Цели уроки:
Обучающие:
- Повторить свободное владение последовательностью чисел от 1 до 10, нумерацию чисел через один, знание состав чисел.
- Проверка, корректировка знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках:
- Умение прибавлять (вычитать) 1 к любому (из любого) числа
- Осознанное применение приёма прибавления и вычитания числа 2, используя приём +1+1,-1-1
- Понятие “задача” и первичный анализ текста задачи
- Знание знаков =, >, <. Сравнение чисел и использование знаков для сравнения математических выражений.
- Использование геометрических понятий.
- Совершенствование навыков устного счёта.
Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, математическую речь.
Воспитывающие: Формировать интерес к математике, воспитывать аккуратность при ведении записей в тетради и на карточке, экологическое воспитание учащихся.
Оборудование:
- Учебник “Математика” 1 класс (1 – 2 часть)
- Авторы: М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова.
- Тетрадь на печатной основе по математике №1.
- Математический веер с цифрами 0-9.
- Индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями.
- Схемы – опоры для решения задач.
- Наглядно – методический материал.
- Наборное полотно.
Психологическое “упражнение начала”
Устройтесь поудобнее. Ваши руки превращаются в мягкую подушечку. Положите голову на подушечку и закройте глаза. (Под музыкальное сопровождение, спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы, в такт дыхания учащихся “рисую” картинки жизни леса.)
Работа над раскрытием темы занятия.
-Сегодня на уроке мы отправимся в сказочное лесное царство, в гости к деду Плакунчику, герою сказки Тимофею Белозерова. Царство это не простое, а математическое. Чтобы попасть туда, нужно выполнить указ лесного царя Плакунчика.
(На доске плакат: Лес. Ёлочки. Плакунчик. В руках у Плакунчика свиток.) Беру и читаю указ.
Указ: Повелеваю в моём сказочном царстве математическом ребятам 1-го класса выполнять мои желания:
- ± - выполнять вычисления;
- ? – решать задачи;
- - работать над составом чисел;
- !!! – узнавать много нового;
- <=> - сравнивать числа и выражения;
- - поработать в тетради и получить и получить индивидуальное задание.,
- У Плакунчика есть помощники – мудрые совы. Плакунчик будет смотреть, как вы работаете и за хорошую работу, правильное поведение в его математическом лесу он будет присылать такую сову на парту понравившемуся ему ученику. Принимаете такие условия?
- Тогда закроем глазки. Готовимся переместиться в сказку. И запомните, что в сказочном лесу нельзя шуметь. (Звучит музыка “В гостях у сказки”). Ну вот, теперь мы в сказке.
Шла по лесу Лена,
Споткнулась, упала
И к деду Плакунчику
В гости попала.
Посмотрел он на Лену и промолвил:
Уж я не обижу.
Уж я провожу,
Лесную дорожку тебе покажу…
если ты выполнишь мои задания.
- Поможем Лене?
Лесная дорожка
Да снега пороша
В задумчивый ельник
Свернула дорожка
Стали Лена с дедом считать ёлки, растущие вдоль дороги.
Работа с числовым рядом.
Воспроизведём последовательность чисел от 1 до 10 (считаем ёлочки). Оглянулась Лена назад. Посчитаем ёлочки обратно 10-1.
Начал тут Плакунчик Лене разные математические вопросы задавать. А вы ребята тоже ответы давайте, но только при помощи веера. Взяли в руки математический веер.
- Какое число идет при счёте за числом 3? 8? 6?
- Какое число предшествует числу 7,9,4?
- Какие числа являются соседями числа 5? 3? 8?
- Отвечает Лена на вопросы, а сама дом вспоминает, своё село.Дома на улице идут не как ёлочки в лесу, а нумеруется через 1. Посчитаем дома 1,3,5,7,9. 2,4,6,8,10.
Лена живёт в доме с № 5. Назовите номера её соседей (3,7). Её бабушка живёт в доме с № 4, её соседи (2,6). А подруга живёт в доме № 3. Её соседи? (1,5). Пошёл снег и залепил номера домов. Расставьте их правильно. (Работа на доске и в карточке).
- Ну, теперь никто не спутает номера домов. Посмотрите на доску. Кто выполнил также верно, к тому уже прилетела сова.
Геометрический материал. Ещё раз посмотрите на домики. Из каких геометрических фигур они состоят? , , (дорога – кривая линия). Сравните домики. Чем они похожи? (одинаковые по размеру и форме, но разные по цвету крыш).
