Классный час для учащихся 7–11-х классов "Позвони мне, позвони"

Разделы: Внеклассная работа


Наглядное оформление: портрет А. Белла, картинки и разные виды телефонных аппаратов, картинки с изображением номеронабирателей, образцы написания телефонных номеров. Приложение 1

Учитель:

Позвони мне… Как часто мы произносим эту фразу! До чего же мы привыкли использовать для связи телефон! Что же это такое – телефон?

Первый ученик:

История справедливо считает изобретателем телефона профессора физиологии речи в Школе ораторского искусства Бостонского университета 29-летнего шотландца Александра Грэма Белла.

С 1873 года Белл работал над изобретением гармонического телеграфа. Этот прибор должен был по одному телеграфному проводу передавать одновременно семь телеграмм (по числу нот в октаве). Использовалось при этом семь пар гибких металлических пластинок. Каждая пара настраивалась на свою частоту. Во время опытов 2 июня 1875 года свободный конец одной из пластинок на передающей стороне линии приварился к контакту. Помощник Белла механик Томас Ватсон пытался устранить эту неисправность и при этом нецензурно выражался. Белл в это время в другой комнате работал с приемными пластинками. Он уловил пришедший по проводам едва слышный звук ругательств своего механика. Гениальному учёному этого стало достаточно для решающего шага к изобретению телефона. Белл понял, что самопроизвольно закрепленная на обоих концах пластинка превратилась в своеобразную гибкую мембрану. Она находилась над полюсом магнита и изменяла его магнитный поток. При этом ток, поступающий в линию, изменялся в такт с колебаниями воздуха, вызываемыми бормотанием Ватсона.

Второй ученик:

Почти год Белл совершенствовал свое изобретение. Заявку на изобретение он подал

14 февраля 1876 года, а 7 марта получил патент. 10 марта 1876 года состоялась передача первой членораздельной фразы, ставшей исторической: "Мистер Ватсон, идите сюда. Вы мне нужны.". Эта передача была осуществлена по двенадцатиметровому проводу, соединяющему квартиру Белла с лабораторией на чердаке.

Третий ученик:

На первенство в изобретении телефона претендовали многие. Уже в 1878 году в США начались судебные процессы, в которых оспаривалось первенство Белла в изобретении телефона. Против него выступило почти три десятка человек, приписывающих себе изобретение основных частей телефона. Известный специалист по электротехнике из Чикаго Элайша Грей вошёл в историю как основной соперник Белла в вопросе изобретения телефона. В памятный день изобретения телефона, 14 февраля 1876 года, Беллом была подана заявка на "Телеграфное устройство, при помощи которого можно передавать человеческую речь". Через два часа в то же Бюро патентов (город Вашингтон) подал заявку Элайша Грей. Заявка называлась "Устройство для передачи и приема вокальных звуков телеграфным способом". Заявка Грея запоздала, и изобретателем телефона считается Белл.Он нарёк своё изобретение «телефоном» - от греческих слов «теле» - далеко и «фонос» - звук.

Первый ученик:

Какова история телефонных номеров?

Известно, что первые слова, сказанные по телефону 10 марта 1876 года, принадлежат шотландскому изобретателю Александру Грэму Беллу: Mr. Watson — Come here — I want to see you («Мистер Ватсон, зайдите, я хочу вас видеть»). Чтобы позвонить в соседнюю комнату своему помощнику, Беллу не пришлось набирать номер — в мире на тот момент было только два телефонных аппарата.

Второй ученик:

Прошло несколько лет. Абонентов стало много. Аппаратов — тоже. Появились городские телефонные сети, каждому аппарату присвоили номер. Можно было позвонить абоненту, назвав требуемый номер телефонистке.

В 1910 году в США, наиболее телефонизированной по тем временам стране, было более 7 миллионов абонентов. В России — 155 тысяч. Обычный телефонный номер того времени был четырехзначным, в крупных городах — пятизначным. Чтобы позвонить за пределы городской сети, абоненту требовалось назвать телефонистке город и номер. Разговор заказывали и ждали.

В десятых годах XX века автоматические телефонные станции (АТС) постепенно стали вытеснять «барышень», которые соединяли абонентов вручную. В Москве первая АТС появилась только в 1924 году в Кремле. Городская АТС заработала в 1930 году.

Третий ученик:

Американцы, раньше всех столкнувшиеся с семизначными номерами, нашли решение проблемы запоминания (а тогда казалось, что семизначные номера помнить сложно) в использовании мнемонических правил — первые три цифры заменялись буквами, с которых начиналось какое-нибудь слово. По техническим соображениям в Америке на единицу не начинался ни один номер. По историческим соображениям ноль всегда использовался для вызова телефонистки. Таким образом, любой американский номер мог начинаться на любую цифру, кроме 1 и 0.

