Программа регионально-национального компонента "Литературное наследие Сибири"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Программа "Литературное наследие Сибири" в начальных классах составлена в соответствии с рекомендациями:

  • руководителя рабочей группы по написанию стандарта "Литературное наследие Сибири" - Доманского Валерия Анатольевича, д.фил.н., проф. кафы. общего литературоведения Фил.Ф. ТГУ. "Региональный компонент "Литературное наследие Сибири";
  • З.Н.Багуевой, С.И.Поздеевой "Об изучении курса "Литературное наследие Сибири" в начальных классах.

Необходимость создания данного курса вызвана тем, что в учебном плане нет предмета, в котором бы уделялось время на изучение литературы родного края.

Курс "Литературное наследие Сибири" направлен на общее развитие ребенка, на воспитание у детей чувства такта и понимания культуры других, непохожих народов. Это необходимо, прежде всего, потому что территория Томской области населена людьми более ста национальностей и народностей, а последнее время наблюдается приток людей из ближнего зарубежья. Все они хотят сохранить свою культуру, забывая, что существует материальная, духовная, социальная культура коренного населения Сибири. И если довелось нам здесь обрести Родину, то мы просто обязаны знать и принимать эту культуру, уметь жить в согласии, взаимопонимании и уважении друг к другу. Важнейшая составляющая культуры - литература.

Большим открытием для детей становится факт проживания писателей непосредственно в Томске, возможность встречи с ними. Дети, знакомясь с произведениями писателей и поэтов, считают, что, это люди давно уже умерли или же они живут где-то далеко от Томска.

Цели курса "Литературное наследие Сибири":

  • воспитание любви к родному краю, уважения к обычаям, языку, культуре народов Сибири;
  • знакомство с фольклором и литературой родного края;
  • формирование навыков аналитико-синтетического чтения произведений о Сибири;
  • развитие литературно-творческих способностей учащихся;
  • формирование потребности в самостоятельном чтении художественных текстов.

Принципы построения курса:

  • системности (осуществляется через целостность и законченности курса);
  • концентричности (осуществляется через тематические разделы, которые повторяются в каждом классе; авторские произведения Мейко Т., Кошурниковой Р., которые рассматриваются в каждом классе с новой проблемой);
  • методической универсальности

Работа по программе курса начинается во втором классе, когда темп чтения учащихся ещё не велик. Поэтому и произведения отобраны небольшие по объему, доступные для понимания. Материал во втором классе большей частью представлен сказками народов Сибири (отбирались сказки народов, населявших пределы Томской области либо близлежащих территорий). Сказки собраны в тематические подразделы:

  • "Сказки о создании земли и рельефа"
  • "Сказки об отличительных чертах животных"
  • "Сказки о медведе"
  • "Сказки о людях"
  • "Сказки русских сибиряков". Сказка русских сибиряков коренным образом отличается от сибирской сказки.

На уроках данного курса во втором классе дети знакомятся с отличительными чертами сибирской сказки, отношения человека к природе, выраженном через сказку, её героев и их взаимоотношений. Узнают о том, как европейцы представляли себе Сибирский край, людей, населявших его. На основе литературных произведений знакомятся с историей возникновения города.

Учебник 2 класса "Край сказок и чудес" представлен книгой-альбомом с чистыми страницами или частью страницы, на которых сам ребенок сможет нарисовать иллюстрацию к прочитанному, дописать конец произведения или изменить его по-своему желанию, дописать загадки, пословицы, поговорки. Одним словом, ребенок станет нашим соавтором книги.

Объяснение непонятных или же трудных слов в учебнике 2 класса "Край сказок и чудес" находится на той же странице под основным текстом. Само слово обозначено в тексте значком *.

В третьем классе продолжается рассмотрение сказок народов Сибири. Произведения авторов-сибиряков продолжают находить также место в книге для чтения "Край удивительный и безграничный" В 3 классе увеличивается объем произведений. Само название книги "Край удивительный и безграничный" говорит о том, что, рассматривая произведения нужно помнить, что Сибирь - край безграничный не только в вопросах территориальных границ, а и в том, что произведения можно рассматривать по нескольким аспектам. Например, сказка "Почему Чулым сбежал от Енисея" - географический, литературный, краеведческий аспекты; Кошурникова Р. "Чудище под облаками" - исторический, научный, литературный аспекты.

