Любой урок физической культуры, естественно, соответствует типовой структуре и имеет свои особенности. На каждом уроке в процессе обучения при многократном повторении развиваются и совершенствуются все физические качества. Но кроме этого при наблюдении за детьми в результате многолетней практики я заметил, что многое в развитии ребенка зависит от его внимания. Дело в том, что в настоящее время в школу 86% детей приходят с отклонениями в состоянии здоровья, 50% школьников сдвинуты в сторону функциональных изменений, 35-40% – с хроническими заболеваниями.[8].
Перегруженность учеников умственными занятиями ведет к дисгармоничному физическому развитию, снижению функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Это создает проблемы интеллектуальной и физической работоспособности, ведет к психологическим перегрузкам школьников, что в свою очередь отрицательно влияет на внимание. Дети не могут длительно сосредотачиваться, быстро переключаться, настраиваться на нужную информацию и воспринимать ее, запоминать движения, действия, правила игры и т.п., поэтому работа над развитием внимания актуальна на сегодняшний день.
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточении на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Хотя внимание само по себе не является познавательным процессом, оно характеризует условия его протекания.[5]
В процессе педагогической деятельности многие учителя часто указывают на недостаток внимания у своих учеников. Способность сконцентрироваться или сфокусировать все свои возможности на выполнении определенной задачи является одним из важнейших условий достижения успеха. Ученик полностью теряет свою концентрацию, обращая внимание на различные отвлекающие внешние факторы, реагируя на них. Хорошая концентрация внимания у учеников связана с большой подготовительной работой и важно, чтобы она начиналась с самого детства. Поэтому если избирательно и целенаправленно воздействовать на школьников, регулярно включая в уроки различные задания и игры на развитие внимания, то можно добиться определенных положительных результатов.
Но а, поскольку, основой программы по физической культуре остается урок, то надо постоянно искать пути и резервы более эффективного использования его времени. Неоднократно проводя хронометраж урока, я заметил, что до 15% учебного времени тратится нецелесообразно: на перестроения, на деление по группам, командам, на исходные положения для эстафет, на организацию подвижных игр, где приходится дополнительно рисовать различные линии, домики, полоски, кочки и т.п. Передо мной встала проблема: как от этого уйти? Тогда появится больше времени, которое можно использовать и для развития внимания.
Одним из таких путей является дополнительная разметка спортивного зала. Она дает возможность:
- больше времени уделять играм, в том числе на внимание, и эффективнее проводить их;
- более рационально и полнее использовать площадь зала;
- увеличивает количество подходов при выполнении упражнений различной направленности;
- сокращает время на организацию подвижных игр и эстафет;
- помогает ориентироваться учащимся;
- облегчает деятельность учителя;
- повышает моторную плотность уроков.
Гипотеза
Считаю, что, применяя дополнительную разметку спортивного зала можно больше времени уделять на каждом уроке заданиям и играм на внимание, т.е. можно добиться того, что:
- за счет использования дополнительной разметки спортивного зала сократится время на перестроения и организацию подвижных игр;
- увеличится двигательная активность учащихся на уроках;
- возрастет уровень внимания учащихся за счет целенаправленной работы над развитием этого качества.
Целью моего опыта является создание системы работы по рациональному использованию времени урока за счет дополнительной разметки спортивного зала и развитие внимания учащихся на уроках физической культуры.
Теоретическое обоснование
Развитие учеников осуществляется по пути совершенствования личности, обучения учеников самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей учеников. Саморазвитие ученика направленно на формирование активного «Я», обучение его умениям саморазвиваться и после окончания школы на протяжении всей жизни.
Усвоение знаний и овладение умениями намного зависят от внимания ребенка. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. [3]
Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направленно на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышление, на двигательную активность. Принято считать, что существует три типа внимания: непроизвольное, произвольное и после произвольное. Выделяют также свойства или параметры внимания, к ним относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.[3]
Развивать внимание учащихся на уроках физической культуры целесообразно с помощью игровой деятельности, поскольку игра способствует развитию не только всех физических качеств, но и психических, и, в частности, внимания, так как подвижные и спортивные игры параллельно с физическим развитием решают задачи и познавательного характера, осуществляют межпредметные связи. Концентрация внимания учащихся во время подвижных и спортивных игр также способствует активизации их внимания на уроках по другим предметам и лучшему усвоению школьной программы.
