“Единственный путь, ведущий к
знаниям, - это деятельность”.
Бернард Шоу
Всё, что имел издревле твой народ
Прекрасного, высокого, святого,
И всё, что в эти дни в груди его живёт,
Он всё вручит тебе – мечту свою и слово…
Проектная деятельность в начальной школе содействует развитию творческой, познавательной деятельности учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.
Работа над проектом с учениками 4 класса нашей школы, дала возможность мне, как учителю, недавно работающему в этом классе, открыть творческий потенциал и способности учащихся, которые не проявляли себя на уроке. Многие ребята за время работы смогли подружиться и стали дружить семьями, так родители принимали активное участие в работе детей. Помогали в создание театральных костюмов. Ведь наши конечным результатом была – инсценировка сказки “По щучьему велению”.
Уважаемые учителя! Внедряйте в свою работу проектную деятельность. Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Мы с вами только координируем действия учащихся.
“В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее за учителем”. Коллингс
Я хочу представить некоторые этапы работы над проектом. На мой взгляд, они являются самыми важными в работе. Надеюсь, что это поможет молодым, начинающим проектную деятельность учителям.
Актуальность проекта:
Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг. Это вызывает тревогу не только в учителя, но и в родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем со сказками.
Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и социально-бытовые.
Наша школа - это школа с этнокультурным направлением. На уроках и во внеурочное время мы изучаем традиции и обычаи русского народа, знакомимся с народными обрядами и старинными праздниками Руси. Наш проект поможет познакомиться с русскими обрядами - сватовство и свадьба. Наш класс – это многонациональная семья. С помощью работы над проектом у родителей появится возможность передать детям семейные традиции и культурные ценности народов проживающих в России. Необходимо обучать детей культуре родного народа, так же как и другой учебной дисциплине. В данном проекте в решении этих задач нам поможет фольклорный жанр - сказка, в частности – русская народная сказка.
Дидактические цели учебного проекта:
- Развивать творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными сказками;
- Расширять читательский и культурный кругозор учащихся;
- Планировать и реализовывать проектную деятельность в школе;
Компетентности, формируемые учебным проектом:
- В сфере самостоятельной деятельности.
- Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
- В сфере гражданско-общественной деятельности.
- В бытовой сфере.
- В сфере культурно-досуговой деятельности.
Методические задачи учебного проекта:
Обучающие:
- Научить школьников различать виды русских народных сказок.
- Познакомить учащихся с основными сказочными героями русских народных сказок.
Развивающие:
- Развивать у учащихся познавательный интерес.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Совершенствовать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
- Совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.
Основополагающие и проблемные вопросы проекта:
- Откуда берутся сказки?
Вопросы учебной темы:
- На какие группы делятся русские народные сказки?
- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
- Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек?
- Чему учат сказки?
- Основные признаки сказки?
- О чем мечтал народ в сказках?
- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?
Гипотеза:
Проект даст возможность учащимся познакомиться с традициями и обычаями русского народа,
- со старославянскими словами и поговорками,
- с незнакомыми сказками, несущими ценность. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре.
Творческое название проекта: “Что за прелесть эти сказки”.
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
- Изучение обычаев и традиций русского народа.
- Связь сказки с бытом русского народа.
- Словарная работа со старорусскими словами.
- Создание эскизов костюмов.
- Написание сценария сказки.
- Инсценирование сказки “По щучьему веленью”
Предметные области:
Чтение, ИЗО, труд
Возраст учащихся
4 класс
Руководитель проекта: Классный руководитель: Стубер С. В.
Этапы проекта
Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
Подготовительный | Определение темы и целей урока | 1) Анкетирование. 2) Обсуждение русских народных сказок с учителем. Деление на группы. 3) Гипотеза проекта. 4) Постановка целей. |
1) Анализ анкет. 2) Мотивация учащихся. Помощь в постановке целей и задач. |
Планирование | - Выбор русской народной сказки “По
щучьему веленью”. - Определение методов работы. - Распределение задач между членами группы. |
1) Разрабатывают план действий над
проектом. 2) Формулируют задачи. 3) Представление команды (название, эмблема, девиз) |
Предлагаю на выбор несколько сказок, аргументирую свой выбор. |
Исследовательский | Сбор информации. - Словарная работа с устаревшими словами. - Изучение русских народных обрядов: сватовство, свадьба. - Иллюстрации героев сказок. -Создание эскизов костюмов. - Написание сценария сказки. - Инсценирование сказки. |
1) Работа с устаревшими словами. 2) Написание рефератов о народных обычаях. 3) Иллюстрации героев сказки. 4) Создание эскизов костюмов. 5) Написание сценария. 6) Выступление на открытом уроке. |
Наблюдаю, советую, косвенно руковожу и
контролирую деятельность учащихся. Готовлюсь к открытому уроку. |
Получение результатов | Анализ выполненной работы. Решение промежуточных задач. | Проводят анализ своей работы. | Наблюдаю, советую. Подготовка к презентации проекта на открытом уроке. |
Представление отчёта | Письменный отчёт: - Словарная работа с устаревшими словами. - Представление рефератов о народных традициях. - Презентация иллюстраций и эскизов костюмов. - Инсценировка сказки “По щучьему веленью” |
Отчитываются о проделанной работе. Обсуждение работ. | Слушаю, задаю вопросы. |
Оценка результатов | Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении. | Оцениваю работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов. |