"Сложение и вычитание многозначных чисел" с использованием ИКТ, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Закреплять и совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки в пределах шестизначных чисел.
  • Развивать логическое мышление у младших школьников при решении комбинаторных задач и задач изученных видов; пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи:

  • формировать прочный вычислительный навык; умение решать составные задачи;
  • продолжить работу по обогащению словарного запаса, расширению кругозора учащихся;
  • способствовать сохранению здоровья детей через использование динамических упражнений, смены видов деятельности и создания психологически-комфортной среды на уроке.

ОУУН: умение устанавливать закономерность.

Оборудование:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Слайд

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!

2. Актуализация полученных знаний.

Устный счет.

- Какие птицы прилетели к нам? (Снегири)

- Снегири принесли конверте письмо, в котором написано:

Решив наши задачи и здания вы узнаете,

Кто сегодня Вас приглашает

К себе в гости.

- Ребята, решим задачу снегирей?

- Первое задание из конверта индивидуальная работа по карточкам 3 учащимся

Слайд

Растет на полянке
Береза, рябинка,
А рядом в сторонке,
Трепещет осинка.
Рябинка повыше осинки немножко,
И хоть не на много, но ниже березки.

Какое же дерево выше всех дети?

Какое всех ниже? Кто быстро ответит?

Слайд

(выше всех - березка, ниже всех - осинка)

- Молодцы! Ребята, а вы знаете какие деревья растут у нас в тундре ? (карликовая береза, ель, лиственница)

- Что необходимо для жизни растений? (свет, тепло, вода)

- Какую пользу приносят деревья нашей Земле? (они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Их называют легкими планеты.)

- Как их надо беречь? (Не обрывать листья, не ломать ветки. Нельзя на деревьях делать надписи.

- Надо беречь, любить и замечать красоту нашей планеты ведь она такая маленькая и хрупкая.

- Следующее задание снегирей

Слайд

- Как называются компоненты при вычитании?

а 540 282   649
b 50 16 730  
a - b     0 325

Слайд

- Как называются компоненты при сложении?

c 746 0 446 609
d 254   59 99
с + d   970    

 - Следующее задание снегирей

Слайд

Прочитайте числа:

  • 7 301 622
  • 18 827 501
  • 80 030 040
  • 54 000 199

- Назовите самое маленькое число. (7 301 622)

- Самое большое число. (80030040)

- Назовите число, в котором отсутствуют единицы в классе единиц, тысяч, миллионов. (80 030 040)

- Назовите число, в котором отсутствуют десятки в классе единиц. (18 827 501)

- Назовите число, в котором отсутствуют десятки в классе тысяч.

(54 000 199, 7 301 622)

Теперь вы, наверное, хотите узнать, кто нас приглашает к себе в гости?

- Отгадав загадку от снегирей, вы узнаете, кто нас приглашает к себе в гости.

Слайд

Посмотри, а он живой!
Да с седою бородой,
В шапке алой меховой.
А приходит лишь зимой.
Угадай кто он такой?

Слайд (Дед Мороз)

- Дедушка Мороз приготовил для вас очень много интересных заданий, да вот беда перепуталось все у него в голове, что сам решить не может.

- Поможем Деду Морозу решить его задания?

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать,
Дед Морозу помогать.

- Для этого нам нужно сесть ровно, открыть тетради и записать число "4 декабря", Классная работа.

3. Каллиграфичное письмо цифр.

- В минутку чистописания Дедушка Мороз приготовил три числа

- Первое число обозначает прошлый новый год. (2006 )

- Второе число обозначает год идет сейчас. (2007)

- И третье число обозначает следующий, новый год. (2008 )

  1. 2006
  2. 2007
  3. 2008

- Охарактеризуйте второе число. (Число 2007 - четырехзначное, состоит из 7 единиц, 0 десятков, 0 сотен, 2 тысяч. Это число четное. Соседи числа 2007 - 2006 и 2008)

4. Закрепление пройденного материала.

- Следующее задание Деда Мороза из учебника по математике с. 69 № 5

  • 1 пример 1 столбика и
  • 1 пример 2 столбика.

- Что нужно сделать, чтобы решить эти примеры?

- Давайте вспомним, как выполняются арифметические действия если в примерах есть скобки? (сначала выполняем в скобках умножение или деление, а потом сложение или вычитание слева на право выполнив действие в скобках выполняем за скобками слева на право.)

Физминутка

Ели за окном стоят,
В небо синее глядят.
(Подтягивание - руки вверх)
Ветки в стороны торчат,
(Подтягивание - руки вперед)
Зайки под ветками сидят.
(садятся в глубокий присест на несколько секунд)
Зайцы прыгают как белки,
Зайцы - ловкие как мышки.
(Прыжки)
Мы под елками сидим
И на зайчиков глядим.

(Дети садятся за парты)

- Чем полезно молоко расскажет Урюпин Денис.

- Неспроста мы заговорили про молоко ведь сейчас мы будем решать задачу № 12 на с. 69.

- Прочитайте задачу.

На автомашине привезли в одинаковых бидонах 448 л молока. Когда 10 бидонов выгрузили, на машине осталось 128 л молока. Сколько литров молока было в каждом бидоне?

- О чем говориться в задаче? (О молоке)

- Что известно в задаче?

- Что обозначает число 448? (Сколько литров молока привезли)

- Что обозначает число 128? (Сколько литров молока осталось)

- Сколько литров выгрузили? (?л, 10б.)

- Что нужно узнать в задаче? (Сколько литров молока было в каждом бидоне?)

- Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)

- Что нам нужно для этого узнать? (Сколько литров молока выгрузили)

- Как мы можем это узнать? (Надо из 448 л вычесть 128л)

- В скольких бидонах? (в 10 бидонах)

- Зная, сколько выгрузили литров молока можем узнать, сколько литров молока было в одном бидоне? (Да)

- Как? (Надо количество молока, которое выгрузили разделить на количество бидонов)

Дедушка Мороз составил 3 кратких записи, но только одна из них правильная найдите ее и докажите, что это так.

Слайд

1.

Привезли - 128 л
Выгрузили - ? л., в 10б.
Осталось - 448 л

2.

Привезли - 448 л
Выгрузили - ? л., в 10б. 1б. - ? л
Осталось - 128 л

3.

Привезли - ? л
Выгрузили - ? л., в 10б.
Осталось - 128 л

Слайд

- Верна краткая запись № 2

- Почему?

Слайд (после решения задачи)

1) 448 - 128 = 320 (л) - выгрузили

2) 320 : 10 = 32 (л) - 1 бидоне

Ответ: в одном бидоне было 32 литра молока.

- Молодцы, ребята, и с этим задание Деда Мороза справились.

5. Самостоятельная работа учащихся.

с. 69 № 6

6. Оценивание знаний учащихся

Слайд

- Вы справились со всеми заданиями Деда Мороза и награждены отметками, ведь вы очень хорошо помогли Дедушке Морозу, а подарки от Дедушки Мороза получите в Новогоднюю ночь.

7. Итог урока

- Чем сегодня занимались на уроке?

8. Домашнее задание с. 69 № 5 1- 2 столбик 2 примеры. Разбор домашнего задания.

Слайд