Сегодня большое внимание уделяется охране природы, бережному отношению и любви к ней. Но для того, чтобы охранять, беречь, любить природу ее нужно знать. А всегда ли мы знаем деревья, цветы, животных, птиц, насекомых, которые нас окружают. Знаем ли мы природу родного края? Практика показывает, что у многих учащиеся наблюдается пробел в этих знаниях. Так, для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста мною разработан творческий урок-игра “Виват весна, Виват природа”.
Цель урока: развитие и углубление знаний по биологии и экологии, привитие учащимся любви к природе, и бережному отношению к ней.
Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диски, колокольчики, жетоны.
Ход урока
- Оргмомент-3 мин.
- Пояснение правил игры-2 мин.
- 1 тур “Вопрос – Ответ” -15 мин
- 2 тур “Конкурс капитанов” - 10 мин.
- 3 тур “Музыкальный конкурс” - 10 мин.
- Подведение итогов урока- 5 мин.
Правила игры:
В уроке - игре участвует весь класс, который делится на три команды. В каждой из трех команд выбирается капитан.
1 тур “Вопрос ответ”: Командам задаются вопросы, на которые они должны дать ответ. Каждый из 9 вопросов предполагает 6 вариантов ответов. Ответы составлены по анкетам школьников 4-11 классов лицея. В опросе участвовали 200 учащихся. Всем ученикам задавали один и тот же вопрос, ответы на который были разные. Все варианты ответов правильные, но та команда, участник которой даст наиболее точный ответ, получает наибольшее количество баллов.
Капитаны команд получают небольшие колокольчики, и как только прозвучит вопрос, право первого ответа получает та команда, чей колокольчик зазвенит раньше. Члены команды называют ответы и если они верные, то они открываются на экране. Каждая команда играет до первого неправильного ответа, после ошибки право называть варианты ответов переходит к другой команде. Если варианты ответов у команд закончились, а на экране остались закрытые ответы, то они просто открываются не принося командам баллов. Жюри следит за ходом игры и подсчитывает баллы каждой из команд. Членам команд также раздаются жетоны за каждый правильный ответ.
Вопросы 1 тура:
Вопрос №1 Назовите первые признаки весны?
Варианты ответов |
Баллы |
Светит яркое солнце |
6 |
Появились проталины |
5 |
Прилетели перелетные птицы |
4 |
Набухли почки |
3 |
Расцвели подснежники |
2 |
На реках ледоход |
1 |
Вопрос №2 Как Вы считаете, какие птицы прилетают к нам первыми?
Варианты ответов |
Баллы |
Жаворонок |
7 |
Утки, гуси |
6 |
Скворцы |
5 |
Зеленушки |
4 |
Зяблики |
3 |
Трясогузки |
2 |
Грачи |
1 |
Вопрос №3 Какие птицы гнездятся колониями?
Варианты ответов |
Баллы |
Грачи |
6 |
Ласточки |
5 |
Стрижи |
4 |
Цапли |
3 |
Чайки |
2 |
Гуси |
1 |
Вопрос №4 Какие звуки можно услышать в пении скворца?
Варианты ответов |
Баллы |
Кваканье лягушки |
6 |
Скрип телеги |
5 |
Трель соловья |
4 |
Свист |
3 |
Мяуканье |
2 |
Лай |
1 |
Вопрос №5 Назовите лучшего певца в лесу?
Варианты ответов |
Баллы |
Соловей |
6 |
Дрозд певчий |
5 |
Славка черноголовая |
4 |
Зарянка |
3 |
Жаворонок |
2 |
Коноплянка |
1 |
Вопрос №6 Какие деревья и кустарники распускаются в лесу первыми?
Варианты ответов |
Баллы |
Ольха |
6 |
Орешник |
5 |
Ива козья (верба) |
4 |
Тополь |
3 |
Береза |
2 |
Вяз |
1 |
Вопрос №7 Назовите первые весенние цветы, которые в народе называются подснежниками?
Варианты ответов |
Баллы |
Гусиный лук |
6 |
Мать-мачеха |
5 |
Фиалка |
4 |
Хохлатка |
3 |
Тюльпан дубравный |
2 |
Пострел или сон трава |
1 |
Вопрос №8 Какие плодовые деревья зацветают первыми?
Варианты ответов |
Баллы |
Абрикос |
6 |
Слива |
5 |
Вишня |
4 |
Черемуха |
3 |
Яблоня |
2 |
Груша |
1 |
Вопрос №9 Как вести себя в гостях у природы?