В книге для чтения 4 класса "Край людьми богатый" темы для рассмотрения остаются те же самые. Но объем произведений значительно увеличивается. Рассматривается произведения о людях, прославивших своими делами и подвигами родной край. Необходимо привлечь внимание детей к поисковой работе в своей собственной семье. В сборнике для четвертого класса "Край людьми богатый" лирические произведения входят в несколько тем. И это неслучайно, во-первых, учитель может выбрать произведение для изучения в одной из тем, а может показать детям, что произведения рассматриваются многоаспектно. И одно и тоже произведение можно рассматривать в нескольких темах. Стихотворение Н.Хоничева "Томский лес" рассматривается в темах "Мой город родной" и "Твоей природой очарован" или стихотворение С.Ковыршина "Осеннее танго" рассматривается в темах "Твоей природой очарован" и "Времена года".

В 3 и 4 классах непонятные слова обозначены знаком *, объяснение значения слов собрано в Толковый словарик, который расположен в конце книги.

Если во втором классе должен быть учебник-альбом, то в 3 и 4 классах параллельно с книгами для чтения дети могут вести "Читательский дневник". В нем будут находить место размышления детей по поводу прочитанного, делаться зарисовки на различные темы, возможно, кто-то из детей и сам будет пробовать свои силы в написании стихов и прозы.

В каждом классе планируется обязательная встреча с писателями Томска, экскурсии по местам города, связанными с жизнью и деятельностью писателей и поэтов родного края.

Книги для чтения содержат литературный материал большего объема, чем это необходимо для прочтения на уроке. И это оправдано. Во-первых, достаточно трудно задавать детям задание, чтобы они нашли то или иное произведение, т.к. тиражи изданных книг были минимальны, и не все произведения можно получить даже в библиотеках города. Во-вторых, необходимо, чтобы дети читали не только в классе, но и дома, перечитывали понравившиеся места, читали то, что не прочитано в классе.

Исходя из всего сказанного, хочется надеяться, что уроки курса "Литературное наследие Сибири" не превратятся в уроки только морального назидания, а это будут уроки подлинно нравственного воспитания, уважения к другим национальным культурам, формирования чувства собственного достоинства, уроки наслаждения и любования словом.

Содержание курса.

2 класс - 34 часа.

  1. Вводное занятие - 1 час.
  2. Сказки народов Сибири-20 часов.
  3. Произведения авторов-сибиряков - 8 часов.
  4. Поэтические страницы - 5 часов

3 класс - 17 часов.

  1. Сказки народов Сибири -6 часов.
  2. Произведения авторов-сибиряков - 6 часов.
  3. Поэтические страницы - 4 часа.
  4. Итоговое занятие

4 класс - 17 часов.

  1. Томск в сказках, легендах - 5 часов.
  2. Произведения писателей-сибиряков - 5 часа.
  3. Поэтические страницы (Красота родного края) - 4 часа.
  4. Моя малая Родина - 3 часа.

Произведения для чтения.

2 класс.

  • "Фантастические представления о людях Сибири", Гриц "Ермак" (отрывок)

Сказки народов Сибири. 20 часов.

Сказки о создании земли, рельефа.

  • "Как земля появилась" - сказка эвенков, "Как кулик землю достал" - сказка хантов, "Пояс Нуми-Торума" - манси, "Отчего реки и озёра взялись" - сказка эвенков.

Сказки об отличительных чертах животных.

"Почему звери друг от друга отличаются" - нанайская, "Отчего змеи жалят" - эвенки, "Глухарь, утка и гусь" - кеты, "Жадный глухарь" - Алтай, "Отчего у зайца уши длинные" -сказка манси, "Почему карась стал плоским" -эвенки, "Догадливая выдра" -шорцы, "Хитрая лиса и дятел" - эвенки "Снегирь" - сказка эвенков, "Отчего ворон черный" -манси, "Лебедь и Ворон" - эвенки, "огонёк и Пчела" - сказка шорцев.

Сказки о медведе.

"Почему у медведя нет большого пальца" - эвенки, "Белый медведь и бурый медведь" -ненцы, "Шесть имен медведя" - тофалары, "Как медведь хвост потерял" - сказка ненцев, "Как наказали медведя" - тофалары, "Медведь и бурундук" - нивхи, "Медведь и собака" - сказка эвенков, "Медвежья трава" -ханты, "Не ночуйте в медвежьей берлоге" - кеты,

Другие сказки.

"Зайчик" -манси, "глупый лось" - сказка ненцев, "Первая кукушка" - ненцы, "Кукушка" - сказка эвенков, "Как птицы огонь добывали" - шорцы, "Собака" - ненцы, "Как собака хозяина себе искала" -селькупы,

Сказки о людях. "Вечные люди и живая вода" - тофалары.