Мнемонические правила до середины 1960-х использовались в Лондоне и Париже. Американцы сначала использовали схему БББ-ЦЦЦЦ (три буквы — четыре цифры). Так как запас новых слов, начинающихся с нужных трех букв, подходил к концу, в 1930 году Нью-Йорк, а в 1947—48 годах и остальные города были переведены на схему ББЦ-ЦЦЦЦ.

Первый ученик:

Всё, что было связано с телефоном (от аппаратов до станций), приходило в Россию с Запада. В России компания «Л. М. Эриксон и Ко.» открыла свою первую станцию в 1893 году — в Киеве.

В 1900 году Эриксон построил свою первую зарубежную фабрику — в Санкт-Петербурге. В 1927 году она была переименована в «Красную зарю» и начала выпускать первые советские телефонные аппараты.

В Милютинском переулке в Москве находилась крупнейшая в Европе телефонная станция, которой владело Русско-датско-шведское акционерное общество (здание до сих пор используется в качестве телефонного узла). В 1917 году революционно настроенные массы в течение пяти дней осаждали засевших в здании юнкеров. Через пять дней ни одного юнкера не осталось, а из 60 тысяч номеров работало около 10 тысяч. В 1920 году Совнарком распорядился отобрать у частных лиц все телефонные установки — номеров не хватало.

Второй ученик:

Автоматический набор номера производился с телефонного аппарата, снабженного наборным диском. Предыдущие модели телефонов были с прямым выходом на телефонистку или с индуктором (той самой ручкой, которую надо крутить, чтобы позвонить в Смольный), который также соединял с телефонисткой. Телефоны с дисковым набором были редкостью и устанавливались только у важных лиц (200 номеров в Кремле и 20 номеров в научно-техническом отделе ВСНХ). Такие аппараты называли «вертушкой». Сегодня это слово осталось в языке как обозначение прямого правительственного телефона в кабинете у большого начальника, хотя в современных «вертушках» номеронабиратель либо кнопочный, либо его нет вовсе.

Третий ученик:

Последнее, что могло волновать СССР в 20-е годы, — создание системы мнемонических правил для запоминания телефонных номеров. В то время не были редкостью номера типа Б-ЦЦ-ЦЦ (буква — четыре цифры). Позже появились АТС и с двухбуквенными индексами, но поскольку каждая буква проговаривалась отдельно, это создавало только сложности при запоминании. Буквы рядом с цифрами в СССР использовались до 1968 года.

Первый ученик:

У первых телефонов номеронабирателя не было.

На первых дисковых аппаратах были только цифры. В 20-е годы прошлого века рядом с цифрами появились буквы.  

В США на телефонном диске рядом с каждой цифрой (кроме единицы и нуля) находилось по три буквы алфавита. Буквы Q и Z не использовались из-за схожести с 0 и 2.

Англичане размещали букву O на нуле — всё равно выглядят одинаково.

Шведы и немцы использовали по одной букве рядом с цифрой: A, B, C, D, E, F, G, H, J, K, занимая все десять цифр. Буква I не использовалась, так как ее легко спутать с единицей.

В СССР на телефоне рядом с цифрами тоже было 10 букв: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л. Буква З не использовалась, потому что похожа на тройку.

Второй ученик:

Сегодня в России не производят телефонов с русскими буквами. Многие европейские телефоны выпускаются вообще без букв. Все американские телефоны рядом с цифрами содержат и буквы.

Все без исключения современные мобильные телефоны содержат полный латинский алфавит (а некоторые модели — русский). Тут возникает проблема с двумя способами использования букв. Первая модель — американская. Если вы едете по дороге и видите на большом грузовике надпись How am I driving? Call 1-800-EAT-SHIT, это значит, что вам предлагают позвонить по телефону 1-800-328-7448.

Но когда вы набираете SMS-сообщение, буквы работают в другом режиме — недостаточно один раз нажать на кнопку, на которой изображена буква, нужно нажать несколько раз.

Третий ученик:

Система набора по буквам хорошо знакома в США, так как запомнить слово проще, чем набор цифр, хотя набирать потом жутко неудобно. Европейцы, знакомые с SMS, вообще не могут понять, как работает американская система.

В России пока только одна компания рискнула использовать подобный мнемонический прием для рекламы своего телефона — это проект «Мегафон», рекламирующий в Москве номер 500-ALLO (500-25-56).