Варианты ответов |
Баллы |
Не рвать (цветов, редких растений и т.п.) |
6 |
Не разорять (гнезд, муравейников и т.п.) |
5 |
Не шуметь |
4 |
Не жечь (костры, прошлогоднюю траву) |
3 |
Не ломать (веток, молодых деревьев) |
2 |
Не ловить и не убивать (зверей, насекомых) |
1 |
2 тур “Конкурс капитанов”: В этом туре участвуют капитаны команд, которым также предлагается ответить на 6 вопросов. Как только прозвучит вопрос, право первого ответа получает тот капитан, чей колокольчик зазвенит раньше. Каждый капитан в этом туре может дать только два неверных ответа, после чего ход переходит к другому капитану команды. Если капитан затрудняется ответить, то он может один раз взять помощь команды, но при этом теряет один балл.
Жюри следит за ходом игры, подсчитывает баллы каждого капитана и суммирует их с баллами, которые набрала его команда в 1 туре. Членам команд также раздаются жетоны за правильную подсказку капитану.
Вопросы 2 тура:
Вопрос №1 Что скрипит в лесу весной?
Варианты ответов |
Баллы |
Дерево |
3 |
Сверчок |
2 |
Снег |
1 |
Вопрос №2 Кто поет на болоте?
Варианты ответов |
Баллы |
Жабы |
3 |
Лягушки |
2 |
Комары |
1 |
Вопрос №3 Кто спит с открытыми глазами?
Варианты ответов |
Баллы |
Рыбы |
2 |
Змеи |
1 |
Вопрос №4 Какие птицы поют весенней ночью?
Варианты ответов |
Баллы |
Соловей |
2 |
Зарянка |
1 |
Вопрос №5 Какие животные весной выходят из анабиоза?
Варианты ответов |
Баллы |
Мухи |
6 |
Бабочки |
5 |
Ящерицы |
4 |
Ежи |
3 |
Змеи |
2 |
Черепахи |
1 |
Вопрос №6 Какие животные и растения упоминаются в стихах о весне?
Варианты ответов |
Баллы |
Ласточка |
6 |
Соловей |
5 |
Черемуха |
4 |
Сирень |
3 |
Подснежник |
2 |
Ландыш |
1 |
3 тур “Музыкальный конкурс”: В 3 туре необходимо по мелодии определить песню или животное, растение, упоминающиеся в ней. В музыкальном конкурсе участвуют три команды, сформированные в начале первого тура. Как только прозвучит мелодия, право первого ответа получает та команда, чей капитан зазвонит в колокольчик раньше. Если команды затрудняются с ответом, то на экране появляется подсказка с изображением того животного или растения, о котором идет речь в песне. По подсказке команды должны назвать песню и спеть ее.
Жюри следит за ходом игры и подсчитывает баллы каждой из команд. Членам команд раздаются жетоны за каждый правильный ответ.
Музыкальные произведения для учащихся младших классов:
1 произведение – В траве сидел кузнечик.
2 произведение – Два веселых гуся.
3 произведение – Черный кот.
4 произведение – 33 коровы.
5 произведение – А может быть ворона.
6 произведение – Собачья песня.
7 произведение – Улыбка.
8 произведение – Песня Красной шапочки.
Музыкальные произведения для учащихся средних и старших классов:
1 произведение – Т. Миансарова “Черный кот”.
2 произведение – Малиновка.
3 произведение – АССОРТИ “Ивушка”.
4 произведение – Н. Дорда “Ландыши”
5 произведение – Песня про зайцев
6 произведение – Л. Лещенко “Соловьиная роща”
7 произведение – А. Ведищева “Песня о медведях”
8 произведение – группа ЛЮБЕ “Скворцы”
9 произведение – группа Р@машка “Ромашки”
10 произведение – Березы
Частичная (из за большого объема) версия урока – игры “Виват весна, виват природа” представлена в приложении №1.
Музыкальный конкурс для младших классов представлен в приложении №2
Музыкальный конкурс для средних и старших классов представлен в приложении №3
Литература
- Городинский И.В., Скибицкий И.Г. Формы организации занятий с использованием учебных компьютерных технологий // Информационные технологии в образовании. Вып.12/Под общей редакцией И. М. Бобко. - Новосибирск, 1995.-91с.- С.12-24.
- Новое педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С. Полат.-М.: "Академия", 2000. - 272с.
- Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191с.
- Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий /ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., 2001.