Цели:
- закрепление навыка замены нескольких процентов обыкновенной дробью (умения использовать правила в решении текстовых задач);
- формирование приемов самоконтроля при делении многозначного числа на двузначное, показать значимость точности, воспитывать предельное внимание;
- коррекция мышления.
Наглядные пособия: таблицы, задача, ракеты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
а) Прежде чем приступить к выполнению устного задания, давайте вспомним таблицу - «Замена нескольких % дробью».
ТАБЛИЦА №1
10% |
20% |
2% |
25% |
50% |
5% |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Затем таблицу переворачиваю (меняю) на таблицу №2. И предлагаю такое задание:
- Сделайте замену нескольких процентов дробью (с устным проговариванием правила) и найдите соответствующую дробь от числа.
ТАБЛИЦА №2
10% |
20% |
2% |
25% |
50% |
5% |
48р. |
100кг |
150т |
888р |
260м |
1000км |
б) Используя таблицу, повторить алгоритм (правило) деления
ТАБЛИЦА №3
Название компонентов при делении:
- Число которое делят, называют делимое.
- Число на которое делят, называют делитель.
- Результат получаем после деления частное.
Алгоритм деления:
- С чего начинаем деление? (определяем число, обозначаем его дугой).
- Определяем количество цифр в частном (обозначаем точкой каждое число)
- Методом подбора определяем первую цифру в частном.
- Вычисляем, находим остаток. Помним: остаток всегда должен быть меньше делителя.
- К остатку сносится (из делимого) следующая цифра...
в) Подготавливая учащихся к следующему заданию, напоминаю им:
- При делении многозначного числа на двузначное число, необходимо быть предельно внимательными и действовать осознанно при вычислениях. В этом случае расчеты будут правильны и точны.
На доске закрепляются шаблоны ракет (цветных) под ними примеры (на доске, мелом).
ТАБЛИЦА №4
- Ребята! От вас зависит успешность космического полета на Венеру. Проверьте правильность вычислений (исправьте ошибки). Примените алгоритм (правило) деления на практике, исправьте ошибки и отправьте ракеты в полет.
Ответы у доски проверяются: Вопросы к классу:
Какими способами можно проверить правильность деления многозначного числа на двузначное число.
I способ (легкий без вычислений)
Количеством цифр в частном
II способ (длительный)
Умножением частного × делитель = делимое
И так, ошибки исправлены и ракеты отправились в полет.
III. Переходим к основной теме сегодняшнего урока «Замена нескольких процентов дробью».
ТАБЛИЦА №5
ЗАДАЧА
Мясокомбинат в день выпускает 32840 кг колбас. Из этой продукции 15% составляет копченая колбаса, ливерная - 1/20 часть всей продукции, остальное - вареная колбаса.
Сколько вареной колбасы выпускает в день мясокомбинат?
Читаем условие задачи и разбираем её (вспоминаем, как находим процент от числа - 15%).
КРАТКАЯ ЗАПИСЬ: (1 человек у доски решает, остальные на месте)
Копченая колб. - ? 15% от всей продукции |
32840 кг |
Сколько вареной колбасы выпускает в день мясокомбинат?
РЕШЕНИЕ:
1) Сколько копченой колбасы выпускает в день мясокомбинат?
15% от 32840 кг.
32840 кг : 100 = 328,4 кг
142
328, 4 кг
× 15
16420
+ 3284
4926,0 кг (целое число 4926 кг.)
2) Сколько ливерной колбасы выпускает в день мясокомбинат?
3) Сколько всего копченой и ливерной колбас выпускает в день мясокомбинат?
4926 кг
+ 1642 кг
6568 кг
4) Сколько вареной колбасы выпускает в день мясокомбинат?
32840 кг
- 6568 кг
26272 кг
Ответ: мясокомбинат выпускает в день 26272 килограмма вареной колбасы.
IV. Физминутка
V. Работа с книгой (учебником).
Открываем учебник стр. 86, № 484 (слабые учащиеся работают с таблицами на уроке - 3 человека)
Пример на порядок действий (устно определяем порядок действий)
1 человек работает у доски, остальные в тетради (или 1 действ. - один человек, 2 действ. - второй)
Отвечающий у доски проговаривает правило (алгоритм деления)
VI. Итог урока:
Теперь подведем итог урока:
а) Оценки
б) Домашнее задание (разобрать) стр. 88, № 499 (2 стб) 1 и 2 примеры.
- Как найти 20% от числа?
- Как найти 2% от числа?
- Как найти 25% от числа?
- А если вам нужно найти 37% от числа, (а их нет в таблице). Можно заменить 37% дробью? Что мы должны делать? (... : 100 = .?. х 37)
- Если вам нужно разделить число? С чего начинаем деление?
- Как называется число, которое делят, на которое делят и результат деления. (Назвать три компонента деления)
- Какой всегда в алгоритме (правило) деления должен быть остаток (верно: меньше делителя).
- И последнее, ребята (мы говорили уже об этом), чтобы правильно выполнить все вычисления - нужно быть внимательными и предельно сосредоточенными.