Первый ученик:

Как правильно писать телефонный номер?
В Европе телефонные номера всегда отделялись блоками по две цифры.
На современный американский формат записи повлияли раннее развитие телефонизации, проблема появления длинных номеров и мнемонические правила.
В России (и в СССР) все телефонные номера записывались согласно правилу: дефисом или пробелом отделяются пары цифр справа налево. Если в начале остались три цифры, разрешается записать их слитно.
Формат записи телефонного номера для России, стран СНГ и Балтии такой: XXX-XX-XX. В телефонных справочниках дефисы заменялись на пробелы (для экономии времени наборщиков).

В сочетании с очень сложными числительными формат записи группами по два знака был единственно удобным.
Кроме отдельных случаев с удачным сочетанием цифр (типа 222-3-222) сегодня в России телефон должен писаться так:
123-45-67

Учитель:

Без телефона теперь трудно представить нашу жизнь. Время бежит, вместе с ним развивается и изменяется телефон. Человек мечтает и придумывает всё более совершенный телефон. Сегодня нам трудно представить нашу жизнь без мобильной связи. Какова же история мобильных телефонов?

Второй ученик:

Известие о том, что мобильная радиотелефонная связь имеет, как минимум, полувековую историю, невольно повергает в легкий шок. Между тем ее первый сеанс действительно состоялся около 50 лет назад в шведском городе Лидинге. 3 декабря 1950 г. автомобиль компании Televerket отъехал от офиса на улице Васагатан. Сидевший за рулем инженер-изобретатель Стюре Лаурен (Sture Lauhren) поднял трубку телефона, сдерживая волнение набрал номер службы точного времени и мгновение спустя услышал ответ... Первой о невероятном техническом прорыве узнала жена изобретателя - спустя полвека она вспоминала, как сияющий супруг сообщил ей с порога: "У меня кое-что есть в машине!" Конечно, тот аппарат во всех отношениях был далек от совершенства, его базовая часть занимала два задних сиденья, а между передними находилась телефонная трубка. Тем не менее первопроходцам качество разговора из машины Televerket казалось просто великолепным. Чтобы продемонстрировать новинку в действии, Стюре Лаурен позвонил теще. Пожилая дама резонно предположила, что зять сошел с ума, поскольку его утверждение не укладывалось ни в какие разумные рамки: как можно одновременно быть в дороге и говорить по телефону!

Третий ученик:

В конце 40-х шведская компания Televerket поручила двум сотрудникам - упомянутому Стюре Лаурену и Рагнару Берглунду (Ragnar Berglund) - создание мобильного телефона, использующего для связи стационарную сеть. В то время уже существовали системы мобильной радиосвязи, которые успешно применяли военные и полиция. Однако в задачу инженеров входило изобретение аппарата, доступного всем. Первая "массовая" разработка, предложенная шведами, получила название МТА - Mobiltelefonsystem А (система мобильной телефонии А). В 1956 г. она вступила в коммерческую эксплуатацию. В середине 60-х на смену МТА пришла усовершенствованная система связи. Благодаря новой транзисторной технологии аппараты заметно похудели - с 35 до 11 кг!

Первый ученик:

В 1969 г. телекоммуникационные компании всерьез озаботились созданием единой сети мобильной связи. Предполагалось, что ее абоненты смогут использовать один телефон и номер, даже пересекая границу государств. Первым подобное решение предложил выпускник Стокгольмской технической школы Эстен Мякитоло, которого считают отцом современной мобильной телефонии. Его проект получил название NMT - Nordik MobilTelefon (скандинавская мобильная телефония).

Тем временем работа в лабораториях продолжалась. Изобретатели стремились создать систему связи с большой зоной покрытия. И надежды возлагались прежде всего на NMT. Однако существовавшая техника явно не дотягивала до необходимого уровня.

В какой-то момент все пришлось отложить до 1981 г. Подходящие микропроцессоры, как предположили специалисты, раньше этого года просто не появятся. В назначенный срок чипы с требующимися характеристиками увидели свет.

Второй ученик:

Проект NMT изначально являлся открытым. Еще на старте участие в нем приняло свыше 40 фирм. Одним из активнейших действующих лиц был Ericsson. В те дни нынешний гранд сотовой индустрии бился с Philips за получение контракта в Саудовской Аравии. Сначала "скандинавская мобильная телефония" была запущена именно в Саудовской Аравии за несколько месяцев до премьеры NMT-450 на своей исторической родине. Как бы то ни было, в 1981 г. начался отсчет истории мобильной связи первого поколения (G1).

В 1984 г. наплыв желающих в одной из скандинавских сетей привел к необходимости расширения её ёмкости. Для решения возникшей проблемы была применена сотовая структура, позволявшая вместить большее число абонентов.

