Пояснительная записка.
Программа "Литературное наследие Сибири" в начальных классах составлена в соответствии с рекомендациями:
- руководителя рабочей группы по написанию стандарта "Литературное наследие Сибири" - Доманского Валерия Анатольевича, д.фил.н., проф. кафы. общего литературоведения Фил.Ф. ТГУ. "Региональный компонент "Литературное наследие Сибири";
- З.Н.Багуевой, С.И.Поздеевой "Об изучении курса "Литературное наследие Сибири" в начальных классах.
Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края.
Курс "Литературное наследие Сибири" направлен на общее развитие ребенка, на воспитание у детей чувства такта и понимания культуры других, непохожих народов. Это необходимо, прежде всего, потому что территория Томской области населена людьми более ста национальностей и народностей, а последнее время наблюдается приток людей из ближнего зарубежья. Все они хотят сохранить свою культуру, забывая, что существует материальная, духовная, социальная культура коренного населения Сибири. И если довелось нам здесь обрести Родину, то мы просто обязаны знать и принимать эту культуру, уметь жить в согласии, взаимопонимании и уважении друг к другу. Важнейшая составляющая культуры - литература.
Большим открытием для детей становится факт проживания писателей непосредственно в Томске, возможность встречи с ними. Дети, знакомясь с произведениями писателей и поэтов, считают, что, это люди давно уже умерли или же они живут где-то далеко от Томска.
Цели курса "Литературное наследие Сибири":
- воспитание любви к родному краю, уважения к обычаям, языку, культуре народов Сибири;
- знакомство с фольклором и литературой родного края;
- формирование навыков аналитико-синтетического чтения произведений о Сибири;
- развитие литературно-творческих способностей учащихся;
- формирование потребности в самостоятельном чтении художественных текстов.
Принципы построения курса:
- системности (осуществляется через целостность и законченности курса);
- концентричности (осуществляется через тематические разделы, которые повторяются в каждом классе; авторские произведения Мейко Т., Кошурниковой Р., которые рассматриваются в каждом классе с новой проблемой);
- методической универсальности
Работа по программе курса начинается во втором классе, когда темп чтения учащихся ещё не велик. Поэтому и произведения отобраны небольшие по объему, доступные для понимания. Материал во втором классе большей частью представлен сказками народов Сибири (отбирались сказки народов, населявших пределы Томской области либо близлежащих территорий). Сказки собраны в тематические подразделы:
- "Сказки о создании земли и рельефа"
- "Сказки об отличительных чертах животных"
- "Сказки о медведе"
- "Сказки о людях"
- "Сказки русских сибиряков". Сказка русских сибиряков коренным образом отличается от сибирской сказки.
На уроках данного курса во втором классе дети знакомятся с отличительными чертами сибирской сказки, отношения человека к природе, выраженном через сказку, её героев и их взаимоотношений. Узнают о том, как европейцы представляли себе Сибирский край, людей, населявших его. На основе литературных произведений знакомятся с историей возникновения города.
Учебник 2 класса "Край сказок и чудес" представлен книгой-альбомом с чистыми страницами или частью страницы, на которых сам ребенок сможет нарисовать иллюстрацию к прочитанному, дописать конец произведения или изменить его по-своему желанию, дописать загадки, пословицы, поговорки. Одним словом, ребенок станет нашим соавтором книги.
Объяснение непонятных или же трудных слов в учебнике 2 класса "Край сказок и чудес" находится на той же странице под основным текстом. Само слово обозначено в тексте значком *.
В третьем классе продолжается рассмотрение сказок народов Сибири. Произведения авторов-сибиряков продолжают находить также место в книге для чтения "Край удивительный и безграничный" В 3 классе увеличивается объем произведений. Само название книги "Край удивительный и безграничный" говорит о том, что, рассматривая произведения нужно помнить, что Сибирь - край безграничный не только в вопросах территориальных границ, а и в том, что произведения можно рассматривать по нескольким аспектам. Например, сказка "Почему Чулым сбежал от Енисея" - географический, литературный, краеведческий аспекты; Кошурникова Р. "Чудище под облаками" - исторический, научный, литературный аспекты.