Сказки русских сибиряков. "Чайка и красавица Ангара", "Белка и кедровка".

Произведения авторов-сибиряков - 8 часов.

  1. Т.Мейко "Солнце и туча", "Планета", "На конце нитки"
  2. Р.Кошурникова ":Поставили город:"
  3. А.Коптелов "Осенний ужин", "Заячья смекалка".

Поэтические страницы - 5 часов.

  1. В.Кудрявцева "Мой дом", "Секрет", "Задача", "Тополь", "Роса", "Неразборчивое письмо", "Сиамская кошка".
  2. В.Сердюк "Лесной аэропорт", "Ерундук", "Как нарисовать радугу"
  3. Встреча с писателями-земляками, экскурсия.

3 класс.

Сказки народов Сибири - 6 часов.

  • "Месяц и девушка" - сказка кетов, "Добрый и мудрый" - сказка кетов, "Сказка о старике, старухе и волшебной птичке" - сказка кетов, "Почему Чулым сбежал от Енисея" - сказка кетов, "Семь островов на Енисее" - селькупы, "Желтая трясогузка-богатырь" - манси, "Итте" - ханты, "Хозяин воды" - тофалары, "Обида марала" - сказка алтайцев, "Сказка о трусливом олене" - сказка нганасан, "Страшный гость" - Алтай.
  • Сказки русских сибиряков. "Сказка про Гришку, Мишку и Искорку".

Произведения авторов-сибиряков - 6 часов.

  1. Гриц "Ветер развевает русские знамёна над стенами Кашлыка" отрывок из повести "Ермак"
  2. Б.Климычев "Батеньков"
  3. Р.Кошурникова "Чудище под облаками"
  4. Т.Мейко "Зернышко", "Человек", "Ромашки"
  5. В.Кудрявцева "Пшеничный король"
  6. Н.Бондаревич "Времена года"

Поэтические страницы - 4 часа.

  1. А.Казанцев "Предзимье", "Из жизни дождя", "Принцесса на горошине", "Не сбываются сказки, наверное:", "Золушка"
  2. В.Казанцев "Облака в воде качая:"
  3. О.Шевкопляс "три поры осени",
  4. Л.Козева "Зима"
  5. Г.Небараковская "Буяну", "Осень в Лагерном саду", "Слепой дождик"
  6. Е.Стюарт "В первый день", "Задача", "Почему Серёжа смотрит за окно?", "Неугомонная птица", "Листопад", "Поздняя осень".
  7. Встречи с писателями-земляками, экскурсии

Итоговое занятие.

4 класс.

Томск в сказках, легендах - 5 часов.

  1. "Толстый Колькет", "Маченкат" -ханты.
  2. Легенда "Красавица Тома".
  3. Экскурсия.

Произведения писателей-сибиряков -5 часа.

  1. Т.Мейко "Сказка о Василисе Прекрасной и красном словце", "Любчик", "На душе, за душой и в душе"
  2. В.Кудрявцева "Мама - единственное число"
  3. Р.Кошурникова "И это все тайга" (отрывок из повести "Пусть тайга ко мне привыкнет")

Поэтические страницы "Красоты родного края" -4 часа.

"Мой город родной"

  1. ВАнтух "Томск. Век XVII"
  2. Л.Конюшихина "О Томске", "Я город по прохожим изучаю:", "Аникино", "Ледоход на Томи", "Петропавловский собор"
  3. Б.Климычев "Улицы Томска"
  4. Д.Анфиногенов "Напои меня, Томь"
  5. А.Казанцев "Каштак"
  6. С.Заплавный "У Вечного огня"
  7. Н.Хоничев "Томский лес", "Баллада о томском троллейбусе", "Художественному музею"
  8. Г.Небараковская "На Обрубе"

Твоей природой очарован.

  1. В.Рузавина-Коченевская "Хочешь стих про природу?"
  2. А.Казанцев "В мохнатом инее ботва"
  3. В.Брусьянин "Очарованье примитива:"
  4. С.Ковыршин "Осеннее танго"
  5. Г.Небараковская "Не люблю я пышные розы"
  6. Н.Хоничев "Томский лес", "В тимирязевском бору", "В лесу рассыпана поэзия:"

К северу от Томска.

  1. Б.Климычев "Это север"
  2. В.Брусьянин "Семилужки. Зима."
  3. А.Казанцев "Нарымская ночь"
  4. С.Яковлев "На Чулыме"
  5. Н.Хоничев "Озеро Чертаны"
  6. С.Федотов "Начинается Стрежевой" (отрывок)

Времена года.