Третий ученик:

В 1986 г. на свет появился стандарт NMT-900 - сеть была развернута в крупных городах Швеции как дополнение к перегруженной NMT-450. Инициатива встретила недовольство со стороны абонентов, которым хотелось пользоваться одним телефоном по всей стране. Уступая напору разгоряченных потребителей, программу NMT-900 свернули. Но к счастью, незадолго до того в жизнь ворвались мобильные аппараты этого стандарта - они-то и являются непосредственными предшественниками нынешних сотовых трубок. Дело в том, что первые устройства NMT-450 были мобильными относительно. Они позиционировались как средство связи в машине и обладали весьма внушительными габаритами и весом. Владелец подобного устройства должен был иметь персональное авто или заниматься тяжелой атлетикой. В свою очередь, трубки для сетей NMT-900 оказались гораздо легче и компактнее.

Первый ученик:

В начале 80-х все телекоммуникационные компании бредили общеевропейской сетью связи. Государственные телекоммуникационные компании Западной Европы организовали группу GSM - Groupe Speciale Mobile. За каждой из сторон сохранялось право вносить предложения, улучшающие совместное детище. Процесс всеевропейского единения связи достиг апогея в 1986 г., когда в Париже было принято решение, на какую систему делать ставку в дальнейшем. Новая система вобрала в себя все лучшее, что имелось у ее предшественников. Так возник стандарт GSM. Для его внедрения потребовалось еще несколько лет, и лишь в 1990 г. финская Radtolinia запустила первую в мире GSM-сеть. Через год аналогичные сети появились в других скандинавских странах.

Второй ученик:

Поначалу услуги GSM-операторов и абонентские терминалы были очень дорогими. Однако скоро трубки подешевели и перестали быть редкостью. Только за первый год существования сетей GSM в Скандинавии к ним подключилось более 1 млн человек. Телефоны быстро прогрессировали, все новые и новые усовершенствования приводили к уменьшению их размеров и веса, к расширению возможностей. В течение 2000 г. мобильных телефонов было представлено больше, чем когда-либо ранее, но тут выяснилось, что GSM... изжил себя! Но это уже совсем другая история.

Учитель:

А теперь мы поговорим о телефонных разговорах. Как вы думаете, существуют ли правила телефонных разговоров? Да, конечно,этикет советует нам придерживаться определённых нормвежливости при общении по телефону.

Давайте разберём некоторые ситуации. Перед нами два телефона, сейчас двое из вас окажутся у аппаратов, и им придётся решить небольшую задачку: как поступить в данной ситуации? Остальным предстоит решить, правильно они поступят или нет, а также объяснить, почему надо делать именно так. Вместе мы откроем основные правила этикета при телефонных разговорах.

(К телефонным аппаратам подходят двое учеников).

Ситуация первая

По набранному тобой номеру никого нет дома.

(Саша звонит, но никто не снимает трубку).

Учитель: звонить можно не более 5-6 сигналов.

Обычно этого количества звонков бывает достаточно, если хозяева дома и собираются подойти к телефону.

Ситуация вторая

Ты ошибся номером или тебя неправильно соединили.

(Саша звонит и просит Сергея. Света объясняет, что здесь таких нет).

Учитель: если ошибся, попроси прощения. При повторении ситуации уточни правильность твоего номера.

Ситуация третья

Твоего друга нет дома. Тебе надо передать ему сообщение. Автоответчик.

(Даша звонит Ирине и просит ей перезвонить. Разговор с автоответчиком).

Учитель: формулируй свое сообщение просто и кратко, не забудь назвать себя.

Ситуация четвёртая

Твоего друга нет дома. Тебе надо передать сообщение через родителей.

(Женя звонит Ольге, которой нет дома, и просит передать, что завтра будет тестирование по физике).

Учитель: всегда сначала здоровайся. Если просишь что-то передать, необходимо представится. Нельзя спрашивать, кто звонит, пока не дан ответ о присутствии нужного ему лица.

Ситуация пятая

Ты с приятелем обсуждаешь последние новости, а ваш разговор оборвался. Что нужно делать?

(Илья звонит Арсению, а учитель помогает построить разговор).

Учитель: если телефон механически разъединился, то перезванивает тот, кто звонил. Заканчивает разговор инициатор.

Ситуация шестая

У тебя срочные дела, а тебе звонит подруга.

(Катя звонит Юле, а учитель помогает построить разговор).

Учитель: извинись и сообщи подруге, что ты сейчас занята, но скоро ей перезвонишь.

Учитель:Что еще стоит помнить при телефонных разговорах?

(Разговор с ребятами еще о некоторых правилах при телефонных разговорах). Например: Не следует звонить после 22.00 и до 10.00, это возможно лишь в том случае, если хорошо знаешь того, кому собираешься звонить. Неудобным для телефонных звонков является и обеденное время, где-то с 13 до 15 часов, а также время, обычно отводимое на ужин - с 19.00 до 20.30.