Однопредметный урок в малокомплектной школе. Урок письма в 1-м классе "Письмо слов с буквой -б-" и урок русского языка во 2-м классе "Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными"

Разделы: Начальная школа


1 класс

ТЕМА: “Письмо слов с буквой б”.

ЦЕЛЬ:

  • Закрепить написание строчной буквы б.
  • Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
  • Учить детей сотрудничать.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать чувство дружбы и товарищества.

2 класс

ТЕМА: “Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными”

ЦЕЛЬ:

  • Развивать умения распознавать безударный слог в словах и подбирать проверочное слово.
  • Совершенствовать умения определять тему текста и озаглавливать его.
  • Развивать орфографическую зоркость, речь, сосредоточенность внимания, память, мышление.
  • Воспитывать чувство дружбы и товарищества.
  • Работа с учителем. Психологический настрой.
  • - Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – первое, второе или третье? (Весёлое, грустное, задумчивое.)

    Рис.1

    - Мне нравится ваш настрой на работу, мы ещё вернёмся к этим изображениям в конце урока.

  • Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.
  • На доске написаны слова:

    • зубр
    • зебра
    • бобры
    • белка

    - Прочитайте написанные слова (1,2 кл.). Что их объединяет? (Все слова объединены общей темой “животные”).

    - Какая буква повторяется в каждом слове? /1кл/

    - Первоклассники, формулируйте тему урока. (Письмо буквы б)

    - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель. (Будем учиться писать соединения букв с буквой б, слова и предложения с ней).

    - Какое слово лишнее? Почему? /2 кл./ (Бобры, т.к. стоит во множественном числе, имеет в записи две согласные б и безударную гласную, требующую проверки).

    - Назовите опасное место в слове, орфограмму. Проверим безударную гласную. (бобры – бобр)

    - Второклассники, сформулируйте тему урока. (Безударные гласные, требующие проверки).

    - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель. (На доске опорные слова: повторить…; учиться…;) (Цель нашего урока: повторить правило проверки безударных гласных в слове; учиться правильно писать безударные гласные в словах).

  • Минутка чистописания.
  • - Начнём реализацию целей с минутки чистописания.

    - Назовите букву, с которой мы будем работать сегодня? (Буква б)

    - Какой звук она обозначает в слове бобры? (Согласный, твёрдый, звонкий).

    - А какой - в слове белка? (Согласный, мягкий, звонкий).

    - На что надо обратить внимание при написании строчной буквы б? (На написание верхнего элемента буквы б).

    - Напишите эту букву в тетради пять раз (комментирует ученик). Самую красивую подчеркните.

    - Посмотрим, как буква б соединяется с другими буквами (учитель пишет на доске соединения букв с комментированием: бр бо бе).

    - Какое сочетание будет лишним? Почему? (бр – это не слог).

    - Какой слог будет следующим? Почему? (бу, би, …)

  • Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились
Ниже опустились.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Самостоятельная работа.
  • Письмо буквы б до конца строки.
  • Письмо слогов: бо бе.
  • Рассмотреть иллюстрации животных и соотнести их со словами на доске.
Работа с учителем.

Объяснение задания для самостоятельной работы.

Работа с учителем.

    1. Письмо слогов под диктовку, проверка:

    бу би ба

    2. Соотнесение слова и схемы.

    - Какое из прочитанных нами слов подходит к данной схеме? Докажите.

    Рис.2

    3. Слого - звуковой анализ слов белка и зебра:

    - Сколько в слове слогов? Какой слог ударный?

    - Дайте характеристику звукам [б, б'].

    4. Беседа о животных:

    - Кто такая белка? Опишите её внешний вид. Чем питается? Как готовится к зиме?

    - В каких краях можно увидеть зебру?

Самостоятельная работа.
  • Записать в тетрадь правильно и красиво слова с безударной гласной (на карточке), рядом с каждым словом написать проверочное слово:
  • Лиса - …, кроты - …, овца - …, коты - …, слоны - … .

  • Подготовиться к проверке выполненной работы по образцу (ученики получают памятку с вопросами).
  • Вопросы:

Какие гласные буквы нужно проверять?

Как проверить безударный гласный в словах?

Самостоятельная работа.
  • Записать слова белка и зебра в тетрадь. Проверить написанное проговариванием.
  • Закрасить иллюстрации (у каждого учащегося в тетради чёрно-белый рисунок).
  • Рис.3

    Рис.4

Работа с учителем.
  • Проверка самостоятельной работы.
  • Работа в паре у доски со словосочетаниями:
  • гр(а, о)чи
    ч(и, е)жи
    стр(е, и)жи
    с(о, а)ва
    весёлые
    мудрая
    красивые
    юркие

    Задание: вставить пропущенную безударную гласную в словах первого столбика и подобрать к существительному подходящее прилагательное из второго столбика.

  • Физкультминутка для глаз (выполняется стоя).
  • - Закрыли глаза, тихонько открываем их и внимательно смотрим на схему.

    Рис.5

    - Взгляд скользит по прямой вверх-вниз, влево-вправо, по коричневой восьмёрке против часовой стрелки, по красному (голубому и зелёному) овалу.

    - Повернулись и смотрим в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза – ясные, чистые, весёлые. Глаза – зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.

  • Работа в парах (разновозрастных).
  • - Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха – хорошо работать с другом ВМЕСТЕ. Но это не простое дело. Нужно уметь слушать друг друга. Помогать друг другу. Посмотрим, как вы это умеете делать.

    - Возьмите на столе парные (т.е. состоящие из двух половинок) карточки в форме носочков). Задания на карточках одинаковые, различаются наборы слов. Задания и слова написаны на разных половинках карточек. Разыскав свою половинку по внешнему сходству (рисунок на носочках), ребята садятся парами за парты и далее работают с учебным материалом вдвоём. Если дети справятся с заданием быстро и правильно, у них есть возможность порисовать: раскрасить узор так, чтобы получилась пара красивых одинаковых носочков.

    Рис.6

    Задания на карточках:

    1. Из данных слов составьте и запишите предложение.

    2. 1 класс – подчеркните букву б в словах предложения.

    3. 2 класс – найдите слово с безударной гласной и подберите проверочное.

    Наборы слов на две пары:

    - в, мы, лесу, были

    - белка, сосне, на

  • Работа с учителем.
  • 1. Проверка самостоятельной работы. На доске записаны возможные варианты предложений (одно из них составлено учителем):

    Мы были в лесу. Там сосны и ели. На сосне белка.

    2. Ответы на вопросы:

    - Можно ли назвать текстом то, что мы записали? Докажите? (2кл) (Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить).

    - Озаглавим наш текст и придумаем продолжение (1,2 кл).

  • Подведение итогов работы на уроке.
  • 1. Ответы на вопросы:

    - Назовите тему урока.

    - Какую учебную задачу поставили перед собой?

    - Как вы считаете, справились вы с её решением или нет? Обоснуйте свой ответ.

    - Легче работать в группе или одному? Поясните.

    2. - Все посмотрите снова на солнышко.

    - У кого из вас улучшилось настроение? А у кого оно ухудшилось? У кого оно не изменилось?

    - От общения с вами моё настроение выражается через весёлое солнышко.

    Домашнее задание.

  • Для 1 класса: закрасить иллюстрацию, записать название животных на странице прописи.
  • Для 2 класса: записать в тетради текст на тему “Белка”, повторить правило о проверке безударных гласных.
  • - Урок окончен.