Цели:
- сформировать представления учащихся о жизни пресного водоема;
- ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью человека;
- развивать познавательный интерес у учащихся;
- применять в работе ранее полученные знания;
- учить рассуждать и делать выводы.
Оборудование:
- ПК,
- мультимедийный проектор,
- экран.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Прозвенел веселый звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. |
Слушают учителя, психологический настрой |
2. Актуализация знаний | Знакомство с целью урока. | Слушают учителя |
3. Проверка домашнего задания | - Почему луг называют природным
сообществом?
|
Отвечают на вопрос, угадывают растения и животных луга, выполняют тест, несколько учащихся работают по карточкам |
4. Изучение нового материала | Рассказ учителя “Жизнь пресного
водоема” . Рогоз, камыш, тростник, стрелолист – корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой. Корни кубышки желтой и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются – ряска, водокрас. Они плавают на поверхности воды. В толщине воды плавают мельчайшие зеленые водоросли. разглядеть их можно только под микроскопом. Но иногда их бывает так много, что вода кажется зеленой. Роль растений в водоеме велика. Они служат пищей животным. Они выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, а подводные заросли – это убежище для животных. Разнообразен мир животных пресного водоема. Они есть везде. По поверхности воды бегают водомерки (их ножки покрыты жиром, поэтому водомерки не тонут, они – хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность). В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек, рыбы – щука, карась, окунь. Щука и окунь – хищные рыбы, а карась питается личинками насекомых, растениями. На самом дне обитают моллюски (ракушки).У них очень мягкое тело, которое защищено раковиной. Питаются моллюски водой, оставляя в себе, как в фильтре, мелкие водоросли и мелкие живые существа. Если водоем чистый, то в нем водятся раки, они кормятся остатками мертвых животных. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки – прудовик и катушка. Раковина у них закручена и створок не имеет. Живут в водоеме и млекопитающие – ондатра, выдра, бобер. Они очень пугливы и осторожны, поэтому их не так-то легко увидеть. Выдра выходит на берег только ночью. У водоема можно встретить уток, цапель, так как их жизнь тоже связана с водоемами. Когда растения и животные погибают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мертвые остатки перегнивают и разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания новые растения. Давайте составим цепь питания, которая складывается в водоеме. В ее основании – растения (водоросли). Ими питаются растительноядные: утки, рыбы, улитки, бобры. Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. Обратите внимание, какая получилась разветвленная цепь питания. Вывод.
|
|
5.Физминутка | На усмотрение учителя | |
6. Продолжение изучения материала | Как люди могут нарушить природное
равновесие в водоеме?
Как взрослые и школьники должны охранять водоемы? (запрещающие знаки устанавливать). Не нарушать своими действиями пищевые цепи. Вывод. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм, удобрения, ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор. |
|
7. Закрепление | Работа в парах | Решение кроссворда |
8. Итог урока | Почему водоем называют природным сообществом? | Ответы на вопрос |
9. Домашнее задание | Текст в учебнике | Запись в дневник |