1 ЧЕТВЕРТЬ
1. Расставьте ударения в словах: А Л Ф А В И Т, |
|
2. Сколько мягких согласных звуков в пословице: «Не трудиться, так и хлеба не добиться»? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. К словам подберите антонимы: РАНО – |
|
4. Решите ребусы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Вставьте вместо точек предлоги «В» или «НА»: ИДТИ … ШКОЛУ; |
|
6. Закончите пословицы: ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЗНАЕТ КОШКА, ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ КУЙ ЖЕЛЕЗО, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Прочитайте предложения, в которых пропущены все гласные. Вставьте их: Л…Б…П…ТН…..Й СЛ…Н…Н…К СПР…С…Л, ЧТ… …СТ КР…К…Д…Л З… …Б…Д…М. КР…К…Д…Л СХВ…Т…Л СЛ…Н…НК… З…. Н….С. |
|
8. Прочитайте, что написано:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Как правильно написать: У РЫБОВ НЕТ ЗУБОВ! |
|
10. Заполните таблицу существительными в именительном падеже:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Какие полные имена собственные соответствуют этим уменьшительно-ласкательным формам: 1) Алька, Шуша, Шуся, Санюточка, Санко, Санчо, Шурёнок – 2) Тольянка, Толяй, Тоська – 3) Онька, Дюка, Адик, Дрюня, Дюнька – 4) Гога, Гоша, Гошаня - |
|
12. Какое слово выражается двумя звуками, а обозначается одним знаком? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Запишите столько значений слова «корень», сколько можете вспомнить: КОРЕНЬ - |
|
14. Запишите одним словом: 1) ОСТАНОВКА В ПУТИ ДЛЯ ОТДЫХА ВО ВРЕМЯ ПОХОДА – 2) САМЫЙ НИЗКИЙ МУЖСКОЙ ГОЛОС – 3) ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТА, ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ – 4) ВРАЩАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА ИЛИ ДРУГОГО СФЕРИЧЕСКОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА - |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово (например: горсть – гость): ВСЛАСТЬ – |
|
16. Допишите стихотворение: В ПОЛЕ ТРАВЫ ХОРОШИ, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Найдите «третий лишний» (в каждой тройке слов одно - не родственное): 1) ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСНИЧИЙ 2) ЛЕВЫЙ, ЛЕВ, НАЛЕВО 3) ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙ 4) ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ 5) ЧЕСТНЫЙ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК 6) СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ |
|
18. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака: 1)_ БОЛЬШОЙ, _ КОЛОССАЛЬНЫЙ, _ ГРОМАДНЫЙ; 2) _ ГЕНИАЛЬНЫЙ, _ СПОСОБНЫЙ, _ ТАЛАНТЛИВЫЙ; 3) _ ПРОТИВНЫЙ, _ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ, _ НЕПРИЯТНЫЙ. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. Выделите приставки в словах: 1) ВОРВАТЬСЯ, ВОЕВАТЬ, ВОРОХ, ВОГНАТЬ. 2) ДОБРАТЬСЯ, ДОМАШНИЙ, ДОВЕРИТЬ, ДОБРОТА. |
|
20. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков: ТРЕНЕР, РЕЗУЛЬТАТ, ЯРМАРКА, БАССЕЙН, ТЕЛЕГРАММА, РУЖЬЁ, РОСКОШЬ, ВОСХИЩЕНИЕ, ЕЩЁ. |
2 ЧЕТВЕРТЬ
1. Расставьте ударения в словах: Д О С У Г, Н А Ч А Л, Т О Р Т Ы, |
|
2. Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.