В книге для чтения 4 класса "Край людьми богатый" темы для рассмотрения остаются те же самые. Но объем произведений значительно увеличивается. Рассматривается произведения о людях, прославивших своими делами и подвигами родной край. Необходимо привлечь внимание детей к поисковой работе в своей собственной семье. В сборнике для четвертого класса "Край людьми богатый" лирические произведения входят в несколько тем. И это неслучайно, во-первых, учитель может выбрать произведение для изучения в одной из тем, а может показать детям, что произведения рассматриваются многоаспектно. И одно и тоже произведение можно рассматривать в нескольких темах. Стихотворение Н.Хоничева "Томский лес" рассматривается в темах "Мой город родной" и "Твоей природой очарован" или стихотворение С.Ковыршина "Осеннее танго" рассматривается в темах "Твоей природой очарован" и "Времена года".
В 3 и 4 классах непонятные слова обозначены знаком *, объяснение значения слов собрано в Толковый словарик, который расположен в конце книги.
Если во втором классе должен быть учебник-альбом, то в 3 и 4 классах параллельно с книгами для чтения дети могут вести "Читательский дневник". В нем будут находить место размышления детей по поводу прочитанного, делаться зарисовки на различные темы, возможно, кто-то из детей и сам будет пробовать свои силы в написании стихов и прозы.
В каждом классе планируется обязательная встреча с писателями Томска, экскурсии по местам города, связанными с жизнью и деятельностью писателей и поэтов родного края.
Книги для чтения содержат литературный материал большего объема, чем это необходимо для прочтения на уроке. И это оправдано. Во-первых, достаточно трудно задавать детям задание, чтобы они нашли то или иное произведение, т.к. тиражи изданных книг были минимальны, и не все произведения можно получить даже в библиотеках города. Во-вторых, необходимо, чтобы дети читали не только в классе, но и дома, перечитывали понравившиеся места, читали то, что не прочитано в классе.
Исходя из всего сказанного, хочется надеяться, что уроки курса "Литературное наследие Сибири" не превратятся в уроки только морального назидания, а это будут уроки подлинно нравственного воспитания, уважения к другим национальным культурам, формирования чувства собственного достоинства, уроки наслаждения и любования словом.
Содержание курса.
2 класс - 34 часа.
- Вводное занятие - 1 час.
- Сказки народов Сибири-20 часов.
- Произведения авторов-сибиряков - 8 часов.
- Поэтические страницы - 5 часов
3 класс - 17 часов.
- Сказки народов Сибири -6 часов.
- Произведения авторов-сибиряков - 6 часов.
- Поэтические страницы - 4 часа.
- Итоговое занятие
4 класс - 17 часов.
- Томск в сказках, легендах - 5 часов.
- Произведения писателей-сибиряков - 5 часа.
- Поэтические страницы (Красота родного края) - 4 часа.
- Моя малая Родина - 3 часа.
Произведения для чтения.
2 класс.
- "Фантастические представления о людях Сибири", Гриц "Ермак" (отрывок)
Сказки народов Сибири. 20 часов.
Сказки о создании земли, рельефа.
- "Как земля появилась" - сказка эвенков, "Как кулик землю достал" - сказка хантов, "Пояс Нуми-Торума" - манси, "Отчего реки и озёра взялись" - сказка эвенков.
Сказки об отличительных чертах животных.
"Почему звери друг от друга отличаются" - нанайская, "Отчего змеи жалят" - эвенки, "Глухарь, утка и гусь" - кеты, "Жадный глухарь" - Алтай, "Отчего у зайца уши длинные" -сказка манси, "Почему карась стал плоским" -эвенки, "Догадливая выдра" -шорцы, "Хитрая лиса и дятел" - эвенки "Снегирь" - сказка эвенков, "Отчего ворон черный" -манси, "Лебедь и Ворон" - эвенки, "огонёк и Пчела" - сказка шорцев.
Сказки о медведе.
"Почему у медведя нет большого пальца" - эвенки, "Белый медведь и бурый медведь" -ненцы, "Шесть имен медведя" - тофалары, "Как медведь хвост потерял" - сказка ненцев, "Как наказали медведя" - тофалары, "Медведь и бурундук" - нивхи, "Медведь и собака" - сказка эвенков, "Медвежья трава" -ханты, "Не ночуйте в медвежьей берлоге" - кеты,
Другие сказки.
