Заседание круглого стола старшеклассников на тему "Болезни легче предотвратить, чем лечить"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование негативного отношения различного рода вредным привычкам всех сотрудников образовательного процесса в школе; разработка алгоритма противодействия пагубным соблазнам.

План занятия:

1. Отчет о проделанной работе (Президент школы).

2. Объявление темы и цели заседания.

3. Групповая работа старшеклассников.

- работа с текстами

“Страна”,
“Курение - личное дело каждого”,
“Что наша жизнь? – Игра…”,
“Путь в пропасть – мгновение, путь из пропасти – годы”

- мозговой штурм (ответы на массу вопросов)

4. Информация к размышлению.

5. Разработка действий семьи, школы, государства направленных на защиту подростка от эпидемии соблазна.

6. Выработка алгоритма противодействий пагубным соблазнам.

7. Д/ З. Защита плакатов, рекламных роликов, литературы “Мы– против...”

8. Принятие решения.

Ход занятия

Президент школы. Здравствуйте. Заседание круглого стола старшеклассников прошу считать открытым. Позвольте предложить вашему вниманию отчет о проделанной ранее работе.

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

В Совет президентов нашей школы получено заявление директора школы, с просьбой организовать и провести социологический опрос населения нашего микрорайона на тему: “Здоровье – основа жизни будущего поколения”.

При разработке вопросов анкетирования рекомендовано включить разделы, направленные на выявление отношения жителей к табакокурению, наркозависимости, алкоголизму.

Полученные результаты предложено:

- огласить на заседании круглого стола старшеклассников;

- выработать алгоритм противодействия данным явлениям во всех структурах школьного коллектива;

- издать литературу, рекламные ролики, плакаты “Мы – против…”

Данные мероприятия направить на проведение профилактической работы за здоровый образ жизни подросткового поколения, формирование негативного отношения различного рода вредным привычкам всех сотрудников образовательного процесса в школе, на реализацию программы “Здоровье”.

Согласно заявлению группой учащихся была разработана анкета на тему “Здоровье – основа жизни будущего поколения”, по вопросам которой был проведен социологический опрос жителей микрорайона нашей школы.

В анкету входили следующие вопросы:

  1. Укажите свой возраст.
  2. Как вы считаете, почему люди используют наркотические и токсикоманические вещества?
  3. Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит использование наркотических и токсикоманических веществ?
  4. Как вы думаете, сколько среди ваших знакомых тех, кто хотя бы раз использовал наркотические вещества?
  5. Какую информацию о вредных веществах вы считаете наиболее интересной и достоверной?
  6. От кого, по вашему мнению, чаще всего люди получают наркотические и токсикоманические вещества?
  7. Чье мнение о проблеме использования наркотиков для вас наиболее интересно и важно?
  8. Как вы считаете, когда происходит знакомство людей с табаком, алкоголем и наркотиком?

Обработав данные, мы получили следующие результаты:

- всего было опрошено 200 человек;

- в основном это люди от 14 до 35 лет.

- 75% опрошенных считают использование наркотиков способом развлечения, поднятия настроения, избавления от скуки;

- в основном это происходит на улице, на дискотеке;

- среди знакомого окружения встречаются 1-2 человека, которые хотя бы раз использовали наркотические вещества;

- 68% опрошенных считают информацию о наркотиках, полученную от средств массовой информации, наиболее достоверной и интересной;

- распространение наркотиков происходит от незнакомых взрослых людей;

- мнение родителей, учителей, друзей о проблеме использования распределилось в равной степени.

По мнению опрошенных, знакомство с табаком происходит с 14 летнего возраста, также как и знакомство с алкоголем, а вот знакомство с наркотическими веществами происходит значительно позже (с 18 лет) и процент этих людей в нашем микрорайоне низкий.

Зато в ходе опроса выявилась другая проблема, которая не освещалась в анкете, но очень распространена среди учащихся нашей школы начиная с младшего подросткового возраста – это повышенная увлеченность мобильными телефонами и компьютерными играми.

Такая увлеченность находится пока на ранней стадии и если ее предотвратить, то она не перерастет в зависимость.

Заключение: разработать алгоритм противодействия пагубным соблазнам.

Ведущий: Спасибо. Тема нашего заседания “Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Цель заседания: формирование негативного отношения различного рода вредным привычкам всех сотрудников образовательного процесса в школе; разработка алгоритма противодействия пагубным соблазнам. Начать нашу работу мне бы хотелось со слов Маргариты Вишневецкой

Человеку свойственно стремиться к совершенствованию, обновлению, развитию, но порой, увлекшись новизной…, он теряет свое лицо и в конечном итоге  и самого себя.

Ознакомьтесь со структурой сегодняшнего заседания.

1. Отчет о проделанной работе (Президент школы)

2. Объявление темы и цели заседания.

