Вид урока: нестандартный "Через тернии к звездам".
Тип урока: проверка знаний
Тема урока: "Проверка знаний учащихся за год перед итоговой контрольной работой"
Цели урока:
- проверить знания учащихся за курс начальной школы;
- выявить пробелы в знаниях учащихся и систематизировать их для устранения в индивидуальной и дифференцированной работе;
- развивать у учащихся положительное отношение к проверочным работам через снятие отрицательных эмоций;
- формировать у учащихся умение верно оценивать свои знания и знания товарища, намечать план действий по ликвидации пробелов в своих знаниях.
Оборудование: листы для проверки знаний, звезда-план у каждого ученика, карточки с цифрами 1.2.3.4, бланк анализа пробелов знаний учащихся.
(на уроке дети работают в группах)
Ход урока
1. Вступительная беседа учителя.
- Обратите внимание на доску. Что здесь написано?
Per aspera ad astra.
- Почему вы не смогли ни прочитать, ни сказать, что это значит?
(ответы детей)
- Конечно, вы еще мало знаете. Стремиться знать как можно больше должен каждый человек, чтобы хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, в жизни, чтобы быть образованным человеком. Можно ли знать все? (Нет) Это трудно! Получать знания легко? (ответ детей) Какие препятствия в получении знаний встречались вам на пути? (Не умели читать, писать, не знали таблицы умножения, не понимали чего-то, ленились:) Вот видите как их много. Чтобы чего-то узнать, чего-то достичь, надо много потрудиться! Высказывание на доске - латинская пословица. Она переводится так: "Через тернии к звездам".
- Что такое тернии? (препятствия)
- Что такое звезды? (успех, знания)
- Случайно ли я девизом сегодняшнего урока выбрала этот? (Нет, мы 4 года сквозь тернии пробивались к успеху - закончить начальную школу и перейти с хорошими знаниями в 5 класс). Через 2 недели мы будем писать контрольную работу за курс начальной школы. Чтобы написать ее хорошо, мы должны выяснить, где слабое место каждого. Согласны?
2. Мотивация.
У. - На этом уроке я предлагаю вам проверить знания и определить, что нужно подучит, чтобы не бояться контрольной работы.
3. Объяснение условий проверки.
У. - Перед каждым из вас лежит лист (<Приложение 1>), куда вы будете заносить результаты своих знаний - ответы на мои вопросы, и тут же будете выставлять за ответ баллы, подсчитав которые в конце урока, вы увидите свою предварительную оценку. Этот лист поможет вам проанализировать ваши знания и наметить план ликвидации пробелов - на "звезде", к которой вы стремитесь. (рассматриваем звезду. < Рисунок 1>)
У. - Вы готовы к выполнению намеченных задач? (Да) Приступим.
4. Проверка знаний учащихся.
1). Математический диктант. (Проверка знания таблицы умножения)
а) | 2х8 | 9х4 | 7х3 | 5х6 | 7х8 | 6х9 | 3х4 | 4х6 |
б) | 42:7 | 54:9 | 48:8 | 32:4 | 18:3 | 72:8 | 35:5 | 63:7 |
в) | 17х3 | 24х2 | 16х5 | |||||
г) | 100:5 | 56:4 | 45:3 |
У.- Поменяйтесь листиками по часовой стрелке. Проверьте правильность ответов. (Учитель называет ответы, учащиеся осуществляют взаимопроверку, выставляют балы на оценочный лист, раскрашивают часть звезды с номером задания)
2). Тест. (Проверка знания нумерации многозначных чисел, величин и умения находить часть от числа)
а) Как правильно сказать? (1 балл)
1.Десять миллионов - большая цифра
2.Десять миллионов - числовое выражение
3.Десять миллионов - буквенное выражение
4.Десять миллионов - большое число
б) Какое из чисел является четырехзначным? (1 балл)
1. 2377 | 2. 4 | 3.11110 | 4.22 |
в) Что это за число, в котором 4 класса и в каждом классе по 9 единиц третьего разряда? (2 балла)
1.900900900900 | 2.90909090 | 3.9999 | 4. 9000900090009 |
г) На сколько одна единица третьего класса больше одной единицы 2 класса? (2 балла)
1. на1000 | 2. На 999000 | 3.на 1 | 4. на 0 |
д) Укажите правильную запись числа 71023 в виде суммы разрядных слагаемых. (1 балл)
1.71000+23 | 2. 710+23 | 3. 70000+1000+20+3 |
е) Сколько в числе 12300 содержится десятков? (1балл)
1. 0 | 2. 30 | 3. 123 | 4. 1230 |
ж) Какая часть квадрата закрашена? (<Рисунок 2>)
1. 1/4 | 2.1/8 | 3.1/12 | 4.1/16 |
з) Как называется тысячная доля метра? (1 балл)
1. сантиметр 2 миллиметр 3. километр 4. дециметр
и) Какую часть периметра квадрата составляет сумма длин его сторон? (2балла)
1. 1/3 | 2.1/4 | 3. 1 | 4. 3/4 |
к) 1 кг = ? г (1балл)
1. 10 | 2.100 | 3.1000 | 4. 1 |
3. Решение задач и примеров. (Билеты. Приложение 2)
У. - А теперь давайте проверим, как вы решаете задачи и примеры. Возьмите на столе любой билет и решите задачу, пример, уравнение и вычислите площадь фигуры. Если вы правильно решите, то ответ найдете среди чисел в скобках (самопроверка).
(По ходу выполнения работы учащиеся выставляют себе баллы, закрашивают часть звезды, если они с заданием справились верно. Если среди приведенных в карточке чисел нет ответа, полученного учеником, значит на звезде у него за это задание остается пробел.)
5. Систематизация ошибок учащихся.
Пока учащиеся решают задания в билетах, учитель в своем бланке систематизирует их ошибки.
6. Итог.
У. - Подсчитайте заработанные баллы. Поставьте себе отметку.
- Кто справился с работой на "5"? на "4"? на "3"? не справился?
- Покажите свои звезды! Молодцы те, у кого звезда целиком закрашена, вы готовы к контрольной работе и в ваших знаниях нет пробелов! У тех ребят, у которых на звезде есть пробелы, видят какие темы им еще надо повторить. Тем, у кого больше двух пробелов, я предлагаю свою помощь.
- Анализ ваших ошибок показал, что:(готов класс или не готов к контрольной работе и что еще надо повторить).
- Тернист наш путь? (да) Но он обязательно приведет вас к вашей звезде. Надо только сильно захотеть и вы добьетесь своего!
7. Рефлексия.
У. - Кто хочет легко выполнить контрольную работу? (дети поднимают руки). Люда, что тебе для этого надо сделать? Вова? Ира?
- Нужен вам был наш урок? Почему?
- Спасибо за урок!