"Зайчик" -манси, "глупый лось" - сказка ненцев, "Первая кукушка" - ненцы, "Кукушка" - сказка эвенков, "Как птицы огонь добывали" - шорцы, "Собака" - ненцы, "Как собака хозяина себе искала" -селькупы,
Сказки о людях. "Вечные люди и живая вода" - тофалары.
Сказки русских сибиряков. "Чайка и красавица Ангара", "Белка и кедровка".
Произведения авторов-сибиряков - 8 часов.
- Т.Мейко "Солнце и туча", "Планета", "На конце нитки"
- Р.Кошурникова ":Поставили город:"
- А.Коптелов "Осенний ужин", "Заячья смекалка".
Поэтические страницы - 5 часов.
- В.Кудрявцева "Мой дом", "Секрет", "Задача", "Тополь", "Роса", "Неразборчивое письмо", "Сиамская кошка".
- В.Сердюк "Лесной аэропорт", "Ерундук", "Как нарисовать радугу"
- Встреча с писателями-земляками, экскурсия.
3 класс.
Сказки народов Сибири - 6 часов.
- "Месяц и девушка" - сказка кетов, "Добрый и мудрый" - сказка кетов, "Сказка о старике, старухе и волшебной птичке" - сказка кетов, "Почему Чулым сбежал от Енисея" - сказка кетов, "Семь островов на Енисее" - селькупы, "Желтая трясогузка-богатырь" - манси, "Итте" - ханты, "Хозяин воды" - тофалары, "Обида марала" - сказка алтайцев, "Сказка о трусливом олене" - сказка нганасан, "Страшный гость" - Алтай.
- Сказки русских сибиряков. "Сказка про Гришку, Мишку и Искорку".
Произведения авторов-сибиряков - 6 часов.
- Гриц "Ветер развевает русские знамёна над стенами Кашлыка" отрывок из повести "Ермак"
- Б.Климычев "Батеньков"
- Р.Кошурникова "Чудище под облаками"
- Т.Мейко "Зернышко", "Человек", "Ромашки"
- В.Кудрявцева "Пшеничный король"
- Н.Бондаревич "Времена года"
Поэтические страницы - 4 часа.
- А.Казанцев "Предзимье", "Из жизни дождя", "Принцесса на горошине", "Не сбываются сказки, наверное:", "Золушка"
- В.Казанцев "Облака в воде качая:"
- О.Шевкопляс "три поры осени",
- Л.Козева "Зима"
- Г.Небараковская "Буяну", "Осень в Лагерном саду", "Слепой дождик"
- Е.Стюарт "В первый день", "Задача", "Почему Серёжа смотрит за окно?", "Неугомонная птица", "Листопад", "Поздняя осень".
- Встречи с писателями-земляками, экскурсии
Итоговое занятие.
4 класс.
Томск в сказках, легендах - 5 часов.
- "Толстый Колькет", "Маченкат" -ханты.
- Легенда "Красавица Тома".
- Экскурсия.
Произведения писателей-сибиряков -5 часа.
- Т.Мейко "Сказка о Василисе Прекрасной и красном словце", "Любчик", "На душе, за душой и в душе"
- В.Кудрявцева "Мама - единственное число"
- Р.Кошурникова "И это все тайга" (отрывок из повести "Пусть тайга ко мне привыкнет")
Поэтические страницы "Красоты родного края" -4 часа.
"Мой город родной"
- ВАнтух "Томск. Век XVII"
- Л.Конюшихина "О Томске", "Я город по прохожим изучаю:", "Аникино", "Ледоход на Томи", "Петропавловский собор"
- Б.Климычев "Улицы Томска"
- Д.Анфиногенов "Напои меня, Томь"
- А.Казанцев "Каштак"
- С.Заплавный "У Вечного огня"
- Н.Хоничев "Томский лес", "Баллада о томском троллейбусе", "Художественному музею"
- Г.Небараковская "На Обрубе"
Твоей природой очарован.
- В.Рузавина-Коченевская "Хочешь стих про природу?"
- А.Казанцев "В мохнатом инее ботва"
- В.Брусьянин "Очарованье примитива:"
- С.Ковыршин "Осеннее танго"
- Г.Небараковская "Не люблю я пышные розы"
- Н.Хоничев "Томский лес", "В тимирязевском бору", "В лесу рассыпана поэзия:"
К северу от Томска.
- Б.Климычев "Это север"
- В.Брусьянин "Семилужки. Зима."
