Я проработала в школе более 24 лет. Хочу поделиться с читателями своими наработками. Ребятам очень нравится, когда уроки проходят в игровой форме, в форме уроков-сказок и уроков-путешествий. Вот с таким из одних уроков я хотела бы вас познакомить. Это урок математики в 3 классе.
Цель:
- Ознакомить с приемами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулем. Учить решать задачи.
- Развивать умения записывать выражения и вычислять их значения.
- Воспитывать чувство товарищества и дружбы, взаимопомощи; любовь к математике.
Оборудование:
- презентация урока математики,
- аудиозапись с DVD-диска "АБВГДЕЙКА - ПЕСНИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 200 популярных детских клипов",
- клубочек "волшебный",
- индивидуальные карточки с задачами.
Ход урока
Актуализация внимания.
- Начинаем мы опять решать, отгадывать, смекать!
Сегодня я вам предлагаю попутешествовать по зимнему сказочному лесу. Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем!
Ведь сколько приключений и загадочных историй нас ждет в пути! Итак, вы согласны? Тогда на лыжи и вперед в путь!
(звучит любая спокойная музыка)
Устный счет.
- Ребята, слышите какой-то шум?
(звучит песня Бабы-Яги)
- Да это же Баба-Яга.
(иллюстрация Бабы-Яги - слайд 2)
- Ребята, она не хочет нас впускать в лес, пока мы не отгадаем её 3 загадки.
1 загадка.
- Знаете ли вы, что такое "Квартет"? (Ансамбль из четырех исполнителей -слайд 3)
На песенном фестивале в первый день выступило 3 квартета, а во второй день - 2. Сколько исполнителей во всех квартетах? (20).
2 загадка.
- А что такое "Труппа"? ( Коллектив актеров театра, цирка - слайд4)
В труппе цирка 32 актера, а в труппе театра в 2 раза больше. Сколько актеров в театре?
3 загадка.
- А что такое "Дюжина"? (12 штук однородных предметов - слайд 5).
Для приготовления 30 порций омлета повару понадобилось 5 дюжин яиц. Сколько яиц использовал повар?
- Как хорошо вы отгадываете мои загадки. А вот мой лучший помощник и друг Кот Котофеевич хочет тоже загадать вам свои загадки? (слайд 6)
- Я очень люблю стихи. Поэтому мои загадки-задачки в стихах.
1.
Посылали молодицу
По холодную водицу.
А водица далеко,
И носить - то нелегко.
Два ведра по десять раз.
Сколько ведер? Не зевай,
Молодице помогай. (20)
2.
К трем зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
3.
Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала,
Принесла уж девять раз.
Каков Мышкин стал запас?
- Что помогало вам решать так ловко задачи?
Д. Таблица умножения.
Баба-Яга.
- Ну, что же с вами поделаешь? Смышленые оказались вы ребята. Проходите в наш сказочный лес. Но смотрите, не заблудитесь. Нет, я вам, пожалуй, дам волшебный клубочек, который поможет вам не заблудиться и благополучно вернуться из нашего волшебного леса.
(звучит песня Деда Мороза)
Сообщение нового материала.
(слайд 7)
- Посмотрите, какой-то зверек прыгает ловко с ветки на ветку. Да это же белочка. Видно проголодалась, если в такой холод вылезла из своей уютной теплой норки. Точно, посмотрите в её кладовой 3 кучки орехов.
А в каждой кучке по 20 орешков. Сколько же это орехов запасла на зиму белочка? Как посчитать?
20х3=60 3х20=60 2дес.х 3=6дес. 3х2дес.=6дес. 60:3=20 60:20=3 6дес. : 3=2дес.
(дети записывают решение в тетрадь)
- Белочке понравилось, как вы считаете и она предлагает вам посчитать ещё и другие запасы, которые выражены следующими выражениями.
(решают №1 с устным объяснением цепочкой)
10х8 90:9 40:2 2х50
Физминутка.
Видишь: скачут по веточкам
Две веселых белочки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Закрепление изученного материала.
(слайд 8)
а) - Ребята, а вы знаете какая птица выводит птенцов зимой?
- Дятел - 70
- Клест - 60
- Аист - 30
Если вы правильно решите круговые примеры, то вы узнаете эту птицу.
(Примеры записаны на доске)
60:3 20х4 10х9 30х2 90:3 80:8
- Это клест. Клест - небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка. Встречается она в еловых лесах. Клеста легко обнаружить по отрывочному, с металлическим оттенком крику, который он почти всегда издает, перелетая с дерева на дерево. Питается клест семенами шишек елей, сосен, ясеня, иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений.
б) Движемся дальше за волшебным клубочком и он приводит нас к берлоге. Посмотрите. Кто в ней живет?
(звучит песня Винни-Пуха - слайд 9)
Давайте заглянем к Винни-Пуху в его жилище. Винни позвал к себе друзей: Пяточка, Сову, Иа. И в дар ему преподнесли горшочек с медом, банку малинового варенья и воздушный шарик. (слайд 10)
- Горшочек с медом - 8.
- Банка малинового варенья - 6
- Воздушный шарик - 5
Что же подарил каждый из гостей? Реши задачи и дай ответ.
Задачи решаются по вариантам. (2 человека - слабых учеников, работают у доски с помощью индивидуальных карточек).
1 вариант - Ослик Иа задает свою задачу.
В 4 одинаковые банки разлили 20 кг меда. Сколько потребуется таких банок, чтобы разлить 30 кг меда?
2 вариант - Мудрая Сова задает свою задачу.
18 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 24 кг варенья?
Прочитайте задачи. Подумайте, как их решить.
- Теперь возьмите лист под №1. Познакомься с кратким условием задачи.
1 вариант
Масса 1 банки Количество банок Масса всех банок Одинаковая ? кг
4 шт. ? шт.
20 кг 30 кг
(индивидуальная работа)
2 вариант
Масса 1 банки Количество банок Масса всех банок Одинаковая ? кг
6 шт. ? шт.
18 кг 24 кг
(индивидуальная работа)
Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться домой. Выводи клубочек нас из лесу.
(звучит спокойная музыка)
- Ребята, опустите головы на руки на парте, закройте глаза, представьте себе наш сказочный зимний лес, вот тропинка, по которой мы едем на лыжах за волшебным клубочком. А вот и наша школа. На счет три вы откроете глаза и окажетесь в нашем классе:1,2,3.
- Ну что, понравилось наше путешествие?
- Что вы узнали нового на уроке?
- Вы хорошо поработали.
(оцениваю ребят и даю домашнее задание )
Домашнее задание.
С. 4 №6.
Приложения
Индивидуальные карточки с изображением Ослика Иа и Совы с обратной стороны.
1 вариант
Масса 1 банки Количество банок Масса всех банок Одинаковая ?кг
4 шт. ?шт.
20 кг 30 кг
2 вариант
Масса 1 банки Количество банок Масса всех банок Одинаковая ? кг
6 шт. ? шт.
18 кг 24 кг