Тема: Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Героизм советских воинов (на примере жителей Ленинграда).
Цель: показать истоки неудач и духовную причину стойкости народа.
Задачи:
- Совершенствование умения работы с картой, документом, иллюстрацией.
- Развитие навыков анализа и синтеза.
- Воспитание чувства любви к родине.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, раздаточный материал.
Основные понятия: агрессия, геноцид, атеизм, международное гуманитарное право, блокада.
Ход урока
(В ходе урока проходит показ компьютерной презентации. Её можно получить по запросу у автора статьи. Комментарии к слайдам презентации в Приложении.)
1. Организационный момент
2. Опрос
Учитель. Сегодня мы с вами построим нашу работу несколько необычно. Класс делится на три группы. Задания для каждой из них будет различным. Первой достается работа с картой и задания для нее. Причем, вы не только рассказываете, но и показываете объясняемое на карте.
Первая группа.
- Назовите страны, которые являлись союзниками Германии.
- Укажите направления главных ударов агрессора.
- Вспомните план «Барбаросса» и докажите, что нападение фашистов действительно являлось агрессией.
Ответы учащихся: Союзниками Германии, выделенными на карте особым цветом, в Великой Отечественной войне являлись Финляндия, Болгария, Венгрия, Румыния и Италия. Группа армий «Север» стремилась захватить Ленинград, группа армий «Центр» - Москву, а группа армий «Юг» - Баку. 22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз без всяких видимых причин, что и является агрессией. План «Барбаросса» или как переводится это название на русский язык «Рыжебородый»(в честь средневекового императора Фридриха Барбароссы, участника четвертого крестового похода на Восток) предполагал завершение войны в два летних месяца. Немцы должны были выйти на линию Архангельск-Астрахань.
Учитель. Вторая группа получает не совсем обычное задание. Перед вами изображение иконы Казанской Божьей матери. И вам предлагаются следующие вопросы.
Вторая группа.
- Почему в России Богородица почитается особо?
- Как могли верующие люди расценить нападение фашистской Германии на СССР, если известно, что до войны храмы святых взрывались в дни престольных праздников, приходы и семинарии принудительно закрывались, а священников и верующих отправляли в концентрационные лагеря?
- Как называлась политика активного навязывания населению «безбожия»?
Ответы учащихся: На Руси Богородица почиталась особо как небесная покровительница и заступница перед Христом. Ее изображения почитались особо, а дни Рождества и Успения являлись национальными праздниками. Православие являлось неотъемлемой составной идеи «православия, самодержавия, народности». Самодержавия уже не существовало, народ «безмолствовал». Оставалось лишь православие. Отсюда и гонения, которые подготовили население к мысли, что нападение Германии стало наказанием за грехи «безбожия». Активное и насильственное обращение народа в атеизм явилось частью «культурной революции». Кстати, накануне войны был уничтожен Казанский собор на Красной площади, поставленный К. Мининым в благодарность за победу над поляками в период Смутного времени.
Учитель. Перед вами иллюстрация осажденного поляками в 1609-1611 гг. Смоленска. Постарайтесь вспомнить:
Третья группа.
- Какое количество времени Смоленск находился в осаде?
- В чем заключалось значение обороны города?
- Какая категория войск сыграла решающее значение в изгнании польских интервентов?
Ответы учащихся. Смоленск защищался двадцать месяцев и держал оборону даже тогда, когда поляки уже заняли московский Кремль. Им показали пленного царя Василия Шуйского, которого выдали врагам бояре-изменники и которого везли в Польшу, но и тогда защитники продолжали отбивать приступы. А когда поляки пробили стену и, защищать город было уже не под силу, то последние защитники заперлись в соборе и взорвали пороховой склад, находившийся под ним. Уцелевшие бросались в бушующее пламя. Значение же обороны Смоленска в том, что польская армия не могла в это время поддержать своих соотечественников в Москве и дали возможность собраться второму ополчению. И шли Минин и Пожарский со списком иконой Казанской Божией Матери. Ополчением называются нестроевые войска. А завершилось Смутное время 4 ноября и в этот день отмечается день иконы Казанской Божией Матери.
