Открытый урок по теме "Замена нескольких процентов дробью"

Разделы: Математика


Цели:

  • закрепление навыка замены нескольких процентов обыкновенной дробью (умения использовать правила в решении текстовых задач);
  • формирование приемов самоконтроля при делении многозначного числа на двузначное, показать значимость точности, воспитывать предельное внимание;
  • коррекция мышления.

Наглядные пособия: таблицы, задача, ракеты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

а) Прежде чем приступить к выполнению устного задания, давайте вспомним таблицу - «Замена нескольких % дробью».

ТАБЛИЦА №1

10%

20%

2%

25%

50%

5%

 1 
10

1
5

 1 
50

1
4

1
2

 1 
20

Затем таблицу переворачиваю (меняю) на таблицу №2. И предлагаю такое задание:

- Сделайте замену нескольких процентов дробью (с устным проговариванием правила) и найдите соответствующую дробь от числа.

ТАБЛИЦА №2

10%

20%

2%

25%

50%

5%

48р.

100кг

150т

888р

260м

1000км

б) Используя таблицу, повторить алгоритм (правило) деления

ТАБЛИЦА №3

Название компонентов при делении:

  • Число которое делят, называют делимое.
  • Число на которое делят, называют делитель.
  • Результат получаем после деления частное.

Алгоритм деления:

  1. С чего начинаем деление? (определяем число, обозначаем его дугой).
  2. Определяем количество цифр в частном (обозначаем точкой каждое число)
  3. Методом подбора определяем первую цифру в частном.
  4. Вычисляем, находим остаток. Помним: остаток всегда должен быть меньше делителя.
  5. К остатку сносится (из делимого) следующая цифра...

в) Подготавливая учащихся к следующему заданию, напоминаю им:

- При делении многозначного числа на двузначное число, необходимо быть предельно внимательными и действовать осознанно при вычислениях. В этом случае расчеты будут правильны и точны.

На доске закрепляются шаблоны ракет (цветных) под ними примеры (на доске, мелом).

ТАБЛИЦА №4

- Ребята! От вас зависит успешность космического полета на Венеру. Проверьте правильность вычислений (исправьте ошибки). Примените алгоритм (правило) деления на практике, исправьте ошибки и отправьте ракеты в полет.

Ответы у доски проверяются: Вопросы к классу:

Какими способами можно проверить правильность деления многозначного числа на двузначное число.

I способ (легкий без вычислений)
Количеством цифр в частном

II способ (длительный)
Умножением частного × делитель = делимое

И так, ошибки исправлены и ракеты отправились в полет.

III. Переходим к основной теме сегодняшнего урока «Замена нескольких процентов дробью».

ТАБЛИЦА №5

ЗАДАЧА

Мясокомбинат в день выпускает 32840 кг колбас. Из этой продукции 15% составляет копченая колбаса, ливерная - 1/20 часть всей продукции, остальное - вареная колбаса.

Сколько вареной колбасы выпускает в день мясокомбинат?

Читаем условие задачи и разбираем её (вспоминаем, как находим процент от числа - 15%).

КРАТКАЯ ЗАПИСЬ: (1 человек у доски решает, остальные на месте)

Копченая колб. - ? 15% от всей продукции
Ливерная колб. - ? 1/20 часть от всей продукции
Вареная колб. - ?

Скобка 32840 кг

Сколько вареной колбасы выпускает в день мясокомбинат?

РЕШЕНИЕ:

1) Сколько копченой колбасы выпускает в день мясокомбинат?

15% от 32840 кг.

32840 кг : 100 = 328,4 кг

  142
  328, 4 кг
× 15
  16420
+  3284
    4926,0 кг (целое число 4926 кг.)

2) Сколько ливерной колбасы выпускает в день мясокомбинат?

Пример 1

3) Сколько всего копченой и ливерной колбас выпускает в день мясокомбинат?

   4926 кг
+ 1642 кг
   6568 кг

4) Сколько вареной колбасы выпускает в день мясокомбинат?

   32840 кг
-  6568 кг
   26272 кг

Ответ: мясокомбинат выпускает в день 26272 килограмма вареной колбасы.

IV. Физминутка

V. Работа с книгой (учебником).

Открываем учебник стр. 86, № 484 (слабые учащиеся работают с таблицами на уроке - 3 человека)

Пример на порядок действий (устно определяем порядок действий)

1 человек работает у доски, остальные в тетради (или 1 действ. - один человек, 2 действ. - второй)

Отвечающий у доски проговаривает правило (алгоритм деления)

Примеры 2 и 3

VI. Итог урока:

Теперь подведем итог урока:

а) Оценки

б) Домашнее задание (разобрать) стр. 88, № 499 (2 стб) 1 и 2 примеры.

  • Как найти 20% от числа?
  • Как найти 2% от числа?
  • Как найти 25% от числа?
  • А если вам нужно найти 37% от числа, (а их нет в таблице). Можно

    заменить 37% дробью? Что мы должны делать? (... : 100 = .?. х 37)
  • Если вам нужно разделить число? С чего начинаем деление?
  • Как называется число, которое делят, на которое делят и результат

    деления. (Назвать три компонента деления)
  • Какой всегда в алгоритме (правило) деления должен быть остаток

    (верно: меньше делителя).
  • И последнее, ребята (мы говорили уже об этом), чтобы правильно выполнить все вычисления - нужно быть внимательными и предельно сосредоточенными.