Цели:
- Уточнить понятие «ломаная», «многоугольник». Познакомить с понятием «длина ломаной», «периметр прямоугольника».
- Упражнять в решении задач изученных видов, решении уравнений.
- Развитие мышления, памяти, математической речи.
Оборудование:
- Компьютер, медиапроектор, экран.
- Презентация к уроку (приложение1).
- Карточки с заданиями (рисунки 3–10).
I. Организационный момент.
Учитель.
Математику друзья
Не любить никак нельзя.
Очень важная наука,
Очень точная наука
Эта математика.
Продолжаем путешествие по великой стране математике.
Минутка чистописанья. (654)
Дети. Дают характеристику числа 654. (Число 654 в натуральном ряду чисел следует за числом 653 перед числом 655, в этом числе шесть сотен пять десятков и четыре единицы, для записи этого числа понадобится три цифры 6, 5, 4).
Игра «Внимание» – на протяжении семи секунд дети внимательно смотрят на фигуры, запоминают, а потом воспроизводят то, что запомнили в тетрадях в уменьшенном виде. Затем проводится проверка и анализ, исправление допущенных ими ошибок.
(приложение1 – слайды № 2–4)
II. Актуализация знаний.
Учитель. Так как мы знаем, что математика – это точная наука, а поэтому она требует не только правильно решать задачи и уравнения, но и уметь точно выражать свои суждения математическим языком. А помогают нам в этом математические термины, понятия. Перед вами записаны слова – математические термины. Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика. (pril1 – слайд № 5)
Дети. Соотносят математические понятия.
Учитель.
- Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Какие вы знаете еще геометрические фигуры?
Понятие, которое соответствует сумме длин сторон – исчезло!
К нам поступило сообщение от обитателей страны Математики:
– Просим разыскать «математическое понятие».
Так как нам нужно разыскать «математическое понятие», я предлагаю вам превратиться в детективов.
– А кто такой детектив?
Дети. Сыщик.
Учитель. Какими качествами должен обладать хороший детектив?
Дети. Предположения детей. (pril1 – слайд № 6)
1) иметь зоркий глаз;
2) уметь слушать и слышать;
3) быть внимательным.
А наш кабинет станет временно называться «детективное агентство».
III. Целеполагание:
Учитель. Все эти качества и понадобятся нам на уроке, для того чтобы мы разыскали математическое понятие. А также для решения задач изученных видов, уравнений. И при этом мы будем продолжать развивать память, мышление и математическую речь.
Учитель. Прежде чем начнем расследование, проведем разминку для ума и проверим, готовы ли вы к розыскным действиям. Предлагаю самым смелым ребятам по данным схемам, изображенным на доске, составить и решить задачи, а также уравнения.
Задачи.
Рисунок 1
Решить уравнения:
- Х + 384 = 600
- х – 219 = 500
Пока смельчаки решают задачи и уравнения, мы с вами проведем блиц-турнир:
Учитель. После того, как от волшебной палочки отпилили кусочек длиною 3 дм, остался кусок длиною 6 дм. Какова была длина волшебной палочки?
Дети. 90 см или 9 дм.
Учитель. У Старика Хоттабыча есть борода, ее длина 7 дм. У Деда Мороза тоже есть борода, длина которой 40 см. Чья борода длиннее и на сколько?
Дети. На 30 см или 3 дм.
Учитель. Малыш делает утреннюю гимнастику 5 минут, а Карлсон – 60 секунд.
Кто делает зарядку дольше? И на сколько минут дольше?
Дети. 60 секунд – это 1 минута, 5 – 1 = 4, на 4 мин. Дольше делает зарядку Малыш.
Учитель. А кто из вас делает зарядку столько, сколько Малыш? а Карлсон? Зачем надо делать зарядку? (Ответы детей.)
Проверка ребят у доски.
IV. Открытие новых знаний.
Учитель. Приступаем к расследованию. Что это перед нами?
На доске прикреплены изображения следов – рисунок 2.
Дети. Следы.
Учитель. Чьи бы они могли быть? И кто бы их мог оставить? А на них что-то еще написано. А вы согласны с тем, что на них написано?
Дети. Нет.
Учитель. Давайте, исправим ошибки, может, тогда узнаем, кто их оставил.
Дети. Исправляют ошибки.
- 1 м = 10 см?
- 3 м = 3 дм?
- 1 м = 1 дм?
- 1 дм = 100 см?
Учитель. Ну, и чьи это следы?
(pril1 – слайд № 7)
Дети. Старухи Шапокляк!
Учитель. Старуха Шапокляк приглашена в гости к своим друзьям Крокодилу Гене и Чебурашке. Перед вами путь, который должна преодолеть Старуха Шапокляк. Нам нужно помочь встретиться нашим друзьям.
Если изобразить путь в виде чертежа, то на какую геометрическую фигуру он похож?
Дети. На ломаную.
Учитель. Как найти длину ломаной?
