 15). Перед посещением музея проводится физкультминутка.
IV. Первичное закрепление:
- Вопрос по учебнику: вопрос №1, стр.41;
- Дополнительные задания:
- Начертите схему «Внутреннее строение Земли», показав на ней примерное соотношение ядра, мантии и земной коры: 17% : 82% : 1%;
- Объясните, почему мантию называют основной частью Земли;
- Расскажите, как изменяется температура в недрах Земли.
V. Введение представления о материковой и океанической земной коре:
- Проведение эвристической беседы по рисунку 23, стр. 40 учебника и слайду № 16 мультимедийной презентации;
- Заполнение таблицы в тетради:
Вид земной коры | Толщина | Состав (слои) |
- Проверка заполнения таблицы;
- Работа на физической карте полушарий по определению регионов Земли с разными типами земной коры;
- Вывод о понятиях «Литосфера», «Земная кора» (мультимедийная презентация, слайд №17).
VI. Практический блок:
- объяснение учащимся принципа решения задач на определение температуры на разных глубинах земной коры (мультимедийная презентация, слайд № 18);
Решение задачи:
- 1000м : 100 м = 10 (раз) – изменилась температура
- 10 раз · 3º = 30º С – общая изменившаяся температура
- +5º + 30º = +35º С – температура в шахте на глубине 1000 м.
VII. Блок закрепления:
- Выполнение заданий для закрепления (мультимедийная презентация, слайды № 19 – 20).
VIII. Итоги урока:
- Определение изменения настроения шестиклассников на начало и конец урока (по форме цветового дневника из книги Лутошкина А.Н. «Как вести за собой») (мультимедийная презентация, слайд № 21);
- Объявление учителем оценок за урок:
- за сообщения учащихся;
- за лучшие устные ответы;
- за решение задач;
- Объявление учителем благодарности учащимся за активную работу на уроке (мультимедийная презентация, слайд № 22).
Задание на дом: § 16 , задание 3 (стр.41), подготовить сообщение о способах изучения земной коры.