Цель: обогатить учащихся знаниями, раскрывающими прошлое, историю своего Отечества, способствующими воспитанию патриотизма.
Задачи:
- познакомить учащихся с героическим прошлым Родины, родного края;
- развивать интерес к истории России;
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:
- учебник “Мы и окружающий мир” Н.Я. Дмитриева,
- презентация “Великая Отечественная Война в жизни народа”,
- “Книга памяти. Самарская область”,
- книга “Годы суровых испытаний. (1941 –1945 г.) Из истории Сергиевского района в годы ВОВ”,
- плакаты “Пионеры - герои”,
- художественные книги о Великой Отечественной войне.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Вступительная беседа.
Учитель. Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с историческим прошлым нашей Родины. Какое историческое событие произошло в период с 1941 по 1945 год?
Ученик. Великая Отечественная война.
Презентация (Слайд 1)
Учитель. Почему она так называется?
Ученик. Великая война, потому что в ней сражались с врагом люди разных национальностей, разные организации: подпольщики, партизаны. Погибло более 20 миллионов человек.
Учитель. С кем сражался наш народ?
Ученик. С немцами, с фашистами.
- Работа с пословицей.
Учитель. Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (Слайд 2)
Ученик. Потому, что немецкие войска без предупреждения напали на нашу страну. Но в этой войне победил наш народ.
- Работа над новым материалом.
- Сообщение сведений о начале Великой Отечественной войны.
Учитель. Расскажите. Когда и как началась Великая Отечественная война.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о начале ВОВ). Прослушивание грамзаписи песни “Священная война”.
- Работа по картине художника Ираклия Тоидзе “Родина – мать зовет!” (Слайд 3)
Учитель. Во всех уголках нашей Родины появились плакаты художника Ираклия Тоидзе “Родина – мать зовет!” Что художник изобразил на этом плакате?
Ираклий Тоидзе в плакате “Родина – мать зовет!” создал убедительный образ женщины. Сумел придать её лицу верное выражение, в котором читается страстный призыв к героической борьбе. Он был нарисован просто и смело. Ничего лишнего. Так и должно быть в плакате, рожденном в обстановке войны. Он легко читается с большого расстояния и зовёт к немедленному действию. Про этот плакат иначе не скажешь. Он бьёт как винтовка.
- Знакомство с обороной Брестской крепости.
Учитель. Одна из героических страниц истории Великой Отечественной войны – оборона Брестской крепости. Расскажите об обороне Брестской крепости. (Чтение текста из учебника).
- Работа по картине художника П.Кривоногова “Защитники Брестской крепости”
Учитель. Советская живопись несла людям правду о зверствах фашистских захватчиков. О мужестве и стойкости поднявшегося на борьбу народа, о победах Советской Армии, доблести наших воинов и эта правда жгла сердца людей, пробуждала в народе новые силы, поднимала на новые подвиги.
Рассмотрите репродукцию картины художника П Кривоногова “Защитники Брестской крепости” . (Слайд 4) Какие краски использовал художник?
Ученик. Яркие, красные, огненные, которые говорят о тяжелой битве нашего народа с врагом.
- Знакомство с битвой за Москву.
Учитель. В этой страшной войне наш народ сражался за многие города нашей Родины: Сталинград, Курск, Севастополь и многие другие. Не остался в стороне главный город нашей Родины – Москва.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о
“Битве за Москву”.)
Учитель. Даже в условиях тяжелейших испытаний, советские художники не пали духом. Не отгородились от действительности, не прервали творческой работы, не опустили рук. Напротив, кисть, перо и карандаш в их руках стали грозным, действенным оружием борьбы с врагом.
- Какие краски использовал художник Дейнека в своей картине “Окраина Москвы”? (Слайд 5)
Ученик. Темные: черные, серые темно-синие, фиолетовые.
Учитель. Что вы можете сказать об этой картине?
Ученик. Люди, которые жили на окраине Москвы ушли из своих домов. По окраине города расставлены противотанковые ежи.