|
||||||
3. Выделите приставки в словах: 1) ПОЕЗДКА, ПОЛОСА, ПОЛЕВОДСТВО, ПОЛЕНО. 2) СОТРУДНИК, СОЛОВЕЙ, СОЕДИНЕНИЕ. |
|
4. Решите ребусы:
| ||||||
5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: ВЛАДЕТЬ МИРОМ – |
|
6. Распределите слова по родственным корням: НАВОДНЕНИЕ, НАВОДЧИК, ВОДОЁМ, ПОВОДЫРЬ, ВОДОРОСЛЬ, ВОДИТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ПАВОДОК, ПОЛОВОДЬЕ, ВОДЯНОЙ, ВОДОЛАЗ. 1. 2. |
||||||
7. Найдите «третий лишний»: 1) ВЕТЕР, ВИХРЬ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ; 2) СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЯННЫЙ; 3) УЧИТЬ, ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ; 4) СОЖАЛЕНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОСТЬ. |
|
8. Замените следующие словосочетания одним словом: Рисунки в журнале, газете, книге - Сквозной проезд, прорытый под землёй – Место, где получают и выдают деньги – Свидетельство об окончании средней школы – |
||||||
9. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки. |
|
10. Укажите, где предложения, а где словосочетания: СТРЕКОЗЫ ПРИМЧАЛИСЬ. – |
||||||
11. Какая буква наиболее «редкая гостья» в книгах, написанных по-русски? |
|
12. В одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации: «ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ Почему телеграмма вызвала недоумение у сотрудников? |
||||||
13. Шарады (получите омонимы):
|
|
14. Замените одним словом: Жвачное животное с очень длинной шеей - Какие животные носят еду на спине - Хищная рыба с острыми зубами - Дикая роза с ярко-красными ягодами - |
||||||
15. Исправьте ошибки в письме: Здраствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на сонце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. Миша |
|
16. В некоторых словах с целью экономии места повторяющиеся основное слово или корень обозначается значком (тильдой). Например, корень лес: ок; ной; ник Попытайтесь угадать «тильду» в данных словах: 1) ное сосуществование; по ить(ся); 2) ливый человек; ственные возгласы; |
||||||
17. Прибавляя по одной букве к «загадочному» слову (имя существительное именительного падежа единственного числа), можно получить слова следующего значения: 1) Газообразное состояние - |
|
18. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: ПИЛА - ШИЛА - СТРОЙ - |
||||||
19. КРОК…ДИЛ ЖИВЁТ В ПЕЩЕРЕ, |
|
20. Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов составят ещё одно слово. ШИРОКИЙ – ОТВЕТ: |
3 ЧЕТВЕРТЬ
1. Расставьте ударения в словах: В Ы З Д О Р О В Е Т Ь, |
|
2. Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.
|
||||||||||||||||||||||||
3. Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. (Они будут не в каждом слове!) ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ГРОМООТВОД, ПЯТИЛЕТКА, ВОДОПРОВОДЧИК, ПУТЕШЕСТВЕННИК, МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ. |
|
4. Решите ребусы:
|
||||||||||||||||||||||||
5. Подчеркните имена существительные одушевлённые: Кошка, ковшик, черепаха, |
|
6. Запишите одним словом: СКОРЫЙ ПОЕЗД – АСФАЛЬТИРОВАННАЯ ДОРОГА – ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛЕ – БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ - |
||||||||||||||||||||||||
7. «Ходом шахматного коня», прочтите две строчки из стихотворения С.Я Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова: приставка, корень, суффикс или окончание:
ОТВЕТ: |
|
8. Подберите к словам синонимы: БОР -
|
||||||||||||||||||||||||
9. Заучите «волшебное» предложение: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Почему оно «волшебное», узнаете, если зачеркнёте в нём все гласные и мягкий знак. Что останется? |
|
10. Подчеркните проверочное слово: Уд…вительно (диво, дева); |
||||||||||||||||||||||||
11. Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Сделать подарок – |
|
12. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: РОЙ - ТЕЧЬ - МЫЛА - СТАЛИ - |
||||||||||||||||||||||||
13. Определите падежи выделенных слов:
|
|
14. Попробуйте соединить слова из левого и правого столбика так, чтобы получилось новое слово:
НОВЫЕ СЛОВА: |
||||||||||||||||||||||||
15. Шарады:
|
|
16. Как называют ребяток-зверяток у животных:
|
||||||||||||||||||||||||
17. Подчеркните пары слов, которые являются синонимами: Интерес – интересоваться; |
|
18. Продолжите ряд синонимов к выделенным словам: Снег ослепительный, ………………….. |
||||||||||||||||||||||||
19. Найдите «третий лишний»: 1) Целина, цель, прицел
|
|
20. Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы: Подписать – приставка ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: |