3. Групповая работа старшеклассников

- работа с текстами

- мозговой штурм (ответы на массу вопросов)

4. Информация к размышлению.

5. Разработка действий семьи, школы, государства направленных на защиту подростка от эпидемии соблазна.

6. Выработка алгоритма противодействий пагубным соблазнам.

7. Д/ З. Защита плакатов, рекламных роликов, литературы “Мы– против...”

8. Принятие решения.

Сейчас мы приступаем к групповой работе, работе с текстами. Внимательно прочитайте текст и ответьте на поставленные перед вами вопросы, после обсуждения каждая группа прочитает свой текст, ответит на вопросы, остальные участники участвуют в обсуждении проблемы, высказывают свои мнения.

ТЕКСТ №1 “СТРАНА”

Людмила ПЕТРУШЕВСКАЯ

Кто скажет, как живёт тихая, пьющая женщина со своим ребёнком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице — брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец её яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьёт за столом или лёжа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают, как ни в чём не бывало, и бегут по морозу, в темноте в детский сад.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом всё схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жёсткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днём рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придёт: ждёт. Ждёт, пока всё не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец, кладёт трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом всё опростилось, всё пошло само собой, потому, что, не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или лекарство. Девочке и впрямь всё равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоём и как мать всё обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино — девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Вопросы:

- О ком идет речь в рассказе?

- Какую семью рисует ваше воображение?

- Что происходит с молодой женщиной?

- Можно ли утверждать, что речь идет о несчастных людях?

- Как автор раскрывает внешний и внутренний облик героини?

- Какой вопрос задает писательница и сама же на него отвечает?

- А когда ребенку будет не все равно? Как она будет реагировать на поведение матери?

- Почему в рассказе отсутствует диалог героинь, нет упоминания имен, название “Страна”?

- Какие глобальные проблемы поднимает автор?

- О чем заставляет задуматься рассказ?

ТЕКСТ №2 “КУРЕНИЕ – ЛИЧНОЕ ДЕЛО КАЖДОГО”

Лена не могла поверить своему счастью. Ведь далеко не всякая одиннадцатиклассница может похвастаться тем, что принята на работу в модный журнал.

Пожалуй, еще никогда Лена так не волновалась, как перед своим первым рабочим днем, - как одеться, что сказать, войдя в комнату, как завоевать расположение своих новых коллег и, самое главное, удастся ли справиться со своими обязанностями.

Из комнаты доносилось множество звуков — похожий на веселый степ стук по клавиатуре компьютера, обиженный скрип принтера, звон кий смех, поэтому робкий стук никто не услышал, и Лена тихонько приоткрыла дверь. “Здравствуйте”, — хотела сказать девушка, но не смогла и закашлялась. Это и неудивительно, поскольку в комнате буквально висели клочья сизого дыма. Пять молодых женщин, сидящих за столами, одновременно обернулись, у каждой из них в руке или в губах была зажата сигарета. “А-а-а! Привет, юное журналистское дарование! Заходи, нам про тебя уже рассказывали”, — весело заговорила одна из них - “Будешь у меня на подхвате работать. Зовут меня Анна Владимировна, но, если лоботрясничать не будешь, можешь звать меня Аня!”

К концу рабочего дня Лена чувствовала себя в редакции почти как дома. Все было бы хорошо, только страшно болела голова и слезились глаза от табачного дыма. Аня, в очередной раз, выпуская кольца дыма, как-то предложила Лене закурить, но девушка отказалась. “Правильно, молодец, здоровье нужно беречь смолоду!” — одобрительно заявила Аня, затягиваясь.

Так началась Ленина журналистская карьера. Единственное, что отравляло (в буквальном смысле слова) ей радость работы непрекращающееся курение сотрудниц в комнате.

В один из дней Лена долго собиралась с духом и робко проговорила - “Вы не могли бы курить в коридоре?” — “Здрассте, это в честь чего же? Я своих привычек менять не собираюсь. Курить или не курить — личное дело каждого, и с какой стати мои права будут ущемлены?” — заявила Вера.

Остальные женщины промолчали, делая вид, что ничего не происходит...

Вопросы:

- Как вы считаете, является табак наркотиком?

- Как вы понимаете народную мудрость: “Один курит – весь дом болеет”

- Курить или не курить – личное дело каждого?

- Отражается ли курение на внешнем облике человека?

- Какие заболевания могут развиться у курильщика?

- Есть ли лекарство от курения?

- Какие преимущества вы можете приобрести, если не будете курить.

- Какие глобальные проблемы поднимает автор?

- О чем заставляет задуматься рассказ?