- Знакомство с “Молодой гвардией”
Учитель. На захваченной врагами территории с фашистами боролись партизаны, подпольщики. Шёл 1942 год. Краснодон – небольшой городок на Украине – был захвачен гитлеровцами. Около сотни юношей и девушек, комсомольцев оккупированного фашистами Краснодона объединились в боевую подпольную организацию “Молодая гвардия”, чтобы сражаться против захватчиков. Каждый, вступая в организацию, давал “Клятву мстителей”.
- Чтение клятвы подпольной организации “Молодая гвардия”
(Заранее подготовленный ученик читает, а за ним все повторяют)
Учитель. Расскажите, как помогали подпольщики нашей Родине.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о подпольщиках)
- Сообщение сведений о партизанах, подпольщиках.
Учитель. Организаторами подпольной организации “Молодая гвардия” были Ульяна Громова, Иван Земнухов, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова. (Слайд 6). Послушаем о героических подвигах. Которые совершили эти ребята.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают об организаторах подпольной организации)
- Знакомство с орденами и медалями. (Слайд 7, 8)
Учитель. За мужество и героизм, проявленный в годы ВОВ многие участники, были награждены медалью “За отвагу”, орденом Отечественной войны, Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Красной Звезды. Многим было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
- Знакомство с героями ВОВ Сергиевского района. (Слайд 9, 10, 11)
Учитель. Война пришла в каждый дом, во все семьи и жителей Сергиевского района. Мужественно и без колебаний шагнули в огонь войны – по призыву и добровольцами – около 9000 наших земляков, в том числе 385 женщин.
Находившиеся на фронтах ВОВ, наши земляки, проявили массовый патриотизм, беззаветную любовь и преданность своей малой и большой Родине – России. Храбрость, бесстрашие, мужество, умение побеждать – эти черты воина ВОВ присущи нашим землякам.
За мужество и храбрость, умение побеждать восемь наших земляков удостоены звания Герой Советского Союза. Это Михаил Акутин, Петр Ганюшин, Илья Горбунов, Константин Каськов, Андрей Рыжов, Алексей Сальников, Валентин Субботин, Николай Краснов и житель села Черновки Константин Демидов, который стал полным кавалером орденов Славы трёх степеней, что приравнивается к званию Героя Советского Союза.
Их имена внесены в историю ВОВ. Их имена увековечены в названиях улиц, сел и поселков района, где они родились, учились, работали. Откуда ушли на фронт.
Сегодня их нет рядом с нами, все они ушли в мир иной, оставив вечный след на земле, своей любовью и преданностью, шагнув в бессмертие. О каждом нашем земляке – воине ВОВ можно и нужно писать рассказы, очерки и книги. Они того заслуживают.
Минута молчания.
- Знакомство с поэзией о войне. Чтение стихов о войне.
Учитель. В тяжелую военную пору наши писатели и поэты не перестали работать. И те, которые были военными корреспондентами и писали рассказы, и репортажи с полей сражений, и те, кто находился в тылу – все они своими произведениями помогали людям не терять веру. Внушали надежду и мужество.
(Чтение стихов наизусть учениками А.Ахматовой,
А. Твардовского)
Учитель. Подводя итог нашего урока, выделим те черты характера, которые подходят к защитнику Родины.
На карточках записаны слова, характеризующие человека. Выберите, черты подходящие защитнику Родины. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово. (Слайд 13)
- Трусость,
- патриотизм,
- решительность,
- слабость,
- бдительность,
- смелость,
- находчивость,
- безответственность,
- храбрость.
Учитель. Когда мы отмечаем праздник “День Победы”?
Ученик. 9 мая
- Прослушивание грамзаписи песни “День Победы”.
- Работа по картине художника П. Кривоногова “Победа”.
Учитель. Рассмотрите репродукцию картины художника П. Кривоногова “Победа”. Что вы можете сказать о ней, какие краски использовал художник? (Слайд 14)
Ученик. Художник изобразил победу нашего народа над фашизмом, используя светлые краски. На картине военные радуются, как дети. Они подбрасывают вверх каски. Поднимают вверх развивающиеся знамена.
Учитель. Что еще вы бы хотели узнать о ВОВ?
Ученик. О героях – земляках.
- Домашнее задание: Объединитесь в группы и подготовьте рассказы о наших героях – земляках.