Цели:
- Синтезировать полученные знания о разнообразии басен.
- Показать взаимосвязь моралей басен, сказок, пословиц.
- Расширять кругозор детей.
Задача:
- Развитие познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков.
Предварительная работа:
- Распределение материала по группам детей.
- Поиск материала учащимися по заданной теме.
- Подготовка выставки книг и рисунков.
Оборудование:
- Портрет И.А. Крылова.
- Рисунки детей к басням.
- Книги с баснями И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и др.
- Коробка (загадочный ящик).
- У детей листочки для выполнения заданий конкурсной программы.
- Жетоны.
- Презентация, выполненная ученицей к уроку.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Выступления учащихся по вопросам, соответствующим поставленной задаче.
Группа «Дружба»:
- На какие произведения устного народного творчества похожи басни?
- Каких писателей, создавших басни, вы знаете?
- Какие художники иллюстрировали басни?
- В каких книгах вы видели эти иллюстрации?
Группа «Звёздочка»:
- Встречались ли вам басни, в морали которых заключены похожие мысли? Кто создал эти басни?
- Встречали ли вы похожие мысли в других литературных произведениях?
- Чтение басни «Слон и Моська» по ролям
- Рассказы из жизни ребят на тему: «Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку.
- Чтение наизусть басни «Мартышка и очки»
- Сценка «Лебедь, щука и рак»
Группа «Солнышко»:
- В каких баснях изображены одни и те же животные? Схожи ли их характеры и поступки? Кто создал эти басни?
- Инсценировка басни «Муха» Осипа Мандельштама
- Чтение наизусть басни «Мухи» Эзопа
3. Конкурсная программа.
Разминка. (Кто быстрее ответит, получает жетон)
- У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем.
- В какой басне звучат эти слова? (Волк и ягнёнок)
- Кто так говорил?
« До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час
Так, что голову вскружило». (Стрекоза)
- Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Мартышка, Осёл, Козёл да Мишка)
- Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок)
- Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона)
- Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? (На псарню)
- Загадочный ящик.
-
С помощью этого предмета можно было увидеть, «…Что там за рожа»
- Что это за предмет? (Зеркало) - В ящике находится предмет, который героиня одной из басен достала видимо-невидимо. (Очки)
- Какие герои басен здесь зашифрованы?
-и-и-а
О-ё-
-о-ь-а
-о-о-е-
В- - -
-у-а-е-
-т-е-о-а
(Лисица, Осёл, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза)
- Кто больше?
- Напишите за 1 минуту героев басен.
- Загадочные животные
- Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.
К в о л
П у х е т
Р а й в е у м
Г у б о л ь
Ё с о л
Л с о н
(Волк, петух, муравей, голубь, осёл, слон)
- Путаница.
- Отгадайте, что здесь перепутано. (Дети берут карточки, на которых написаны строчки из басен с «ошибками»)
- Из какой басни взяты эти строки?
Как, Милый кочеток, поёшь ты громко, важно!
Попрыгунья егоза зиму снежную пропела…
Мартышка к старости слаба ушами стала
«Соседка, престань срамиться», - ей бабка говорит
- Отгадайте басню по иллюстрации, прочитайте несколько строк.
4. Итак, ребята, вы выполнили все задания. При этом показали очень хорошие знания басен. Но самым лучшим знатоком басен оказался….
Он награждается эмблемой «Лучший знаток басен».
Литература:
Учебник «Литературное чтение» 3 класс, Э. Э. Кац