- Тут Плакунчик решил пошутить и запутал дорожку. Все номера у ёлочек поменялись. Чтобы дальше идти , нужно расположить числа от самого маленького, до самого большого. Ребята! Какое число здесь самое маленькое? (1).
- Молодцы! Стали ёлочки в ряд, а дорожки всё равно не видно. Дело в том, что нужно раскрасить ёлочки, а они как вы знаете не простые, а математические. Возьмите зелёный карандаш.
Я диктую пример, вы закрашиваете только ответ:
К числу прибавить. | Из числа вычесть |
9 и 1 = 10 | 2 и 1 = 1 |
6 и 2 = 8 | 4 и 2 = 2 |
3 и 2 = 5 | 5 и 2 = 3 |
6 и 1 = 7 | 10 и 1 = 9 |
4 и 2 = 6 | |
3 и 1 = 4 |
Как называются компоненты при сложении? Поднимите руку, у кого все ёлочки закрашены (тот выполнил верно)
В лесу тишина,
Только ели скрипят,
Да белки на ветвях судачат.
Смотрите! – сороки в гнезде нам кричат,
Зайчонок к Плакунчику скачет.
Экологическая беседа.
Прискакал Зайчонок, волнуется, высказать не может.
- Что случилось, косой? – спрашивает его Плакунчик.
- Это я – то, косой? – возмутился заяц. – Да косой тот, кто с нами вчера злую шутку сыграл. Лежу я и мои братья и сёстры у себя дома в норах, отдыхаем. Вдруг удар, ещё удар: по голове, по боку. Выскочил, смотрю по сторонам, ничего не понимаю. Вдруг вижу, что с полянки отдыхающие стреляют по кустам пустыми бутылками да банками. Потом уехали, да после себя оставили горы мусора: банки, бутылки, пакеты, осколки.
Заплакал Зайчик.
- Ребята, а вы как считаете, правильно ли вели себя отдыхающие? (ответ детей).
Вывод. - Всех манит к себе природа, её красота, но после себя нужно убраться. Нельзя вредить природе.
А зайчик продолжил.
- Я то остался, да вот моя родня разбежалась, домики опустели.
- Поможем зайчикам заселиться в домиках?
Состав чисел.
Для этого вспомним состав чисел.
Соревнование между рядами
- Кто заметил ошибки? Исправили.
- Собрались все зайчата вместе, обрадовались. Стали играть – отдыхать. Отдохнём и мы.
Физкультминутка.
Из-за парты тихо встали
И по лесу зашагали. /звучит пение птиц/
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко,
- 1 – подняться, потянуться
- 2 – согнуться, разогнуться
- 3 – присесть
- 4 – встать
- 5 – руками помахать
- 6 – за парту тихо сесть.
Упражнение для рук.
(Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки).
1 – 2 – 3 – 4 – 5
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,
Этот пальчик для того чтоб показывать его,
Этот пальчик – самый длинный и стоит он в середине,
Этот пальчик безымянный он избалованный самый,
Этот пальчик хоть и мал он и ловок и удал.
Гимнастика для глаз
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
Мышечная релаксация
- Закрыли глаза. Будем писать носом цифры. Готовы? Пишем 1,пишем 2 … пишем 9. Положили голову на руки. Улыбнулись! /голоса птиц/. Мы снова в лесу.
Лесная дорожка,
Да снега немножко,
В медвежий валежник
Нырнула дорожка,
Лениво кусты ветерок шевелит,
Скребётся там точно мышонок,
В лесу под кустом
Медвежонок скулит…
Плакунчик спрашивает: “Что ты, Мишенька, не заболел ли?”
Экологическая беседа
“Эх, не заболел я” - говорит медведь – Я в родном лесу чуть было не сгорел! Шёл по лесу человек. Охотник, наверное. Бросил спичку, а не затушил. Что тут началось. Лес вспыхнул, да так быстро, что я еле ноги унёс. Надо берлогу новую строить. Хотел соседнем лесу обосноваться, но его давно вырубили. Помогите.”.
- Ребята, как можно помочь медведю? (Посадить новые леса, не рубить новые деревья). И задача у нас про деревья.
Первичный анализ задачи
- Ребята, посмотрите, сколько ёлочек ребята посадили, (считаем) - 6. А сосен на 2 больше.
Слушаем внимательно. Ребята посадили 6 ёлочек, а сосен на 2 больше.
- - Это задача? – Нет!