3. Объяснение нового материала
Учитель. Как видите, история России знала случаи осад городов и героизм их защитников, однако блокада(окружение) Ленинграда стоит в этой череде особо. 8 сентября замкнулось кольцо окружения вокруг города, где проживало около двух миллионов человек. Взгляните на эту цитату: «Это была величайшая и самая длительная осада, какую когда-либо переживал современный город, это был период тяжелейших испытаний, страданий и героизма, доходивших до высот трагизма и мужества, недоступного нашему пониманию…» Она принадлежит лорду Г. Солсбери. А мы, мы способны понять наших дедов и прадедов и оценить то, что она нам подарили? Взгляните на эти сухие строки статистики:
Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
500 000 жителей строили оборонительные рубежи, а 170 000 погибли во время обстрелов.
На город обрушилось 5 000 фугасных и 100 000 зажигательных бомб, 200 000 артиллерийских снарядов.
Было разрушено до основания 3 000 зданий и 7 000 повреждено.
По льду Ладожского озера было вывезено из города 641 803 человека.
Они нам практически ничего не говорят. Чтобы понять прошлое, нужно услышать его голоса. Взгляните на это стихотворение, а также на таблицу. Это не просто таблица, а нормы выдачи хлеба жителям блокадного города. Обратите на ее динамику. И учтите, что это нормы выдачи хлеба на работающих, а у всех остальных хлебная пайка была на порядок меньше.
Вот так настал,
Одетый в кровь и лед,
Сорок второй необоримый год,
О, год ожесточенья и упорства!
Лишь насмерть,
Насмерть всюду встали мы.
Год Ленинграда,
Год его зимы,
Год Сталинградского
Единоборства.
В те дни отхлынул быт.
И смело
В права свои вступило бытие.
(О. Бергольц)
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь 1941 г. |
Январь 1942 г. |
400 г |
300 г |
200 г |
125 г |
Учитель. Ответьте на следующие вопросы:
- Почему в городе не оказалось продовольствия? Только лишь потому, что немцы разбомбили склады или есть другие причины?
- На какое время пришелся пик смертности населения?
- Видите ли вы в действиях фашистских войск нарушение норм международного гуманитарного права?
- Как вы думаете, почему во время блокады выжили те, кто не покидал предприятий?
Учащиеся. Не только немцы рассчитывали на быструю войну. Советское руководство отнеслось беспечно к силе противника и помыслить не могло, что он дойдет так далеко. Поэтому запасов продовольствия и не было. Поэтому когда люди стали голодать, то ели траву, кору деревьев, опилки, землю. И умирали. Это был самый настоящий геноцид- истребление населения, не представлявшего военной силы. Не было и запасов топлива. Трубы водопроводов размерзлись и квартиры превратились в ледяные пещеры. Из таблицы следует, что пик смертности пришелся на январь 1942 г. К тому же противник так быстро наступал, что оборонительные рубежи не успевали строить. Нарушений же международного гуманитарного права множество. Во-первых, противник должен был открыть коридоры для ухода мирного населения, но делать этого никто не собирался. По плану Гитлера Ленинград должен был быть разрушен беспрерывными бомбардировками и обстрелами, что так же запрещено. Никто входить в него не собирался. А рабочие выжили потому, что на производстве кормили лучше, было относительно тепло и не нужно было тратить силы на переезды и переходы домой.
Учитель. Давайте мысленно перенесемся в блокадный город.
Слайд № 11.
Здесь иллюстрация и текст документа: «Проходя мимо трамвайной остановки, я вижу на скамейке лежащий труп мужчины. С его ног снята обувь. Через сутки он лежит также. Его голые ноги страшно белеют в рассветающем утре. Убрать труп некому- нет ни сил, ни желания. В нашем дворе человек пошел в дровяной сарай и, не успев открыть дверь, упал и умер. Н.М. видит его утром, уходя от нас, и вечером, возвращаясь, находит его там же». Что вы видите на иллюстрации?