4 ЧЕТВЕРТЬ
1. Расставьте ударения в словах: Б А Г Р О В Е Т Ь, |
|
2. Затранскрибируйте скороговорку: У ПЕНЬКОВ ОПЯТЬ ПЯТЬ ОПЯТ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Замените следующие словосочетания одним словом: ПОПУЛЯРНАЯ ИГРА НА ЛЬДУ – ОБУЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – СОБРАНИЕ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДМЕТОВ – ТОВАРИЩ ПО РАБОТЕ – |
|
4. Решите ребусы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Расставьте знаки препинания в предложении: ОЛЬГА СИДЕЛА НА СКАМЕЙКЕ КОТОРАЯ НАХОДИЛАСЬ В СКВЕРЕ
|
|
6. Какими частями речи могут быть следующие слова.Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: ПЕЧЬ – СТИХ – ЖАРКОЕ – МЕЛОК - |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Поставьте ударения в словах: ДОРОГА ДОРОГА, НО ДОРОЖЕ БЕЗДОРОЖЬЕ. |
|
8. Постройте словообразовательный ряд, используя следующие слова: ТЕМНЕТЬ, ТЁМНЫЙ, ПОТЕМНЕТЬ.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы: Завлечь – приставка ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: |
|
10. Допишите пословицы: Поспешишь – людей … С кем поведёшься, … Тише едешь - … Что посеешь, …. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в столбики:
|
|
12. Определите падежи выделенных слов:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Расставьте знаки препинания в предложениях так, чтобы во втором стало на одного человека меньше: 1) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. 2) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. |
|
14. Шарады:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Допишите рифму: Простое слово «промежуток»: |
|
16. Выделите в словах окончания и найдите в ряду слов лишнее. Подчеркните его: 1) Говорила, прелестна, сначала, бабушка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Подберите к данным словам антонимы: МИНУС – |
|
18. Впишите названия животных: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. Найдите «четвёртый лишний»: 1) Наез…ник, праз…ник, звёз…ный, ужас…ный; 2) ненас…ный, напрас…ный, извес…ный, хрус…нуть; 3) скис…нуть, блес…нуть, учас…ник, чудес…ный; 4) сколь…кий, ре…кий, ни…кий, про…ьба. |
|
20. Составьте слово. Из предложения Берёза раскачивалась под сильными порывами ветра взять приставку сказуемого. Добавить корень сказуемого из предложения Он выписал из упражнения только слова. Добавить суффикс прилагательного грустный и окончание прилагательного большой. ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: |
Учительский вариант (ответы) представлен в Приложении 1.
Список использованной литературы
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.
- Агранович Е.Д. Наш друг Пишичитай. – М.: МАК-Медиа, 2002.
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994.
- Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.
- Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
- Волина В.В. Игра – дело серьёзное. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.
- Джежелей О.В. Колобок: Литературные игры и забавы для учеников и учителей, для родителей и детей – для всех, кто любит сказки. – М.: Просвещение, 1994.
- Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка. - Чебоксары: КЛИО, 1997.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - СПб.: Просвещение, 1995.
- Козловский Я.А. Игры с буквами и словами на уроках в школе и дома. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
- Постникова И.И., Дизенко Н.Д. Занимательные рассказы о частях речи: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1998.
- Сергеева М.В. Русский язык: Весёлые подсказки. - М.: АСТ, 1999.
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1996.
- Шкатова Л.А. Пиши и Думай. Занимательные задания по русскому языку для 5-6 классов.
- Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. – М.: Астрель, 2000.
- Яхнин Л.Л. Игра в грамматику: Слово и предложение, правила орфографии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Всегда всем весело / Сост. Е.М. Минскин. – М.: Молодая гвардия, 1958.
- В часы досуга: Игры, литературные викторины, конкурсы для учащихся 1-11 классов / Сост. В.И.Лоцманова, Т.Н.Потапова. – Краснодар, 1997.
- Ехал грека через реку: Считалки. Загадки. Дразнилки. Скороговорки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Загадки. Пословицы. Поговорки / Сост. К. и Д.Солертовские. – М.: ООО «Гамма- Пресс 2000», 2000.
- Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.