Урок математики в 3-м классе "Внетабличное умножение и деление двузначного числа на однозначное"

Разделы: Начальная школа


Я проработала в школе более 24 лет. Хочу поделиться с читателями своими наработками. Ребятам очень нравится, когда уроки проходят в игровой форме, в форме уроков-сказок и уроков-путешествий. Вот с таким из одних уроков я хотела бы вас познакомить. Это урок математики в 3 классе.

Цель:

  1. Ознакомить с приемами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулем. Учить решать задачи.
  2. Развивать умения записывать выражения и вычислять их значения.
  3. Воспитывать чувство товарищества и дружбы, взаимопомощи; любовь к математике.

Оборудование:

  • презентация урока математики,
  • аудиозапись с DVD-диска "АБВГДЕЙКА - ПЕСНИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 200 популярных детских клипов",
  • клубочек "волшебный",
  • индивидуальные карточки с задачами.

Ход урока

Актуализация внимания.

- Начинаем мы опять решать, отгадывать, смекать!

Сегодня я вам предлагаю попутешествовать по зимнему сказочному лесу. Мы в лес за наукой сегодня пойдем,

Смекалку, фантазию нашу возьмем.

Дорогой с пути никуда не свернем!

Ведь сколько приключений и загадочных историй нас ждет в пути! Итак, вы согласны? Тогда на лыжи и вперед в путь!

(звучит любая спокойная музыка)

Устный счет.

- Ребята, слышите какой-то шум?

(звучит песня Бабы-Яги)

- Да это же Баба-Яга.

(иллюстрация Бабы-Яги - слайд 2)

- Ребята, она не хочет нас впускать в лес, пока мы не отгадаем её 3 загадки.

1 загадка.

- Знаете ли вы, что такое "Квартет"? (Ансамбль из четырех исполнителей -слайд 3)

На песенном фестивале в первый день выступило 3 квартета, а во второй день - 2. Сколько исполнителей во всех квартетах? (20).

2 загадка.

- А что такое "Труппа"? ( Коллектив актеров театра, цирка - слайд4)

В труппе цирка 32 актера, а в труппе театра в 2 раза больше. Сколько актеров в театре?

3 загадка.

- А что такое "Дюжина"? (12 штук однородных предметов - слайд 5).

Для приготовления 30 порций омлета повару понадобилось 5 дюжин яиц. Сколько яиц использовал повар?

- Как хорошо вы отгадываете мои загадки. А вот мой лучший помощник и друг Кот Котофеевич хочет тоже загадать вам свои загадки? (слайд 6)

- Я очень люблю стихи. Поэтому мои загадки-задачки в стихах.

1.

Посылали молодицу
По холодную водицу.
А водица далеко,
И носить - то нелегко.
Два ведра по десять раз.
Сколько ведер? Не зевай,
Молодице помогай. (20)

2.

К трем зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

3.

Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала,
Принесла уж девять раз.
Каков Мышкин стал запас?

- Что помогало вам решать так ловко задачи?

Д. Таблица умножения.

Баба-Яга.

- Ну, что же с вами поделаешь? Смышленые оказались вы ребята. Проходите в наш сказочный лес. Но смотрите, не заблудитесь. Нет, я вам, пожалуй, дам волшебный клубочек, который поможет вам не заблудиться и благополучно вернуться из нашего волшебного леса.

(звучит песня Деда Мороза)

Сообщение нового материала.

(слайд 7)

- Посмотрите, какой-то зверек прыгает ловко с ветки на ветку. Да это же белочка. Видно проголодалась, если в такой холод вылезла из своей уютной теплой норки. Точно, посмотрите в её кладовой 3 кучки орехов.

А в каждой кучке по 20 орешков. Сколько же это орехов запасла на зиму белочка? Как посчитать?

20х3=60 3х20=60
2дес.х 3=6дес. 3х2дес.=6дес.
60:3=20 60:20=3
6дес. : 3=2дес.

(дети записывают решение в тетрадь)

- Белочке понравилось, как вы считаете и она предлагает вам посчитать ещё и другие запасы, которые выражены следующими выражениями.

(решают №1 с устным объяснением цепочкой)

10х8 90:9 40:2 2х50

Физминутка.

Видишь: скачут по веточкам
Две веселых белочки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.

Закрепление изученного материала.

(слайд 8)

а) - Ребята, а вы знаете какая птица выводит птенцов зимой?

  • Дятел - 70
  • Клест - 60
  • Аист - 30

Если вы правильно решите круговые примеры, то вы узнаете эту птицу.

(Примеры записаны на доске)

60:3 20х4 10х9
30х2 90:3 80:8

- Это клест. Клест - небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка. Встречается она в еловых лесах. Клеста легко обнаружить по отрывочному, с металлическим оттенком крику, который он почти всегда издает, перелетая с дерева на дерево. Питается клест семенами шишек елей, сосен, ясеня, иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений.

б) Движемся дальше за волшебным клубочком и он приводит нас к берлоге. Посмотрите. Кто в ней живет?

(звучит песня Винни-Пуха - слайд 9)

Давайте заглянем к Винни-Пуху в его жилище. Винни позвал к себе друзей: Пяточка, Сову, Иа. И в дар ему преподнесли горшочек с медом, банку малинового варенья и воздушный шарик. (слайд 10)

  • Горшочек с медом - 8.
  • Банка малинового варенья - 6
  • Воздушный шарик - 5

Что же подарил каждый из гостей? Реши задачи и дай ответ.

Задачи решаются по вариантам. (2 человека - слабых учеников, работают у доски с помощью индивидуальных карточек).

1 вариант - Ослик Иа задает свою задачу.

В 4 одинаковые банки разлили 20 кг меда. Сколько потребуется таких банок, чтобы разлить 30 кг меда?

2 вариант - Мудрая Сова задает свою задачу.

18 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 24 кг варенья?

Прочитайте задачи. Подумайте, как их решить.

- Теперь возьмите лист под №1. Познакомься с кратким условием задачи.

1 вариант

Масса 1 банки Количество банок Масса всех банок
Одинаковая

? кг

4 шт.

? шт.

20 кг

30 кг

(индивидуальная работа)

2 вариант

Масса 1 банки Количество банок Масса всех банок
Одинаковая

? кг

6 шт.

? шт.

18 кг

24 кг

(индивидуальная работа)

Итог урока.

- Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться домой. Выводи клубочек нас из лесу.

(звучит спокойная музыка)

- Ребята, опустите головы на руки на парте, закройте глаза, представьте себе наш сказочный зимний лес, вот тропинка, по которой мы едем на лыжах за волшебным клубочком. А вот и наша школа. На счет три вы откроете глаза и окажетесь в нашем классе:1,2,3.

- Ну что, понравилось наше путешествие?

- Что вы узнали нового на уроке?

- Вы хорошо поработали.

(оцениваю ребят и даю домашнее задание )

Домашнее задание.

С. 4 №6.


Приложения

Индивидуальные карточки с изображением Ослика Иа и Совы с обратной стороны.

1 вариант

Масса 1 банки Количество банок Масса всех банок
Одинаковая

?кг

4 шт.

?шт.

20 кг

30 кг

2 вариант

Масса 1 банки Количество банок Масса всех банок
Одинаковая

? кг

6 шт.

? шт.

18 кг

24 кг