Урок математики в 1-м классе "Число и цифра 5"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить знакомство с числом и цифрой 5,
  • научить пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах пяти,
  • закреплять знания о нумерации чисел,
  • развивать внимание, самостоятельность, логическое мышление,
  • развивать интерес к предмету.

Оборудование:

  • компьютер,
  • геометрические фигуры,
  • кубик,
  • разрезная касса цифр,
  • предметные картинки "Домашние животные",
  • выставка рисунков учеников "На что похожа цифра 5?".

Учебник "Математика 1 класс" 1часть, автор А.Л.Чекин. Изд-во "Академкнига" Москва, 2008 г.

Тетрадь "Математика в вопросах и заданиях"

Ход урока

I. Орг. момент.

  1. Приветствие учеников
  2. Настрой на работу

Дети говорят хором:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

II. Проверка домашнего задания.

Знакомство с рисунками учеников.

III. Сообщение темы урока

Слайд №1

- С каким числом и цифрой познакомились на прошлом уроке?

- Где в жизни нам встречается число 5?

- Сегодня мы продолжим знакомство с числом и цифрой 5. А для этого мы с вами отправимся в сказку.

- Вы любите сказки?

- Тогда слушайте, сказка начинается.

- Давным-давно, так давно, что даже ваши бабушки не припомнят далеко за высокими горами, за глубокими морями, в сказочном лесу в небольшом доме жили-были гномики и Белоснежка.

Слайд №2

- Они жили очень дружно. Все делили поровну: и радости, и горести.

Вместе работали, вместе отдыхали, вместе путешествовали.

- Вот однажды они решили отправиться в далекое путешествие.

Один из гномиков и говорит: "А давайте-ка мы сначала разомнемся, мало ли, что может нас ждать впереди".

IV. Актуализация опорных знаний.

Математическая разминка.

- Покажите цифрой число фигур.

Слайд №3 (пять треугольников)

Слайд №4 (три квадрата)

Слайд №5 (четыре прямоугольника)

Слайд №6 (два пятиугольника)

На доске. Выставляю по одной фигуре из каждого слайда.

- Назовите фигуры.

- Как назовем их одним словом?

- Почему последнюю фигуру называют пятиугольником?

Слайд №6

Задачи в стихах.

- Покажите цифрой ответ.

Под кустами у реки,
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?(4)
В снег упал Сережка
А за ним - Алешка,
А за ним - Иринка.
А за ней - Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят?

 

В кормушке сидели
Лишь три только птицы,
Но к ним прилетели
Еще 2 синицы.
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Покажет на карточке
Каждый из вас!

- Молодцы! Все были внимательны.

- Теперь гномики и мы с вами готовы к далеким путешествиям.

Слайд №7

Слайд №8

- Вот идут гномики по сказочному лесу. Любуются красотой леса, слушают пение птиц, бабочки приветствуют их порханием своих крыльев. Долго ли коротко шли гномики по лесу, пора и отдохнуть им. А мы с вами поработаем. - Открыли учебники на стр.51.

V. Формирование ЗУН

1) № 4 -Рассмотрите кубик.

- Сколько очков выпало на нем?

- Раскрасьте сторону с пятью очками простым карандашом.

2) Упражнение в написании цифры 5.

Показ учителем на доске.

Несколько учеников упражняются в написании цифры.

Упражнение в тетради.

3) №5 Порядковые числительные.

- Рассмотрите рисунок в учебнике.

- Кто был первым по счету?

(предметные картинки "Домашние животные" вывешиваются на доску по порядку)

- Кто - следующий?

- Как считал зверей козленок?

4) Слайд №9 - Посмотрите, карточки с цифрами рассыпались.

- Кто поможет построить их по порядку: от самого маленького до самого большого?

Один ученик работает у доски. Остальные записывают в тетради.

- Проверьте, у всех ли так получилось?

Слайд №10

5) №6 Понятия "слева", "справа". (рисунок "Забор" вывешиваю на доску)

- Отметить пятую справа доску в заборе красным карандашом, четвертую -справа-синим цветом.

Слайд №11

Физкультминутка.

1, 2, 3,4, 5!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

1, 2, 3, 4, 5!
Топаем ногами.

1, 2, 3, 4, 5!
Хлопаем руками!

Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!

Слайд №12

- Гномики отправились вперед. Они шли по крутым горным тропинкам, спускались с косогоров, и так притомились, что привал решили сделать у лесного ручья, который приветствовал веселым журчанием.

VI. Закрепление изученного.

- А мы с вами откроем тетради для самостоятельных работ на стр.47.

1) Работа над составом числа 5.Самостоятельная работа.

№ 4 Слайд №12

- Сколько кругов в первом ряду?

- Сколько кругов в втором ряду?

- Сколько кругов в третьем ряду?

- Сколько кругов в четвертом ряду?

- Дорисуйте в каждом ряду круги так, чтобы их стало по пять в каждом ряду.

Слайд №13

- Проверим.

2) Внизу страницы задание сравнить числа. Поставьте знаки <, >, =.

Слайд №14

- Проверяем.

Ученики прочитывают выражения.

- Какое из чисел больше?

- Прежде чем начнем выполнять следующее задание, угадайте, что еще в лесу увидели гномики?

Загадки о грибах.

А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)

Слайд №15

- У мосточка
Под кусточком
Две лисички,
Две сестрички. (лисички)

Слайд №16

- А вы знаете, что это за грибы?

- Можно ли уничтожать несъедобные грибы? Почему?

3) №5 стр.48 Самостоятельная работа.

Ответить на вопросы.

- Создайте пары из лисичек и мухоморов.

Слайд №17 Проверка.

№ 6 Сопоставление точечного рисунка с числом.

- Сколько пальцев на одной руке?

- Обвести карточку с таким же числом точек.

Слайд №18 Проверка.

- Вот и путешествие гномиков подходит к концу. Пора возвращаться домой. Их давно заждалась Белоснежка.

Слайд №19

VII. Итоги урока.

- Давайте поблагодарим наших гномиков за путешествие.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что нового вы узнали сегодня?

- А кто знает, сколько было гномиков сказке?

- С этим числом мы тоже скоро познакомимся.

- Самые активные на уроке:

Слайд №20

- Белоснежка и гномики говорят вам спасибо за активное участие на уроке и желают вам успехов в учебе.

Использованная литература.

  1. В.Волина "Праздник числа". Изд-во " АСТ-пресс", Москва 1996.
  2. Л.И. Хлебникова "Стихи для изучения математики" "Издательский дом "Литература" С-П 2008.
  3. И.Г. Сухин "800 загадок.100 кроссвордов".