Учащиеся. Люди на санках перевозят какие-то свертки на санках. Видимо, это умершие. Кто-то везет воду. И все они опасаются налета, т.к. поглядывают на небо.
Слайд № 12.
Ленинградцы не позволили врагу сжечь свой город, как это случилось с Варшавой и Роттердамом. Все перекрытия Ленинграда были деревянными. Их обработали специальным составом из большого количества удобрений, оставшихся в городе от довоенного времени. А ведь 19 сентября город обстреливали 18 часов подряд. Заводы города прекращали свою работу лишь на время авианалетов и обстрелов. Мало кто знает, что именно отсюда танки шли в Сталинград, что позволило одержать нашим войскам победу. 18 000 женщин вступили в кадровую армию, чего никогда не было в мировой истории. Чтобы спасти город генерал Жуков приказал снять орудия со всех кораблей, а 1000 орудий перебросили сюда по воздуху. И самое главное. Когда казалось, что город уже не удержать, сюда доставили икону Казанской Божией Матери. На самолете она облетела город, что вселило в защитников дополнительную уверенность в победе.
Слайд № 13.
«Дорогой жизни» назвали ленинградцы временную трассу, проложенную по льду Ладожского озера. По ней эвакуировали детей и стариков. Когда весной 1942г. сошел снег, то открылись тысячи трупов. Они лежали везде: на улицах, в квартирах, в учреждениях. Власти обходили квартиры и находили выживших детей. Их эвакуировали. Машины шли по ночам и, немецкие летчики ориентировались на свет фар. От взрывов бомб лед проламывался, люди с техникой уходили на дно. А в обратном направлении шел транспорт, на котором везли продовольствие и оружие.
Слайд № 14.
Когда немцы вошли в ближайшие пригороды, то они увидели купол Исаакиевского собора и краны порта. Чтобы купола и шпили не были ориентирами для вражеской артиллерии, промышленные альпинисты затянули шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства маскировочными сетями, а купола закрасили защитной краской. Памятник Петру Великому Растрелли и сфинксов обложили мешками с песком, предохраняя их от осколков. Из Эрмитажа эвакуировали ценнейшие картины. Их вынули из рам, но экскурсии никто не отменял.
4.Закрепление пройденного материала
Учитель. Взгляните на эти стихотворения и ответьте на поставленные вопросы.
Слайд № 15.
Постучись кулачком - я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
(А. Ахматова)
Объясните, почему А.Ахматова в своем стихотворении, посвященном детям Ленинграда, упоминает ветку клена, траву, воду.
Слайд № 16.
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Что внуки позавидовали бы нам.
(О. Бергольц)
Ответьте, почему мы должны, по мнению поэтессы, завидовать ленинградцам? И есть ли нам чему поучиться у них, если известно, что в Ленинграде находился знаменитый институт зерна, где были собраны образцы семян всего мира. Их хранители умерли с голода, но не взяли из коллекции ни одного семечка.
Слайд № 17.
Воплощением героизма защитников Ленинграда стала Седьмая симфония Д. Шостаковича. Ее исполнение транслировалось на весь мир из блокадного города. Давайте послушаем фрагмент из нее.
Слайд № 18. (Каждый учащийся получает его в виде раздаточного материала.)
Сравнительная таблица |
1609-1611 гг. |
1941 г. |
Оборона какого города задержала продвижение противника |
Смоленска |
Ленинграда |
Есть ли в их защите что-то общее |
Защитники до последнего защищали храм |
Иконой обносили город |
Кто руководил защитой |
Воевода Шеин |
Генерал Жуков |
5. Комментирование и выставление оценок
6. Домашнее задание
Параграф 32, страницы 117-123.
Список литературы
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. ХХ век. М., 2006 г.
- Великая Отечественная война Советского Союза. М., 1965 г.
- Блокада Ленинграда. Энциклопедический словарь.
- А.В. Климов. Защищая Ленинград. Л., 1985 г.
(В ходе урока использутся компьютерная презентация. Её можно получить по запросу у автора статьи. Комментарии к слайдам презентации в Приложении.)