Урок-открытие
Цели и задачи:
- Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения письма и его роли в развитии человечества.
- Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.
- Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.
- Воспитывать уважение и понимание к русской культуре, к славянским традициям.
Оборудование:
- Выставка книг и фотографий, посвященных славянской письменности и ее создателям Кириллу и Мефодию.
- Музыкальное произведение “Слава Вам, братья славян просветители!”
- Разноуровневые задания для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся!
I. Организационный момент
Дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
Из глубокого колодца (руки “О”)
Солнце медленно встает.(руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко)
Учитель: С наступлением нового дня! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки. Сели девочки, сели мальчики.
Повторение правил посадки.
Учитель: Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.
Звучит запись колокольного звона.
Учитель: Время оставляет след – в событиях, фактах, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времен, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в рифмах поэта, в слове писателя, в песне народной, в летописи времен. Мы сегодня прикоснемся к истории давно минувших веков и вспомним о создателях алфавита, благодаря которым появился русский язык - прекрасный и могучий. С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита, и не задумываемся о том, как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как и когда возникла у славян письменность? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
II. Актуализация знаний
Учитель: Русь… Россия… Россияне… Русские…– в этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от истока жизни.
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.
О России петь - что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!
О Русь моя, любовь моя,
Одну тебя я лишь люблю
О, Русь моя, земля моя,
Одной тобой дышу, живу,
Мне не любить тебя нельзя
О Русь моя, страна моя,
Ведь твой успех и мой успех –
Ты боль моя, судьба моя,
Моя святая Русь!
Учитель: Давайте откроем занавес времен и всмотримся в глубь веков. Скажите, ребята, в каком веке произошло знаменательное событие- крещение Руси? (В Х веке.). Назовите точную дату (988 г.), при каком князе Русь приняла христианство? (Владимир.) Как называется литературный памятник, в котором хранятся события первоначальной нашей истории? (“Повесть временных лет”.) Как называли людей, которые их писали? (Летописцы.) Назовите имя летописца? (Нестор.)
Итак, христианство сыграло огромную роль для решения культурных и общественных проблем государства, давайте подумаем, а каких? (Обучение грамоте, зарождение школ.)
Учитель: Ребята, а сейчас давайте рассмотрим фрагмент картины В.М. Васнецова “Крещение Руси”. Что Вы можете рассказать о художнике Васнецове? Что объединяет его картины? (Любовь к фольклору, народному творчеству.) Можем ли мы назвать Васнецова патриотом своей Родины? (Объяснить.) Какой момент запечатлен на картине? Как происходило крещение? Было ли это радостным или грустным событием? Какие лица у тех, кто совершает обряд крещения? Давайте подытожим: крещение было радостным событием и христианство сыграло очень положительную роль для развития культуры Руси.
III. Объяснение нового материала
Учитель: Откроем “Хрестоматии” на с. 53 и прочитаем текст. (Чтение про себя.) Ответьте на мои вопросы: в каком городе жили Кирилл и Мефодий? (В Селуни.) Как звали их отца? (Лев.) Назовите второе имя Кирилла? (Константин.) Как назывались первые книги, которые перевели братья? (“Апостол” и “Евангелие”.) Какие еще церковные книги перевели братья? (Псалтырь и Октоих.). Я хочу добавить к прочитанному еще и то, что город, в котором родились братья находится в Греции, раньше он назывался Фессалоники, а сейчас Солоники, их мать была славянкой и звали ее Марией, Константин за свою образованность и глубокие знания получил прозвание Философ, после принятия монашества он стал Кириллом, Мефодий был старшим и был в миру Михаилом. Официальной датой рождения славянской письменности принято считать 24 мая 863 года. Какой это век? (IX век.) Сколько лет славянскому алфавиту? (1145 лет.). В этот день братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита в городе Плиске, которая была столицей Болгарии. Самые первые слова, которые были переведены с греческого на славянский были слова из Евангелия: “В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог”. Язык был старославянский. В Болгарии отмечают праздник с 1851 года, а праздник славянской культуры и письменности в России стал государственным с 1991 года. В Болгарии это самый веселый и красочный праздник, участвуют в нем жители, море цветов, флаги, танцы, звучат народные мелодии.
Показ отрывка из фильма.
