Урок математики в 4-м классе "Через тернии к звездам"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: нестандартный "Через тернии к звездам".

Тип урока: проверка знаний

Тема урока: "Проверка знаний учащихся за год перед итоговой контрольной работой"

Цели урока:

  • проверить знания учащихся за курс начальной школы;
  • выявить пробелы в знаниях учащихся и систематизировать их для устранения в индивидуальной и дифференцированной работе;
  • развивать у учащихся положительное отношение к проверочным работам через снятие отрицательных эмоций;
  • формировать у учащихся умение верно оценивать свои знания и знания товарища, намечать план действий по ликвидации пробелов в своих знаниях.

Оборудование: листы для проверки знаний, звезда-план у каждого ученика, карточки с цифрами 1.2.3.4, бланк анализа пробелов знаний учащихся.

(на уроке дети работают в группах)

Ход урока

1. Вступительная беседа учителя.

- Обратите внимание на доску. Что здесь написано?

Per aspera ad astra.

- Почему вы не смогли ни прочитать, ни сказать, что это значит?

(ответы детей)

- Конечно, вы еще мало знаете. Стремиться знать как можно больше должен каждый человек, чтобы хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, в жизни, чтобы быть образованным человеком. Можно ли знать все? (Нет) Это трудно! Получать знания легко? (ответ детей) Какие препятствия в получении знаний встречались вам на пути? (Не умели читать, писать, не знали таблицы умножения, не понимали чего-то, ленились:) Вот видите как их много. Чтобы чего-то узнать, чего-то достичь, надо много потрудиться! Высказывание на доске - латинская пословица. Она переводится так: "Через тернии к звездам".

- Что такое тернии? (препятствия)

- Что такое звезды? (успех, знания)

- Случайно ли я девизом сегодняшнего урока выбрала этот? (Нет, мы 4 года сквозь тернии пробивались к успеху - закончить начальную школу и перейти с хорошими знаниями в 5 класс). Через 2 недели мы будем писать контрольную работу за курс начальной школы. Чтобы написать ее хорошо, мы должны выяснить, где слабое место каждого. Согласны?

2. Мотивация.

У. - На этом уроке я предлагаю вам проверить знания и определить, что нужно подучит, чтобы не бояться контрольной работы.

3. Объяснение условий проверки.

У. - Перед каждым из вас лежит лист (<Приложение 1>), куда вы будете заносить результаты своих знаний - ответы на мои вопросы, и тут же будете выставлять за ответ баллы, подсчитав которые в конце урока, вы увидите свою предварительную оценку. Этот лист поможет вам проанализировать ваши знания и наметить план ликвидации пробелов - на "звезде", к которой вы стремитесь. (рассматриваем звезду. < Рисунок 1>)

У. - Вы готовы к выполнению намеченных задач? (Да) Приступим.

4. Проверка знаний учащихся.

1). Математический диктант. (Проверка знания таблицы умножения)

а) 2х8 9х4 7х3 5х6 7х8 6х9 3х4 4х6
б) 42:7 54:9 48:8 32:4 18:3 72:8 35:5 63:7
в) 17х3 24х2 16х5
г) 100:5 56:4 45:3

У.- Поменяйтесь листиками по часовой стрелке. Проверьте правильность ответов. (Учитель называет ответы, учащиеся осуществляют взаимопроверку, выставляют балы на оценочный лист, раскрашивают часть звезды с номером задания)

2). Тест. (Проверка знания нумерации многозначных чисел, величин и умения находить часть от числа)

а) Как правильно сказать? (1 балл)

1.Десять миллионов - большая цифра

2.Десять миллионов - числовое выражение

3.Десять миллионов - буквенное выражение

4.Десять миллионов - большое число

б) Какое из чисел является четырехзначным? (1 балл)

1. 2377 2. 4 3.11110 4.22

в) Что это за число, в котором 4 класса и в каждом классе по 9 единиц третьего разряда? (2 балла)

1.900900900900 2.90909090 3.9999 4. 9000900090009

г) На сколько одна единица третьего класса больше одной единицы 2 класса? (2 балла)

1. на1000 2. На 999000 3.на 1 4. на 0

д) Укажите правильную запись числа 71023 в виде суммы разрядных слагаемых. (1 балл)

1.71000+23 2. 710+23 3. 70000+1000+20+3

е) Сколько в числе 12300 содержится десятков? (1балл)

1. 0 2. 30 3. 123 4. 1230

ж) Какая часть квадрата закрашена? (<Рисунок 2>)

1. 1/4 2.1/8 3.1/12 4.1/16

з) Как называется тысячная доля метра? (1 балл)

1. сантиметр 2 миллиметр 3. километр 4. дециметр

и) Какую часть периметра квадрата составляет сумма длин его сторон? (2балла)

1. 1/3 2.1/4 3. 1 4. 3/4

к) 1 кг = ? г (1балл)

1. 10 2.100 3.1000 4. 1

3. Решение задач и примеров. (Билеты. Приложение 2)

У. - А теперь давайте проверим, как вы решаете задачи и примеры. Возьмите на столе любой билет и решите задачу, пример, уравнение и вычислите площадь фигуры. Если вы правильно решите, то ответ найдете среди чисел в скобках (самопроверка).

(По ходу выполнения работы учащиеся выставляют себе баллы, закрашивают часть звезды, если они с заданием справились верно. Если среди приведенных в карточке чисел нет ответа, полученного учеником, значит на звезде у него за это задание остается пробел.)

5. Систематизация ошибок учащихся.

Пока учащиеся решают задания в билетах, учитель в своем бланке систематизирует их ошибки.

6. Итог.

У. - Подсчитайте заработанные баллы. Поставьте себе отметку.

- Кто справился с работой на "5"? на "4"? на "3"? не справился?

- Покажите свои звезды! Молодцы те, у кого звезда целиком закрашена, вы готовы к контрольной работе и в ваших знаниях нет пробелов! У тех ребят, у которых на звезде есть пробелы, видят какие темы им еще надо повторить. Тем, у кого больше двух пробелов, я предлагаю свою помощь.

- Анализ ваших ошибок показал, что:(готов класс или не готов к контрольной работе и что еще надо повторить).

- Тернист наш путь? (да) Но он обязательно приведет вас к вашей звезде. Надо только сильно захотеть и вы добьетесь своего!

7. Рефлексия.

У. - Кто хочет легко выполнить контрольную работу? (дети поднимают руки). Люда, что тебе для этого надо сделать? Вова? Ира?

- Нужен вам был наш урок? Почему?

- Спасибо за урок!