Знакомство со звуками [з], [з'], буквами Зз

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) формирование умения способа чтения: учить читать плавно по слогам с опорой на ударение, развитие фонематического слуха;

2) формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать;

3) учить детей учиться.

Оборудование:

  • "Азбука",
  • карточки для индивидуальной работы,
  • плакат с буквами Зз,
  • картинки,
  • магниты.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся

1 ученик у доски готовит слова для чтения: миска, сметана, масло, молоко.

Остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Какие бывают звуки? Как их различить?

- Проверим, как : подготовил слова для чтения.

Комментарий чтения.

- Что общего в этих словах?

- Какие звуки обозначает буква М?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Какое слово лишнее?

Итог: Молодцы! Правильно выделили общее и увидели различие.

III. Изучение нового материала.

1) Слушание звука.

Ученик читает текст, записанный на карточке:

Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой. (зонт)

Комментарий чтения.

- Что прочитал :?

- Что это? Как догадались?

- Выполните неполный звуковой разбор слова зонт.

- Давайте прочитаем слияние и выделим первый звук.

- Произнесем этот звук и понаблюдаем, как ведут себя губы, зубы, язык.

- Сделайте вывод: какой это звук.

- Твердый он или мягкий?

- Закроем ушки и произнесем этот звук. Что наблюдаете?

- Прочитаем слово по схеме.

- Расскажите о новом звуке.

- Рассмотрите картинку. <Рисунок 1>

Рисунок 1

- Кто это? Как узнали?

- На что похожа зебра?

- А вот какая загадка. Послушайте.

Полоса черная, полоса белая,
Как-будто раскрасила рука умелая.

- Подходит эта загадка к картинке?

- Чем подходит?

- Так кто же это?

- Давайте придумаем предложение об этом животном.

Выслушиваются варианты.

- Послушайте, какое предложение я придумала:

Я видела зебру.

- Поиграем в предложение.

Вызываются 4 ученика. Каждый ученик - это слово. Первый ученик встает и поднимает руку - начало предложения, последний ученик выставляет руку в сторону и сжимает в кулачок - это точка в конце предложения. Четвертый ученик встает между словами и добавляет другое слово, доказывая, что слова пишутся раздельно.

- Выполните звуковой разбор слова зебра.

- Проверим. Прочитайте первое сочетание и выделите первый звук.

- Кто может дать характеристику этого звука?

- Назовите первые звуки в слове зонт и зебра.

- Произнесите их парами. Чем отличаются эти звуки?

2) Физкультминутка

3) Сопоставление звуков [з], [з,].

- Поиграем в игру "Тим - Том". Девочки будут друзьями Тима, мальчики - друзьями Тома. Хлопните в ладоши, когда услышите новый звук. Назовите, какой звук услышали и в какой части слова.

Учитель называет слова: зима, зонт, азбука, зефир, ваза, зерно.

Итог: С какими звуками познакомились? Сколько их?

4) Знакомство с буквами Зз.

- Эти два звука обозначаются одной буквой: согласной буквой "зэ".

- Поиграем в игру "На что похожа буква?"

Ученики читают стихи о букве на карточках, полученных в начале урока.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. <Рисунок 2>

Рисунок 2

Заманите эту птицу

К нам на нижнюю страницу. <Рисунок 3>

Рисунок 3

З - не просто завитушка,

З - пружинка, крендель, стружка. <Рисунок 4>

Рисунок 4

- Найдите на плакате предметы, в названии которых есть звуки [з], [з,].

Итог: Какой буквой обозначим эти звуки?

5) Чтение слогов с новой буквой.

- Поучимся читать с новой буквой.

На доске записаны слоги: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЕ, ЗИ. Дети читают эти слоги сверху - вниз, снизу - вверх.

- Игра "День - ночь".

Ученики закрывают глаза по команде "Ночь", учитель дописывает по-одной букве к слогам. По команде "День" ученики открывают глаза.

- Прочитайте слоги, которые изменились.

6) Физкультминутка

7) Работа по учебнику.

- Откройте "Азбуку" по закладке. Перевернем страничку. Будем работать на страницах 94-95.

- Найдите букву, с которой познакомились. Сколько таких букв?

- Найдите слоги и прочитайте их парами.

- Разделите эти слоги на группы.

- Прочитаем слова на этой же странице.

- Подготовьте слова для чтения и начитайте их.

- Я посмотрела, как вы подготовили слова для чтения, проверим, как вы их начитали.

Дети читают слова: ЗНАКОМЫЕ, ПОЗНАКОМИЛА, ПРОИЗНЕСИТЕ.

Комментарий чтения.

- Какое слово лишнее?

Дети читают слова: ЗАЗВЕНЕЛ, ЗВОНОК.

- Чем похожи эти слова?

- Придумайте еще слово - родственник.

- Выполните звуко-буквенный разбор слова звон.

- Когда звенит звонок?

- Придумайте предложение с этим словом.

- Я тоже придумала предложение. Послушайте. Зазвенел звонок на урок.

- Составьте схему этого предложения.

- Рассмотрите картинку в "Азбуке".

- Что вы видите? Как догадались?

- Найдите текст и заголовок к нему. Подготовьте и прочитайте заголовок.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

- А о ком бы ты рассказал?

- Приготовьте текст для чтения и начитайте его.

- Проверим, как вы начитали текст.

- Что узнали из этого текста?

- Зачем слон это делает?

- Прочитаем текст еще раз и ответим на вопрос: о каких животных, изображенных на рисунке, ничего не говорится?

- Над каким словом работали?

- Оно относится к зоопарку?

- А мы составляли предложение о зебре? Кто помнит его?

- Можно ли его добавить к этому тексту?

IV. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?