IV. Работа в парах
На столах тексты “Создание Азбуки”. Дети самостоятельно читают тексты, отвечают на вопросы.
Учитель: Отвечаем на вопросы.
- Какими должны быть буквы по мнению братьев?
- Сколько было букв в старославянском алфавите? (43.)
Учитель: Давайте мы прочитаем все буквы старославянского языка. Читаем по-цепочке. А сейчас сравним с современным алфавитом (учитель показывает).
Вот азбука – начало все начал
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
А Константин философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Так, как же произошло слово азбука? (Аз + буки.). Посмотрите внимательно, а каких букв уже нет в настоящем алфавите?
Дети называют эти буквы.
Физкультминутка
Учитель: Кончиком носа пишем слово “Русь” и “Азбука”.
Ученица читает стихотворение.
В любой старинной книжице ты можешь прочитать
Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ
Но время быстро движется, и жизнь уже не та,
Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?
Без них правописание сумело обойтись.
Новейшие издания без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится, как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся, то значит нам конец.
Учитель: Поэт Иван Бунин завещал потомкам беречь нашу русскую речь, и мы, Ваши учителя, также призываем Вас, ребята, позволить русскому языку звучать красиво и величаво, бережно относиться к русской культуре, к славянским традициям.
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!
Учитель (показывая ларчик): В этом ларчике, ребята, мудрые народные мысли, сохраненные историей. Открываем ларчик.
Ребята по очереди достают листочки.
- Русский язык – царь языков, властелин народа.
- Русский язык – язык великого народа потому и сам велик.
- Русский язык… В нем, как в море бездонном, черпаем мы силы для смелых решений.
- Русский язык – это языковой факел Мира, это колокол, зовущий властно и призывно, это арфа нежная и серебряная в руках творца.
Учитель: Много в этом ларчике народной мудрости, всех не перескажешь, только я вам открою секрет, ребята!
Тот, кто жизнью живет настоящей
Кто, к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий
Полный разума – русский язык.
(Н. Заболоцкий)
V. Разноуровневые задания
Учитель: У вас на партах задания на цветных листах с текстом “Русь”. Каждый из вас прочитает текст и выделит ответ на вопрос прямо в тексте. К каждому листку приложен “ключ” – правильный ответ .Проверьте свою работу и оцените ее сами.
Учитель: К сегодняшнему уроку вы получили задание подготовить стихи, посвященные братьям – Кириллу и Мефодию, создателям славянской азбуки.
1. Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам.2. Родная речь – Отечеству основа,
Не замути Божественный родник –
Храни себя – душа рождает слово –
Великий святорусский наш язык.3. И будет славить Русь родная святых апостолов славян…
И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает!
Слава Кириллу, слава Мефодию – братьям святым!
Учитель: Вы прочитали замечательные стихи, ребята, а сейчас мы послушаем песню, посвященную создателям славянской азбуки. Слова к этой песне написал Михаил Розенгейм, а музыку – Владимир Главач. Песня называется “Слава вам, братья славян просветители”.
Звучит песня.
Учитель: Славянские народы свято чтят научный и духовный подвиг солунских братьев. В 1932 году в Болгарии был создан памятник Кириллу и Мефодию в городе Казанлык, скульптор Топалов, в Новгороде на территории Кремля есть памятник “Тысячелетие России”, открыт в 1862 году – скульптор Микешин; в Москве на Славянской площади в 1992 году открыт памятник Кириллу и Мефодию, скульптор Клыков. В Коломне есть памятник Кириллу и Мефодию.
Учитель демонстрирует все памятники, о
которых рассказывает.
Просмотр кинофильма о Кирилле и Мефодии (отрывок).
Учитель:
Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благославленный иди в историю смелей.
К апостолам высокославным любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в славянстве будут жить века.
VI. Итог урока
Учитель:. Чему научились? Что запомнили?
VII. Рефлексия
Учитель: У вас на партах есть памятка “Какие качества должны присутствовать в тебе”. В ней человеческие черты характера расположены в алфавитном порядке. У каждого из Вас есть буквы русского алфавита. Если Вам урок понравился, и Вас хорошее настроение в конце урока, подойди к солнцу и помести свою букву на лучах солнца и назови черту характера. Соберем алфавит и пусть он засияет.
Урок окончен. Спасибо.