ТЕКСТ №3 “ПУТЬ В ПРОПАСТЬ - МГНОВЕНЬЕ, ПУТЬ ИЗ ПРОПАСТИ - ГОДЫ”

Если бы кто-то мне раньше сказал, что я буду наркоманом, думаю, серьезные проблемы этому человеку я сумел бы создать... Как-никак “железо” я регулярно в тренажерном зале кидал. И выглядел я соответствующе: бицепсы, трицепсы. Моя сестренка - она в медучилище училась - на мне к экзамену по анатомии готовилась.

Все началось как-то незаметно... В колледже у нас ребята стали поговаривать про какого-то Саню с автомеханического факультета, у которого можно по сходной цене химию (наркотики то есть) купить. Некоторые из моей группы уже пробовали Санин товар, я нее выразительно крутил пальцем у виска, когда мне предлагали составить компанию. Но тут в моей жизни какая-то полоса черная началась. Во-первых, я серьезно надеялся на то, что буду выступать от нашего клуба на городских соревнованиях по бодибилдингу. Но Митрич — наш тренер — рассудил по-другому: “Ты, — говорит, — Олежек, еще молодой, можешь отборочную комиссию не пройти, поэтому подожди до следующего года”. С Ленкой своей я тогда еще серьезно поссорился, в колледже хвостов нахватал (кстати, из-за того, что с утра до вечера в клубе торчал, все к соревнованиям готовился). Отец, когда о моих “успехах” услышал, за голову схватился, понятно, что разговор с ним мне тоже настроения не прибавил. В общем, мрак!

Сначала кололся для того, чтобы кайф получить хватало одного-двух уколов в неделю. А уже через месяца два про кайф забыл, доза нужна была для того, чтобы избавиться от ломки - кололся уже каждый день.

Вопросы:

- Согласен ли ты с утверждением, что наркотическая зависимость – болезнь слабовольных людей?

- Что заставило Олега попробовать наркотик?

- По каким еще причинам молодые люди сегодня знакомятся с наркотическими веществами?

- Насколько опасна, на твой взгляд, единственная проба наркотического вещества?

- Можно ли ее считать естественным проявлением человеческого любопытства?

- Какие проблемы поднимает автор?

- О чем заставляет задуматься рассказ?

ТЕКСТ №4 “ЧТО НАША ЖИЗНЬ – ИГРА…”

Многим с детства знакомы строки:

Что случилось?
Что за крик?
Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку!
Помогите человеку!

Мифическому герою повести Маршака — мальчику Васе Бородину - несказанно повезло: ему вовремя протянул руку помощи образцовый милиционер. Совершенно непонятно, по какой причине парнишка сиганул с обрыва. Литература как вид искусства живет по своим законам. Наша современная действительность — совсем другое дело. Кто поможет реальному ученику 9-го класса Василию Петрову?

Его проблема - игровые автоматы. Подросток занял у старших товарищей довольно крупную сумму денег, деньги, естественно, проиграл и не смог вовремя вернуть долг. По словам Васиных одноклассников, он многим был должен “по мелочи”, но в последний раз сумма оказалась слишком велика, а кредиторы — посерьезнее. Боясь наказания со стороны родителей (семья Петровых небогата) и мести “товарищей”, Василий сначала ударился в бега и неделю прятался по знакомым. Когда же кредиторы “вычислили” его и приехали с угрозами, подросток решил…

Вопросы:

- Какую проблему поднимает автор статьи?

- Только ли малолетние обречены на эту зависимость? Подтвердите примером из жизни.

- Какие вы знаете азартные игры?

- Почему растет долг главного героя?

- Что происходит с несовершеннолетним мальчиком?

- В какие ситуации попадают игроманы?

- Кто рядом с подростком в трудной ситуации?

- О чем заставляет задуматься рассказ?

- Какое воздействие оказывают на ребенка плоды современного технического прогресса? Перечислите доводы

__________ПОЛОЖИТ.________________________________ОТРИЦАТ____________

Ведущий: У вас на столах лежит информация к размышлению, прочитайте и сделайте выводы, которые помогут вам в дальнейшем в разработке алгоритма противодействий пагубным соблазнам. А сейчас, пожалуйста, обсудите действия семьи, школы и государства для того чтобы спасти подростка от эпидемии соблазна. Заполните таблицу разработанных вами действий. (См. приложение).

Ведущий: Как, по-вашему, сам человек может защитить себя от соблазна? Обсудите этот вопрос и выработайте алгоритм противодействия пагубным соблазнам. (См.приложение).

Президент школы: проанализировав работу заседания круглого стола, мы принимаем решение:

1. С целью формирования негативного отношения различного рода вредным привычкам в школе использовать алгоритм противодействия пагубным соблазнам.

2. Вести пропаганду Здорового Образа Жизни.

3. Организовывать и принимать активное участие в оздоровительных мероприятиях.

4. Согласно заявлению директора школы издать литературу, антирекламу, плакаты на тему “Мы-против…”

На этом заседание круглого стола старшеклассников прошу считать закрытым.