- А.Казанцев "Нарымская ночь"
- С.Яковлев "На Чулыме"
- Н.Хоничев "Озеро Чертаны"
- С.Федотов "Начинается Стрежевой" (отрывок)
Времена года.
- Г.Небараковская "Времена года", "Говорят, что нет чудес на свете"
- В.Брусьянин "Очарованье примитива"
- В.Петров "Так пахнет в дни предгрозовые"
- С.Ковыршин "Осеннее танго"
- А.Кузнецова "Не серебром, не золотом:"
- Д.Останин "Настроение"
- В.Рузавина-Коченевская "Первый дождь"
- С.Яковлев "Так легковесны снежные деревья", "Душистый клевер белоснежен", "На свету быстрина в серебре"
- Н.Бондарчук "Какая волшебная осень!"
Моя малая Родина - 3 часа.
Люди, которые прославили Томск
- "Деревянное солнышко" Р.Кошурникова, "Мечтание мое - Томский университет", "Две странички из жизни космонавта".
Где искать корни моей семьи - поисковая работа.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- фамилии писателей и поэтов родного края, названия их произведений и содержание нескольких произведений;
- знать 5-6 стихотворений наизусть;
уметь:
- отличить сибирскую сказку от русской народной сказки;
- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
- различать жанры авторской прозы;
- выделять средства художественной выразительности в литературном произведении;
- рассказывать о любимом писателе, поэте;
- ориентироваться в мире книг и корпусе конкретной книги.
Список литературы.
- Анфиногенов Д. "Ручей Серебряный", Томск, 2000 год
- Бондаревич Н. "Время лечит", Томск, 1999 год
- "Вольная птица", Томск, 2001 год
- Конюшихина Л. "Возвращение", издательство Томского ЦНТИ, Томск - 1998 год
- Коптелов А. "Лесные походы", Новосибирское книжное издательство, 1986 год
- Кошурникова Р. "Пусть тайга ко мне привыкнет", Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1976 год
- Кошурникова Р. "Стоит над Томью град старинный", Томское книжное издательство, 1987 год
- Кудрявцева В. "Веселая перепутаница", Западно-Сибирское книжное издательство, 1982 г
- Кудрявцева В. "Мама - единственное число", Западно-Сибирское издание, 1980 год
- Кудрявцева В. "Секрет", Томское книжное издательство, 1988 год
- Мейко Т. "Красное словцо", сказки, Томск - 2002 год
- Мейко Т. "Сказки", 1994 год
- Небараковская Г. "От сердца к сердцу", издательство Томского ЦНТИ, 2002 год
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. "Толковый словарь русского языка", Москва, 1997 год
- .Рузавина-Коченевская В. "Тайна заветная", г.Томск, 2002 год
- "Любимый город", сост. В.А.Колыхалов, Западно-сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1979 год
- "Мифы, предания, сказки хантов и манси", Главная редакция восточной литературы, Москва, 1990 год
- "Молодые голоса", поэтический сборник, Томск, 2000 год
- "Русские народные сказки Сибири о богатырях", изд. "Наука" сибирское отделение, Новосибирск, 1979 год
- "Северная книга", 1993 год
- "Сибирские Афины" литературный альманах, №1,2002 год
- "Сибирские Афины" литературный альманах, №3, 2003 год
- "Сибирские Афины" литературный альманах, №2,2005 год
- "Сказки народов Сибири", Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1984 год
- "Сказки народов Сибири", Красноярск, изд. "Витал", 1992 год
- "Советский энциклопедический словарь", Москва "Советская энциклопедия", 1984 год
- "Томские мотивы", сост.Т.Калёнова, Томск, 2003 год
- "Томская старина", №3,1992 год
- "Томские писатели", издательство "Ветер", Томск, 2004 год
- "Трусливый олень", нганасанские народные сказки, Москва, "Детская литература", 1982 год
- Гриц Т. "Ермак", Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1981 год
- Казанцев А. "Трудный возраст", Томское книжное издательство, 1987 год
- Конюшихина Л. "Путь к покаянию", г.Асино, 1995 года
- Сердюк В. "Лесной аэродром", Томское книжное издательство, 1991 год
- Стюарт Е. "Волшебная палочка", Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1975 год
- Хоничев Н. "Буквица", Томск, 2001 год
- Яковлев С. "Дикая роза шиповник",творческий коллектив "Живица", г.Томск, 1990 г.