  1. Г.Небараковская "Времена года", "Говорят, что нет чудес на свете"
  2. В.Брусьянин "Очарованье примитива"
  3. В.Петров "Так пахнет в дни предгрозовые"
  4. С.Ковыршин "Осеннее танго"
  5. А.Кузнецова "Не серебром, не золотом:"
  6. Д.Останин "Настроение"
  7. В.Рузавина-Коченевская "Первый дождь"
  8. С.Яковлев "Так легковесны снежные деревья", "Душистый клевер белоснежен", "На свету быстрина в серебре"
  9. Н.Бондарчук "Какая волшебная осень!"

Моя малая Родина - 3 часа.

Люди, которые прославили Томск

  • "Деревянное солнышко" Р.Кошурникова, "Мечтание мое - Томский университет", "Две странички из жизни космонавта".

Где искать корни моей семьи - поисковая работа.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • фамилии писателей и поэтов родного края, названия их произведений и содержание нескольких произведений;
  • знать 5-6 стихотворений наизусть;

уметь:

  • отличить сибирскую сказку от русской народной сказки;
  • отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
  • различать жанры авторской прозы;
  • выделять средства художественной выразительности в литературном произведении;
  • рассказывать о любимом писателе, поэте;
  • ориентироваться в мире книг и корпусе конкретной книги.

Список литературы.

  1. Анфиногенов Д. "Ручей Серебряный", Томск, 2000 год
  2. Бондаревич Н. "Время лечит", Томск, 1999 год
  3. "Вольная птица", Томск, 2001 год
  4. Конюшихина Л. "Возвращение", издательство Томского ЦНТИ, Томск - 1998 год
  5. Коптелов А. "Лесные походы", Новосибирское книжное издательство, 1986 год
  6. Кошурникова Р. "Пусть тайга ко мне привыкнет", Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1976 год
  7. Кошурникова Р. "Стоит над Томью град старинный", Томское книжное издательство, 1987 год
  8. Кудрявцева В. "Веселая перепутаница", Западно-Сибирское книжное издательство, 1982 г
  9. Кудрявцева В. "Мама - единственное число", Западно-Сибирское издание, 1980 год
  10. Кудрявцева В. "Секрет", Томское книжное издательство, 1988 год
  11. Мейко Т. "Красное словцо", сказки, Томск - 2002 год
  12. Мейко Т. "Сказки", 1994 год
  13. Небараковская Г. "От сердца к сердцу", издательство Томского ЦНТИ, 2002 год
  14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. "Толковый словарь русского языка", Москва, 1997 год
  15. .Рузавина-Коченевская В. "Тайна заветная", г.Томск, 2002 год
  16. "Любимый город", сост. В.А.Колыхалов, Западно-сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1979 год
  17. "Мифы, предания, сказки хантов и манси", Главная редакция восточной литературы, Москва, 1990 год
  18. "Молодые голоса", поэтический сборник, Томск, 2000 год
  19. "Русские народные сказки Сибири о богатырях", изд. "Наука" сибирское отделение, Новосибирск, 1979 год
  20. "Северная книга", 1993 год
  21. "Сибирские Афины" литературный альманах, №1,2002 год
  22. "Сибирские Афины" литературный альманах, №3, 2003 год
  23. "Сибирские Афины" литературный альманах, №2,2005 год
  24. "Сказки народов Сибири", Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1984 год
  25. "Сказки народов Сибири", Красноярск, изд. "Витал", 1992 год
  26. "Советский энциклопедический словарь", Москва "Советская энциклопедия", 1984 год
  27. "Томские мотивы", сост.Т.Калёнова, Томск, 2003 год
  28. "Томская старина", №3,1992 год
  29. "Томские писатели", издательство "Ветер", Томск, 2004 год
  30. "Трусливый олень", нганасанские народные сказки, Москва, "Детская литература", 1982 год
  31. Гриц Т. "Ермак", Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1981 год
  32. Казанцев А. "Трудный возраст", Томское книжное издательство, 1987 год
  33. Конюшихина Л. "Путь к покаянию", г.Асино, 1995 года
  34. Сердюк В. "Лесной аэродром", Томское книжное издательство, 1991 год
  35. Стюарт Е. "Волшебная палочка", Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1975 год
  36. Хоничев Н. "Буквица", Томск, 2001 год
  37. Яковлев С. "Дикая роза шиповник",творческий коллектив "Живица", г.Томск, 1990 г.