- - А почему? – Нет вопроса!
- - Что же это? – Это условие задачи.
Итак, Ребята посадили 6 ёлочек, а сосен посалили на 2 больше. Сколько сосен посадили ребята? Кто хочет решить задачу у доски?
А все решают в карточке. (Решают у доски со схемой – опорой).
Какую схему выберем / с + / Почему? / стало больше/
- Нам известно, сколько ёлочек? 6
- Известно сколько сосен? (Нет) Что известно? (их на 2 больше)
- Запишем решение 6 + 2 = 8
- Скажем ответ: 8 сосен стало.
Название компонентов при сложении
Посмотрим на запись. Название компонентов
- 6 – слагаемое
- 2 – слагаемое
- 8 – сумма
Геометрический материал
- А Лесовичок новое задание придумал. Посмотрите, по всему полю разбросаны точки – снежинки. Посчитаем их по порядку. Если их соединить по порядку, то что – то получится. Работаем. Что получилось? Ёлочка. Какую линию мы начертили? – Ломанную.
Вот под этой ёлочкой медведь устроит берлогу. Оставим медведя у ёлки и отправляемся дальше. Тут на пути стал снеговик.
Экологическая беседа
- Что, - говорит снеговик – за ёлками к Новому году идёте? Не пущу! Ёлки для новогодней рубки в специальных питомниках выращивают, а в лесу можно рубить только по распоряжению лесника. Успокоила Лена снеговика. Сказала, что ребята у родителей искусственную ёлку попросят. А ещё мы из картона на уроке труда сделаем.
- Правда, ребята? Почему нельзя рубить ёлки в лесу где угодно?
- Новогодняя ёлочка стоит не больше недели, а за тем её выбрасывают. А ведь она могла бы ещё много лет стоять, жить и радовать своей красотой. Не будем губить ёлки? Успокоился снеговик и предложил в своей снежной тетради выполнить задания. И пообещал, что к Новому году он подарит для всех ребят одну ёлку, которую поставят в школе, если его задания выполните верно.
Сравнение чисел больше, меньше или равно. Сравнение выражений.
5 * 3 |
4 * 6 |
2 * 7 |
2 + 1 * 2 – 1 |
4 – 2 * 4 + 2 |
Лесная дорожка,
До снега немножко.
Неласковой, сумрачной
Стала дорожка.
Плакунчику ворон
Кричит из гнезда
На склоне крутого оврага:
- Ну, где же ты ходишь?
Случилась беда,
Такая что вымолвить тяжко.
Синичье гнездо разорила куница
Не выплачет горе –
Погибнет синица…
…А где-то в кустах
Прозвучало “Чувить”
- Чувить! – зашумела дубрава
Давайте поможем ей
Гнёздышко свить!
- Свить! Свить! – все откликнулись браво
- Да, ребята, трудно в горе одному, а вместе мы – сила.
Работа в тетради.
- Поможем свить гнездо?
А помощь будет такова: решим примеры. Верно, решённый пример – веточка для гнезда.
1 + 1 = | 3 – 1 = | 1 – 1 = | 4–2= |
2 – 2 = | 4 – 3 = | 2 – 1 = | 3 – 2 = |
Молодцы! Вот сколько сразу мудрых сов прилетело на ваши столы. А Лена увидела, что лес кончился.
Тут Лена вздохнула:
“Чего же я жду?
Теперь я одна
Потихоньку дойду!”
Побежала Лена домой. Как вы думаете, что Лена рассказала дома?
Итог урока
Что мы делали на уроке? (Ответы детей).
- Ребята, а вам понравилось сегодня на уроке? Вы молодцы! Ребята, поднимите руку, к кому прилетели на парту совы? Поднимите руку у кого их 5 и более! Очень хорошо! Я думаю, что все вы стали ещё мудрее и поднялись ещё на одну ступеньку лестницы знаний. А теперь откройте первую страницу учебника – там вам подарок от деда Плакунчика.
(Дети получают математический сюрприз раскраску. Это развивает у детей интерес к математике, вызывает желание поработать с материалом математического сюрприза дома совместно с родителями (по желанию))
- Довольны?
Психологическое “упражнение завершения”
Устроились поудобнее. Ваши руки превращаются в мягкую подушку. Положите на неё голову и закройте глаза. (Звучит музыка “В гостях у сказки”). Улыбнёмся друг другу. Поблагодарим друг друга улыбкой за интересное занятие.
- Урок окончен!