Цели урока:
- Закрепить предметный смысл ответа на вопрос: «Во сколько раз больше (меньше)?», опираясь на раннее изученный материал и практический опыт детей.
- Продолжить работу по усвоению кратного сравнения.
- Совершенствовать умение решать задачи на кратное сравнение.
- Совершенствовать вычислительные умения и навыки.
- Воспитание толерантности.
Форма урока: урок – игра.
Тип урока: комбинированный урок.Оборудование:
- Мультимедийная установка для демонстрации слайдов
- Индивидуальные листы.
- Индивидуальные листы для самоанализа.
- Сундучок с монетками.
Ход урока.
1. Знакомство с темой урока, целями урока. (Приложение слайд 1)
2. Введение. Приглашение на Остров Сокровищ. Знакомство с картой.
Звучит музыка А. Рыбникова из к\фильма «Остров Сокровищ». (Приложение слайд 2,3,4)
3. Задача – сесть на корабль. Выполнить задания капитана корабля. (Приложение слайд 5)
Устный счёт. (1 ученик за отворот доски)
- Во многих сказках царевич отправляется за тридевять земель». «Тридевять земель»- это сколько?
- 3 брата-царевича привезли царю перья жар-птицы. Каждый привёз по 4 пера. Сколько перьев жар – птицы стало у царя?
- На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 8 руках?
- В бублике одна дырка. А в кренделе-2. Во сколько раз меньше дырок в 2 бубликах, чем в 3 кренделях?
- На полке несколько горшков с кактусами. Когда Ваня полил половину кактусов. То неполитых осталось 8. Во сколько раз меньше политых кактусов, чем всего кактусов?
- Слону принесли 9 вёдер воды по 6 литров в каждом. 27 литров он выпил, а остальную воду вылил на себя. Сколько литров воды вылил на себя слон в жаркий июльский день?
- В каком числе столько же букв, сколько и цифр?
- Взаимопроверка (работа в парах), проверка ученика. (Приложение слайд 6)
- Пример- смекалка:
0 : (38+24:6 - 40) : 2
- Очень быстро найти значение выражения, чтобы корабль не затонул. (Приложение слайд 7)
4. Решение задачи.
Встреча с пиратами. Интеллектуальное сражение.
У обезьянки 10 кокосов.
Бананов в 2 раза меньше, чем кокосов.
А апельсинов в 2 раза больше, чем кокосов.
- Выбери схему, соответствующую условию задачи.
Условие – выбор схемы – условие-сам. Составление схемы- выбор правильной схемы из предложенного- проверка.
(Приложение слайды 8 – 13)
5. Устный счёт. Смена заданий.
- Чтобы проплыть через пещеру, необходимо выполнить задание осьминога. ( Почему осьминога так назвали?) Нужно угадать слово, которое станет ключом в ворота морской пещеры. Буквы слова можно узнать, только выполнив (устно) задания.
40:5 9х9 (18+6):6 7х4 54:9 3 х (24-16)
Д Р У Ж Б А
Проверка слова. Осьминог опускается на дно моря. (Приложение слайды 14-17)
6. Решение задачи.
- Необходимо пополнить запасы пресной воды. Встреча с пиратами на необитаемом острове. Интеллектуальное сражение.
У первого пирата 8 пиастров.
У второго – в 3 раза больше, чем у первого. А у третьего пирата столько, сколько у первого и второго вместе.
Во сколько раз пиастров у третьего пирата больше, чем у первого?
Сколько всего пиастров у пиратов?
- Условие – выбор схемы – условие - сам. составление схемы - выбор правильной схемы из предложенного - решение по действиям- решение другим способом - проверка. (Приложение слайды 18 -25)
7. Решение нестандартной задачи. (Творческое задание)
- Впереди Остров Сокровищ! Неужели наше путешествие заканчивается и все испытания позади? Стражник не пустит в ворота. Если не выполним задание феи.
- Первое задуманное число в 2 раза больше второго. Если меньшее число увеличить на 9, то получим большее число.
- Найди эти числа.
- Чему равно значение суммы?
- Запиши решение разными способами.
Рассуждение детей. Составление схемы- нахождение чисел -запись выражения и прочтение разными способами: 18 +9=27 – нахождение 2 способа: 9х3=27
(Приложение слайды 26-28)
8. Обобщение. Итог урока.
Заключительная часть. Встреча с гномиком Гошей.
Звучит музыка А. Рыбникова из к\фильма «Остров Сокровищ».
Задания для самоанализа: « Выбери верное утверждение».(см. Приложение)
Подведение итогов урока. Награждение учеников.
(Приложение слайды 29-30)