Описание опыта
Итак, цель моего опыта: создание системы работы по рациональному использованию времени урока за счет дополнительной разметки спортивного зала и развитие внимания учащихся на уроках физической культуры.
Исходя из вышесказанного, основными задачами ставлю:
- разработать дополнительную разметку спортивного зала.
- разработать задания и игры на развитие внимания с использованием дополнительной разметки.
- создать учащимся на уроках условия для развития внимания.
Иначе говоря, создать свой проект будущего учебного процесса, который заключается в создании системы работы, включающей работу на развитие внимания учащихся с использованием дополнительной разметки спортивного зала.
1. Проектирование.
При разработке тематического планирования в каждый раздел плана я добавил различную работу на внимание с использованием дополнительной разметки.
Рис. 1
Разработал схемы проведения каждого урока с учетом дополнительной разметки спортивного зала и заданий на внимание:
Рис. 2
Разработал дополнительную разметку спортивного зала, (см. рис. 3 ниже).
Создал банк игр с использованием дополнительной разметки спортивного зала, куда вошли и разработанные мной игры и задания на внимание (Приложение 1).
2. Реализация проекта.
Реализацию проекта я провожу через систему уроков, входящих в каждый раздел программы. При разработке поурочных планов я, учитывая возрастные особенности, подбираю задания и игры на внимание с использованием дополнительной разметки и включаю их, по возможности, в каждую часть урока: подготовительную, основную и заключительную в зависимости от изучаемого материала.
Задания и игры на внимание (см. рис. 3 выше и Приложение 1)
- Беговая дорожка – различные виды бега, эстафетный бег с этапами в один круг (40 м), круговая эстафета.
- Прямые пунктирные линии с нумерацией и чередующимися четырьмя цветами: белый, красный, голубой, зеленый – построения, деление на команды, группы и т.п. (по цветам). Подвижные игры на внимание.
- Крайние поперечные – старты низкий, высокий, с опорой на одну руку, из различных исходных положений, игры: «Перестрелка», «Погоня», «Убегая – догони», «Кто быстрее», «Снайперы».
- Поперечные с нумерацией – различные эстафеты, игры «Команда быстроногих», «Вызов номеров», «Метко в цель», челночный бег 3х10, 4х10, 5х10, 10х10. Упражнения и игры с предметами мячами, скакалками, обручами и т.п.
- Поперечные центральные – эстафеты, игры: «День и ночь», «Вороны, воробьи», «Волк во рву», «Кто внимательней», «Догони».
- Центральная продольная с нанесенным метражом – прыжки с места, различные многоскоки, метание набивных мячей, для ориентира в беговых заданиях и подвижных играх.
- Продольные пунктирные с чередующимися четырьмя цветами – белый, красный, голубой, зеленый – передачи мячей в парах, перебежек, игры: «Прыгни, присядь», «Бег через барьеры», «Кочки», «Тоннель», «Морские волны», «Будь внимателен», «Полоса препятствий».
- Места стартов для круговых эстафет, игр «Погоня», «Гонка за лидером», «Смена мест перебежками».
- Снежинки в шахматном порядке – ОРУ, ритмика и т.п.
Кроме того, все линии дополнительной разметки можно использовать и в различных сочетаниях, что позволяет проводить другие игры и выполнять различные задания.
Проведение игр и выполнение заданий с учетом использования дополнительной разметки спортивного зала
Рис. 3
Результативность опыта (Приложение 2 и Приложение 3).
Библиографический список
1. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.
2. Васильев Г.А., Кос В.Р. Организация учебной деятельности (Физическая культура в школе. №2, 1994.).
3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
4. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. – М.: ВАКО, 2003.
5. Поляков М.И. Развиваем внимание. /Физическая культура в школе. №2, 1997./
6. Селевко Г К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
7. Терещагин В.Ф. Формируя навыки самостоятельности /Физическая культура в школе. №6, 1995./
8. Янсон Ю.А. Новые педагогические технологии. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.