Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
- Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
- Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – буклеты, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»
План урока:
- Оргмомент
- Постановка темы и цели урока
- Видеофильм
- Повторение изученного:
а) теоретическое;
б) практическое (работа с буклетом) - Цифровой диктант
- Заполнение «слепой» схемы
- Соединение предложений
- Решение кроссворда
- Исследовательская работа по группам
- Комплексный анализ текста
- Домашнее задание (дифференцированное)
- Рефлексия
- Подведение итогов урока
- Исполнение песни под гитару
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя: Дорогой друг! Ты уже познакомился с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого. Потому что, ребята, завтра, 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 70 лет.
3. Видеофильм о В. Высоцком – 3 минуты
Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».
4. Повторение изученного:
Презентация - Приложение №1.
а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.(слайд)
б) Практическое: Работа с буклетом. (Приложение №2)
Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
- Союзы что, если, где – подчинительные?
- Определение не отвечает на вопрос чей?
- Предложение – это синтаксическая единица?
- Местоимение себя не имеет именительного падежа?
- Союз однако – подчинительный?
- Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
- Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
- В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
- [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».
Задание 2. Заполните "слепую" схему.
определительные | ? |
обстоятельственные |
? |
падежные вопросы |
? |
Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".
Задание 3.
Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных.
Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:.
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.
В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.
5. Решение кроссворда.
Слайд
Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).
Примеры предложений:
- Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
- Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
- В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
- Петухи дерутся, так что перья летят.
- Там, где растут розы, растут и шипы.
- Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
- Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
- Мне грустно, потому что я тебя люблю.
- Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
- Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
- Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
6. Исследовательская работа по группам.
- Класс делится на 5 групп.
- Каждая группа анализирует текст на карточке.
- Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
- (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой).
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
7. Комплексный анализ текста.
Текст на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Слайд.
Задания:
- Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
- Составьте схему 8 предложения.
- Объясните значение слова бард.
- Выпишите частицы из предложения №12.
- Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
- Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.
8. Домашнее задание.
- Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
- Решение кроссворда ( см. буклет)
9. Рефлексия.
«Давайте пошушукаемся».
Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.
Запишите ваши отзывы на карточке:
- Я сегодня узнал(а), научился(ась)
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось ?
10. Итог урока.
- В чём же своеобразие СПП?
- Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Оценки учащимся за урок.
11. Песня о друге. (В. Высоцкий) под гитару.
В конце урока ученики отвечают на вопрос: " Какова главная мысль " Песни о друге»?
Дополнительные задания к уроку:
Задание №1
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.
- Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
- Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
- Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
- Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)
- Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
- Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
- Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)
Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)
Задание №2
- Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
- Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
- Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
- Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии
- Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?
- Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как...
- Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?
- Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
- Отвечают на вопрос с какой целью?
- Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
- Присоединяются союзом так что.
- Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)
Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они отвечают?
Литература:
- М. М. Разумовская Учебник «Русский язык -9»
- Владимир Высоцкий «Я был душой дурного общества», М., «Эксмо», 2006.
- А. Б. Малюшкин Тестовые задания по русскому языку, 9 класс, пособие для учителя, М., «Сфера», 1998.
- И. В. Шустина Кроссворды для школьников. Русский язык. Ярославль. «Академия развития», 1997.