В 3 классе я знакомлю детей с картиной М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, которая хотя и не является прямой иллюстрацией к “Сказке о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А.С.Пушкина, но написана на её сюжет.
Подготовительная работа включает в себя несколько этапов.
1 этап – посещение Дома-музея В.М.Васнецова и знакомство с картинами “Царевна Несмеяна”, “Спящая царевна”, “Царевна-лягушка”, “Баба Яга”. Наблюдение за выразительными средствами, используемыми художником для передачи характеров героев, их настроения.
2 этап – посещение Третьяковской галереи, зала В.М.Васнецова, где с детьми рассматриваем картины “Три царевны подземного царства” и “Иван царевич на сером волке”; в зале М.А.Врубеля рассматриваем картину “Царевна-Лебедь”.
3 этап – проведение урока чтения (внеклассного занятия) по теме “Сказка о царе Салтане” А.С.Пушкина. Знакомство с текстом, выделение необычных, фантастичных отрывков.
Тема урока (занятия): “Прекрасная
царевна Лебедь”
(2 урок чтения или второе занятие по сказке
А.С.Пушкина)
Цели:
- учить связной речи с помощью трёх видов искусства, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло;
- учить видеть и слышать красоту слова, музыки, изобразительного искусства;
- учить выражать переживаемые чувства словами связно, последовательно.
Оборудование:
- репродукция картины М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”;
- записи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” (три чуда);
- книги со сказкой А.С.Пушкина у каждого ученика.
Ход урока (занятия)
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение отрывков из сказки.
У. На прошлом уроке мы познакомились с произведением А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” и получили задание выделить необычные, фантастические элементы.
Прочитайте, какие же чудеса происходят в этой сказке.
Дети читают:
- о пустынном острове, где появляется большой и красивый город,
- о чудо белке,
- о 33 богатырях,
- о встрече Гвидона с чудесной птицей-лебедью,
- о превращении князя в шмеля и комара,
- об убийстве злого колдуна.
3. Актуализация знаний. Сообщение нового.
У.: Ребята, мы недавно посещали с вами Третьяковскую галерею. Какая из картин, увиденных вами, иллюстрирует одно из волшебств сказки?
Д. : картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”
Рассказ о М.А.Врубеле:
Михаил Александрович Врубель был очень разносторонним художником: писал портреты, создавал иллюстрации к произведениям Лермонтова М.Ю., Толстого Л.Н., декорации к операм, скульптуры. Он был другом В.М.Васнецова, с чьими картинами мы уже знакомы.
Михаил Александрович очень любил музыку, особенно русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который написал оперу к сказкам “Снегурочка”, “Садко” и “Сказка о царе Салтане”.
4. Прослушивание отрывков из оперы Н.А. Римского-Корсакова.
Прослушайте 3 отрывка из оперы к сказке А.С. Пушкина о трёх чудесах.
(Дети слушают последовательно 3 отрывка.)
Определите характер музыки. О каком чуде музыка рассказывает в первый раз?; во второй?; в третий?
Дети определяют характер музыки:
а) белочка
б) 33 богатыря
в) царевна Лебедь.
Что общего в стихах А.С.Пушкина и в музыке о трёх чудах?
Именно музыка Н.А.Римского-Корсакова вдохновила М.А.Врубеля на создание картины “Царевна-Лебедь”.
5. Восприятие репродукции картины М.А. Врубеля. Словарная работа.
У.: Внимательно рассмотрите лицо героини (выражение лица, глаза, брови, губы).
Д.: У царевны бледное, грустное лицо, большие глаза. Они печальные. Синего-синего цвета.
У.: С чем можно сравнить по цвету глаза царевны?
Д.: С цветом неба, с цветом камней в её короне. Ресницы у красавицы длинные, чёрные и густые. Брови тоже густые и чёрные. Коса длинная, ниже пояса.
На доске запись:
Лицо грустное
бледноеГлаза большие
печальные
синие-синие, небесные, как сапфирыРесницы густые
мохнатые
длинныеБрови чёрные
атласные
дугой
У.: Рассмотрите головной убор и платье царевны.
Д.: На голове у царевны корона, она очень красивая, с синими и зелёными драгоценными камнями.
У.: Этот головной убор называется кокошник. Это старинный головной убор девушек на Руси, который украшался вышивкой, драгоценными камнями.
Д.: На лоб царевны спускается сетка из жемчуга. Платье на царевне белое, сверху тонкая накидка.
У.: Такая накидка называется фата. Она наброшена на кокошник. Рассмотрите внимательнее её платье. Какие ещё цвета вы заметили?
Д.: Платье белое с розовыми и сиреневыми переливами, воздушное. Оно будто бы стало уже превращаться в крылья лебёдушки.
На доске запись:
Кокошник серебристый
с драгоценными камнями
сетка из жемчугаФата прозрачная Платье нежно-белое с розовыми и сиреневыми оттенками
воздушное
6. Составление связного рассказа об образе царевны по опорным словам.
У.: Ребята, составьте связный рассказ о том, какой вы видите Царевну-Лебедь на картине.
Примерный рассказ ученика:
“У царевны очень бледное, грустное лицо с большими печальными глазами. Глаза у неё синие-синие, такие же, как камни на кокошнике, украшающего голову царевны. Ресницы у красавицы густые, длинные, чёрные. Брови тонкие, атласные. Коса длинная, ниже пояса. Лоб царевны прикрыт сеткой из жемчуга. На царевне воздушное нежно-белое с розовыми и сиреневыми оттенками платье.
7. Описание настроения, которое создаёт картина.
У.: Какие краски использовал М.А. Врубель для передачи сказочного образа царевны? А какие краски использовал для изображения природы?
Д.: Для изображения сказочной царевны художник выбрал светлые краски, нежные: белую, розовую, нежно-сиреневую. Это потому, что царевна сама нежная, добрая.
А природа, окружающая её, изображена тёмными, густыми красками: синими, тёмно-красными, серыми. Это показывает, что всё происходит вечером, в сумерки. А у зрителя создаётся настроение грустное, тревожное.
У.: Как вы думаете, ребята, хочется ли царевне превращаться в лебедя?
Д.: Царевна хочет остаться такой же красавицей-девушкой, но злой колдун её заколдовал. Поэтому она так печальна.
8. Домашнее задание.
Дома составьте рассказ по картине М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”. Расскажите родителям о самой царевне, её горе, о настроении картины.
9. Итоги урока (занятия).
С какими произведениями мы сегодня работали? Что вам запомнилось, понравилось в нашем уроке?