Интегрированный урок по окружающему миру "В гости к зиме"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях

Цель для ученика:

1. Знать времена года, знать названия зимних месяцев.

2. Понемать связь с живой и неживой природой.

3. Знать, чем занимаются звери зимой, понимать красоту природы.

Цель для учителя:

1. Научить детей бережному отношению к природе.

2. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы.

3. Развивать логическое мышление и наблюдательность.

1. Песня о временах года (ТСО).

- Какие времена года знаете? - З. В. Л. О.

- Какое время года сейчас? - зима.

2. - Учитель читает стихотворение ( звучит музыка времена года " Зима. ")

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Со звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

3. - Вы занимаетесь исследовательской работой.

В работе одного ученика было такое задание: найти в стихотворении фразеологизм.

Максим уроки не учил,
С вареньем чай на кухне пил.
В дверях вдруг появился дед:
- Уроки выучил иль нет?
- Как снег на голову упал,
А я тебя совсем не ждал.

4. Просмотр на кассете зимний лес. ТСО.

5. - Какие зимние месяцы знаете?

Декабрь январь февраль.

6. Угадайте, о каком месяце будем говорить.

Год кончает, зиму начинает.

7. Ученик читает доклад.

 

Декабрь - пора морозов, но снега в это время еще маловато, да и не глубок он. Задремал в берлоге медведь. Все живое спряталось, заснуло в ожидании тепла. Замерзли пруды, идет ледостав на реках. Повсюду уже надолго лег снежный покров. Все ниже ходит солнце все короче и темнее дни 22 декабря самый короткий день и самая длинная ночь. Морозные ночи светлеют от звезд. С 25 декабря солнце поворачивается на лето. По чуточке, по минуточке день начинает прибавляться, растет, а ночь убывает.

8. Приметы.

Утром небо красное
Декабрю быть ясному.
Звезды так и сыплют с неба -
Будет по колено снега.

Коль в декабре снега падут
Укроют землю знатно,
Хлеба хорошие взойдут,
Знать это всем приятно.

Если вдруг рогами вниз
Месяц на небе повис
То не жди погоды ясной
Будет пасмурно, ненастно.

Еж на опушке устроил пору -
Будет зима очень теплой в бору.
Если же в чаще нора, в глубине,
Будут морозы трещать по весне.

Чем деревья трещат сильнее,
Тем суровей зима, холоднее.

Если вороны с утра загалдели,
К вечеру жди непременно метели.

9. Загадка. О январе.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц этот? (Январь)

 10. Ученик читает доклад.

Январь - месяц больших молчаливых снегов.

Земля вода - все периной снежной покрыто.

Лес в глубоких сугробах утонул. Замерзли, затаились, замерли травы, кусты, деревья.

Но под ледяной броней и толстым снежным покрывалом таят они могучую силу жизни, весеннего тепла дожидаются.

Январь к весне поворот. Морозы трещат, а солнце уже заметно пригревает. Говорят, что "Январь - бокогрев. " Это оттого, что коровы, гуляя январским днем по двору, находят защищенные от северных ветров места и давай бока на солнце попеременно греть. Вот так и появилось прозвище это.

11. Приметы.

Если отблеск вкруг солнца блестит,
Если быстро рассвет занимается,
Знай - дороги-пути занесли
Снегопад да метель собираются.

Коли ночью лунно-звездной
На дворе твоем морозно,
В небо дым идет столбом,
Значит, будет ясно днем.

Деревья в лесу трещат,
И с треском дрова горят,
И ветер в трубе гудит -
К морозам, народ говорит.

12. Назовите последний месяц зимы?

(Февраль)

13. Просмотр мультфильма про февраль. "Урок тетушки совы. "

14. Какие явления в неживой природе происходят зимой?

(оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель, вьюга, пурга. )

Как зимуют растения.

(Лиственные сбрасывают листву, хвойные - стоят зеленые. )

Как зимуют кустарники, травы.

(кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, не все)

Некоторые травенные растения снег защищает от мороза.

(Чем больше снега тем им легче перенести зимние морозы. )

Здесь мы видим связь живой и неживой природы.

Можно ли ломать ветки?

Собирать цветы?

Во время зимы организм человека ощущает недостаток тепла, солнечного света, витаминов.

