Созданная под руководством Л.В. Занкова дидактическая система и разрабатываемая на ее основе научно-педагогическая теория методической системы начального обучения по самой своей сути нацелена на то, чтобы способствовать максимальному раскрытию всех духовных сил ребенка, в том числе и более полному развитию его эмоциональной сферы, углублению и обогащению его чувств. Реализация в построении обучения основных педагогических свойств методической системы создает объективные условия для того, чтобы учение захватывало не только ум, но и чувства детей, что является предпосылкой становления глубоких духовных потребностей и, прежде всего, потребности в знаниях. В структуру мотивации учения при этом включается сильный положительный эмоциональный компонент.
Эмоции, как и познавательные процессы, являются отражением реальной действительности. Но, в отличие от познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления), которые отражают объективно существующие предметы и явления в форме образов, представлений и понятий, эмоции и чувства отражают их не сами по себе, а в отношении к ним человека, что выражается в форме переживаний. Эмоции и чувства всегда возникают как субъективный отклик на что-то, воздействующее на человека, поэтому они связаны с моментом познания.
Момент познания начинается с того времени, когда ребенок начинает читать свои первые книжки. “Литературное чтение” – первая после азбуки книга, с которой работают ученики 1 класса, предназначенная для классного, домашнего и семейного чтения. Тексты подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как пространство человеческих чувств. Специальное внимание уделяется особенностям авторской литературы: способности с помощью художественных средств и приемов выражать оттенки чувств, разнообразие мыслей и фантазий автора. Именно такие произведения и составили основное содержание “Литературного чтения”: “К зиме” К. Бальмонта, “Детство” И. Бунина, “Липунюшка” Л. Толстого, “Мужичок с ноготок” Н. Некрасова, “Красной кистью…” М. Цветаевой, “Белолобый” А. Чехова, “Весна в лесу” Н. Заболотского, “Слон” А. Куприна и другие.
Доступно ли детям понимание литературы как искусства? Что значит приобщить детей к художественной литературе как к искусству слова? Эти вопросы возникают у учителя в начале изучения литературных произведений. Но дети прекрасно показывают свои способности и желание “войти” и увидеть окружающий мир глазами другого человека – писателя и его героев. Искусство дарит способность вообразить себя на месте другого, опираясь на свой опыт бытия. У младшего школьника такой опыт невелик, как и его жизненный опыт. На уроке дети сопоставляют свои поступки с поступками героев произведений и на основе своего жизненного опыта в процессе чтения создаются образ – это и есть клеточка искусства, которая содержит “тайну” художественного слова. (Его можно сравнить с айсбергом, у которого 10% над водой, 90% под водой)
Так, при изучении произведения Е. Пермяка “Бумажный змей” дети выступили в роли главных героев и практически, наглядно показали, как они запустили “бумажного змея”. И на заключительную реплику автора: “Только чему-то они еще не учились, вот в чем беда…”, – у детей загорелись глаза, началось бурное обсуждение, все хотели высказать свое мнение, предлагали различные варианты действий. В итоге всем классом соорудили и запустили с третьего этажа “воздушного змея”. В “заражении чувствами”, как говорил Л.Н. Толстой, развивается в человеке чувство отзывчивости, сострадания к чужому горю. Сопереживание в процессе восприятия и есть смысл чтения художественного произведения. Совесть, честь, благородство не пробуждаются и не воспитываются путем усвоение понятий. Они развиваются в человеке вместе с развитием в нем отзывчивости, его способности в своем воображении ставить себя на место другого. И даже когда ребенок неосмысленно отзывается на красоту произведения, когда реагирует, тянется к нему душой, хотя не может сказать о нем ничего, но просит его еще раз перечитать, послушать – это тоже воспитание искусством.
Учитель должен постепенно продвигать учащихся в понимании художественного образа слова, учить их удивляться художественному слову как чуду и “самим творить это чудо”. После прочтения стихотворения М. Лермонтова “На севере диком” второклассники неожиданно для себя открыли совершенно другого, “нового Лермонтова”, одинокого и мятежного. А в 6 классе, когда они опять вернутся к этому стихотворению, поэт им откроется еще глубже, покажутся новые “тайны” айсберга. Будут и новые “открытия” для учащихся: “Мой Пушкин, Есенин …” в 1 классе, прочтение и нахождение “толстовской тайны” во 2-3 классах…
Возникший и развившийся общий положительный эмоциональный настрой на уроке углубляет интерес к материальному миру и стимулирует интеллектуальную активность детей. Художественный образ воспринимается читателем индивидуально, поэтому у детей 1 класса возникла потребность завести “книжки-малышки”, в которых они записывали свои первые четверостишия, оформляли сочинения-миниатюры, делали зарисовки к текстам, писали эссе. Дети видят мир по-своему, неожиданно для взрослых, и изображают его точно, непридуманно, таким, каким видят и чувствуют.
Чтение художественного произведения, видение искусства слова требует огромной и тонкой работы души ребенка. Чтобы развить у детей эмоционально-эстетическое восприятие произведения, обогатить их душевно-эмоциональную сферу, надо соприкоснуться с живой природой, “войти в нее”, слиться в единое, почувствовать себя частичкой целого мира, вот почему надо учить детей видеть, слышать и слушать окружающий мир. В выходные дни мы всем классом идем в поход на “Столбы”, Базаиху. В результате восприятия рождаются уникальные сочинения, смысл которых раскрывают сами маленькие авторы в названиях: “О чем прожурчал мне ручеек Лалетино”, “О чем ты шумишь, изумрудная березка?”, “Как ты тут ночевал, “Слоник”?”, “Я к вам пришел,“3 великана”!”, “Что мне рассказал Старичок-лесовичок”, “Эх, ты, “Чертов палец”!”, “Я увидела образ жемчужной травинки и братца лучика”.
А сколько восторгов было у детей от встречи с “дикими” лосями в лесу! И родились новые строчки детских стихов. Маленькие поэты создают образы лепестков, тучек, дождика, веснянки, передают свое нежное отношение к тому, что изображают. Развитие и воспитание на уроках литературы и заключается в том, чтобы учить детей видеть прекрасное вокруг, учить быть Человеком.
Многообразием отношения ребенка к окружающему миру объясняется и бесконечное многообразие его эмоциональных переживаний. Сколько эмоций у детей вызывает картинная галерея в учебнике “Литературное чтение”! Содержание репродукций картин “потрясают и волнуют” моих учеников. Они открывают для себя не только красоту окружающего мира, но и глубокий духовный смысл, который художник хотел донести до зрителя. Дети впервые для себя постигают тайны христианской живописи и религии (Андрей Рублев “Троица”). Настоящим потрясением для учащихся стали картины Марка Шагала, Альбрехта Дюрера, Исаака Левитана, Аркадия Рылова.
Эстетические чувства ребенка возникают при восприятии различных сторон жизни людей и их поступков, природы, произведений искусства и переживаются как наслаждение прекрасным, возвышенным, героическим, изящным. К.Д. Ушинский: “Чувство наслаждения изящным – высоко нравственное чувство”.
Литература
- Л.В. Занков – педагог-психолог / Федер. науч.-метод. центр Л.В. Занкова. – М., 1996. – 75 с.
- Общее развитие учащихся (система Л.В. Занкова) / Федер. науч.-метод. центр Л.В. Занкова. – М., Самара : Изд-во “Учеб. лит.”, 2002.
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение : учебники. – Самара : Корпорация “Федоров”, Изд-во “Учеб. лит.”, 2004.
- Чуракова Н.А. Методические комментарии к учебнику “Литературное чтение”. – М. : Центр общ. развития, 2001. – 80 с.