Цели:
- Ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решений.
- Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия, развивать самостоятельность, мышление, познавательный интерес.
- Содействовать формированию мировоззренческих понятий.
Оформление:
- на доске плакат:
План урока:
- Организационный момент
- Логика
- Изучение нового материала
- Закрепление нового материала
- Задание на дом, подведение итогов урока
- Высказывание: “Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические Сезамы”
- Вопрос: Подумайте, какой шаг в решении уравнения приводит к появлению лишних корней.
ХОД УРОКА
- Организация и начало урока
Здравствуйте, садитесь поудобнее.
Начинаем мы считать
Бегать, прыгать мы не будем
Будем весь урок решать.
Надеюсь , что настрой на урок у вас серьезный , желаю вам высоких результатов.
- Постановка целей и задач урока, принятие их учащимися
Чтобы ответить на поставленный вопрос учащимся предлагается софизм.
Софизм – доказательство ложного утверждения, причем ошибка в доказательстве искусно замаскирована. Софистами называли группу древнегреческих философов IV-V веков до нашей эры, достигших большого искусства в логике.
Где допущена ошибка в следующей цепочке равенств?
16 – 36 = 25 – 45,
16 – 36 + 20,25 = 25 – 45 + 20,25,
(4 – 4,5)2 = (5 – 4,5)2,
4 – 4,5 = 5 – 4,5,
4 = 5,
2 . 2 = 5.
(Если квадраты двух выражений равны, то их основания либо равны между собой, либо противоположны.)
- Изучение нового материала.
Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.
Устно: какие из следующих уравнений являются иррациональными:
- x + = 2,
- = 11 + x,
- = 3,
- y2 – = 4.
Посредством уравнений, теорем
Он уйму всяких разрешал проблем.
И засуху предсказывал, и ливни –
Поистине его познания сильны.( Гомер)
Устно: решить уравнения.
- 6 = 2 , , - 4 = 7 , ,- Алгоритм решения уравнений
- Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной.
- При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.
- Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений неизвестного и используя равносильные переходы.
Является ли число x0 корнем уравнения:
Решим уравнение:
Решение:
возведем обе части уравнения в квадрат:
x + 2 = x2,
x2 – x – 2 = 0,
x1 = – 1,
x2 = 2.
Проверка:
- x = –1, тогда 1 = – 1 ложно;
- x = 2, тогда 2 = 2 верно.
Ответ: x = 2;
Решим уравнение: +1 – 2x = 0
Решение:
= 2x – 1,
x2 + 5x + 1 = (2x – 1)2
x2 + 5x + 4 = 4x2 – 4x + 1,
x (x – 3) = 0,
x1 = 0,
x2 = 3.
Проверка:
x1 = 0, то + 1 – 2 . 0 =/= 0, значит, x1
= 0, не удовлетворяет уравнению.
x2 = 3, тогда +1 – 2 . 3 = 0, значит x2 =
3 корень уравнения.
Ответ: x = 3.
Решим уравнение:
Решение: возведя обе части уравнения в квадрат, получим:
2x – 3 = x – 2, x = 1.
Проверка: – обе части уравнения не имеют смысла
Ответ: корней нет.
Решим уравнение:
Решение: поскольку корни арифметические, то левая часть уравнения неотрицательна, а правая отрицательна, значит, уравнение решений не имеет.
Ответ: уравнение решений не имеет.
История “ Неразумных чисел”.
История иррациональных чисел относится к
удивительному открытию пифагорейцев. А началось
это с простого вопроса, связанного с вычислением
диагонали квадрата, сторона которого равна 1.
(Подробно расскажет Катя П. )
- № 1673 (а, б); выполняем самостоятельно
- № 1674 (а; б); I в. а)
- № 1696 (а; б). II в. б ) / проверяем по решению на доске.*
VI. Задание на дом.
- № 1673 (в, г );
- № 1674 (в; г);
- № 1691
- Подведение итогов урока.
Учащиеся заполняют оценочный лист.
Фамилия имя учащегося |
||||
домашнее задание. | устная работа. | новая тема | оценка учителя. | итого |
Спасибо за урок. Успешного следующего урока.
Алгебра и начала анализа 10-11 / А.Г.Мордкович