Как надо заботиться о своем здоровье?

15. Угадайте чистоговорки и произносить по три раза.

Ять - ять - ять - Природу нужно: (охранять).

Ля - ля - ля - мы спасем тебя,: (Земля).

Ождь - ождь - ождь - Не нужен нам кислотный,. . (дождь).

Я - я - я - Наука: (экология).

16. Как можно помочь зимой рыбам?

(Во льду делают лужу, а чтобы быстро не замерзала, в нее кладут кучки соломы и присыпают снегом. )

17. Игра четвертый лишний.

  • Лето, зима, весна, год.
  • Март, декабрь, январь, февраль.
  • Снег, дождь, град, лед.
  • Лиса, медведь, заяц, дятел.

18. БЕСЕДА О ПТИЦАХ

А как вы можете помочь зимой птицам?

(Сделать кормушку подкармливать птиц. ) 

19. Видеозапись.

Родитель задает вопрос.

  • А что делают звери зимой?
  • Как зимуют медведь, лиса, белка, волк.

20. Дети в костюмах рассказывают о себе.

 

Медведь.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Прежде чем лечь в берлогу путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом туда-сюда не раз пройдется. Берлогу - ему, выкопаю где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухими папоротниками еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопления жира.

Если медведя зимой разбудить, то он выходит из берлоги голодным. Он очень опасен. Его называют медведь - шалун.

Белка.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

К зиме белка утепляет свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется гайна. Зимой у белки мех мягкий и пушистый. На зиму белка делает запасы, которые хранит в дуплах деревьев, собственных гнездах. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Лиса.

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежала -
Нет ни дыма, ни пожара.

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса копает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Заяц.

Маленький, беленький.
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!

 Заяц - одно из самых кротких животных на свете. Зайцы передними лапами роют в земле норки. Там они живут целыми заячьими семьями, там же выращивают своих детей - зайчат. Норку они застилают мягкой травой, а также пухом, который заботливая зайчиха- мама выщипывает со своей груди. Зайцы очень осторожные животные. Возвращаясь после поиска пищи к своей норке, они никогда сразу не подойдут к ней , а сначала сделают несколько прыжков в сторону, посмотрев, не наблюдают ли кто за ними, затем несколько прыжков в другую сторону, и только сильно "натоптав" со всех сторон ,прыгают в саму нору.

Зимой зайцы меняют цвет шубки с серой на белую, чтобы быть незаметным на снегу.

Волк.

На овчарку он похож
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

Волки живут в основном в лесах. Зимние морозы волкам не страшны, у них прекрасные теплые шубы.

Питаются они мясом, нападая на оленей, лосей и других животных, а иногда не брезгают грызунами и кроликами. А уж если и это не удается найти, то волки перебиваются кое-какой растительной пищей, н-р. ягодами.

Иногда они преследуют добычу часами, они почти совсем не устают и могут бежать

километр за километром, пока не загонят добычу. Охотиться волки предпочитают ночью, в одиночку, но часто - стаями.

Волки очень прожорливы, поэтому иногда по ночам они появляются у жилья и воруют кур, овец. Детеныш волка называется волчонок.

 img7.jpg (35016 bytes)

21. Физ. минутка

22. Тесты.

1. Найди группу, в которой перечислены зимние месяцы.

1. Декабрь, январь, февраль.

2. Ноябрь, декабрь, январь.

3. Январь, февраль, март.

2. Найди явление природы, которое бывает только зимой.

1. Дождь.

2. Гроза.

3. Снегопад.

 3. Найди продолжение высказывания: (Уходя из леса весь мусор после себя:)

1. Нужно сжечь.

2. Нужно аккуратно сложить в одно место.

3. Нужно унести.

4. Какое дерево зимой остается зеленым?

1. Лиственница.

2. Сосна.

3. Берёза.

5. Что влияет на исчезновение рыб в водоёмах?

1. Слив грязной воды с фабрик и заводов.

2. Попадание весной талых вод.

3. Купание людей.

23. Дети закрывают глаза и представляют, что они в зимнем лесу. Открывают глаза и рисуют сугроб, какой формы они увидели, или снежинку.

24. Где мы живем? На какой планете?

25. Вид. фрагмент. Уроки тёт. Сова

26. Какое время года скоро наступит.

27. Итог.