Дети. Нужно все звенья ломаной сложить, т. е. найти сумму длин ее звеньев.
Учитель. Найдите длину ломаной.
Дети. (Записывают решение в тетрадь.) 24 м + 14 м + 36 м + 25 м = 100 м.
Учитель. Теперь наши друзья вместе. Они благодарят вас за помощь.
V. Физминутка. (pril1 – слайд № 8)
Мы считали и писали
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнем
Сладко – сладко все уснем.
(Дети имитируют сон.)Снится детективам сон смешной.
Сон веселый, озорной.
Как волчище глупый был.
К зайцу в лапы угодил,
А пузатый колобок
Напугать лисичку смог.
Семь козлят на волка сели,
Дружно песенку запели.
Мы козляткам подпоем.
Вместе спляшем и споем! (Дети танцуют под музыку из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад» – 1975, т/о Экран, композитор Алексей Рыбников, поэт Юрий Энтин – приложение2.)
Учитель. Продолжаем расследование. (pril1 – слайд № 9). Мы с вами на цветочной поляне.
Домовитая хозяйка.
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Кто же это?
Дети. Пчелка.
Учитель. Может пчелка нам поможет разыскать «математическое понятие», которое мы ищем. Но нам нужно помочь ей тоже узнать весь путь, который она проделывает, летая с цветочка на цветочек, собирая пыльцу.
Поможем пчелке?
Дети. Да.
Учитель. Если изобразить весь путь, который проделывает пчелка, собирая пыльцу в виде чертежа, что получится?
Дети. Замкнутая ломаная, которая образует многоугольник.
Учитель. Как же найти весь путь?
Дети. Надо сложить длину всех сторон многоугольника. Т.е. найти сумму длин сторон.
Учитель. Найдите сумму длин сторон.
Дети. (Записывают решение в тетрадь.) 15 см + 20 см + 35 см + 60 см = 130 см.
Учитель. Вы помогли пчелке. Но она, оказывается, прилетела не сама, а с подружками. Они очень трудолюбивые и тоже просят вас помочь найти путь, который проделывает каждая из них. А мы ведь уже знаем, как найти весь путь?
Дети. Чтобы найти весь путь, мы должны найти сумму длин сторон многоугольника.
Учитель. Давайте поможем пчелкам и покажем что мы тоже трудолюбивые.
VI. Работа в группах.
Группам даются карточки с изображением многоугольников траектории пути каждой пчёлки. При этом на другой стороне карточки изображена буква. Дети находят сумму длин сторон своих многоугольников.
№ 1. 10 см + 20 см + 15 см + 40 см = 85 см
П
(рисунок 3)
№ 2. 24 см + 2 см + 35 см + 45 см = 130 см
И
(рисунок 4)
№ 3. 60 см + 90 см + 25 см + 100 см = 265 см
Р
(рисунок 5)
№ 4. 40 см + 30 см + 45 см + 70 см = 188 см
Т
(рисунок 6)
№ 5. 32 см + 12 см + 44 см + 10 см = 98 см
Е
(рисунок 7)
№ 6. 50 см + 45 см + 20 см + 20 см = 135 см
М
(рисунок 8)
№ 7. 20 см + 30 см + 70 см + 45 см = 165 см
Е
(рисунок 9)
№ 8. 24 см + 5 см + 50 см + 30 см = 109 см
Р
(рисунок 10)
Учитель. Какие ответы вы получили?
Дети. 85 см, 130 см, 265 см, 185 см, 98 см, 135 см, 165 см, 109 см.
Учитель. Расположите именованные числа в порядке возрастания.
Дети. 85 см, 98 см, 109 см, 130 см, 135 см, 165 см, 185 см, 265 см.
Учитель. Переверните карточки и прочтите слово, которое получили.
Дети. Периметр.
Учитель. Что же вы находили, помогая пчелкам?
Дети. Сумму длин сторон многоугольника.
Учитель. За ваш труд пчелки вам и помогли разыскать математическое понятие, которое вы искали. (приложение1 – слайд № 10)
Как же оно называется?
Дети. Периметр.
Учитель. Периметр в переводе из греческого – это граница плоской фигуры, длина этой границы.
(приложение1 – слайд № 11)
Периметр обозначается латинской буквой Р.
Чтобы найти периметр многоугольника можно использовать формулу:
Р = а + b + с + d
Как найти периметр многоугольника?
Дети. Надо сложить длины его сторон.
VII. Рефлексия.
Учитель. Подведем итоги работы нашего детективного агентства. Вы отлично потрудились и разыскали «математическое понятие». Что нового вы узнали на уроке? Что такое периметр? (Ответы детей.)
VIII. Самооценка, мишень настроения.
– Какое настроение у вас после урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы поработали: радостное настроение – оранжевый цвет в центре мишени; спокойное – зеленый цвет; печальное – синий цвет.
– Я тоже испытала радость оттого, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу!