Игра "Триколор"

Разделы: Внеклассная работа


Игра "Триколор", посвящённая Дню Защитника Отечества, предназначена для учащихся 3, 4 классов начальной школы.

Игра проходит в форме соревнования между классами. Учащиеся проходят по станциям, выполняют задания.

Цель игры: формировать представление о защитнике Отечества, как смелом, храбром, бдительном человеке, патриоте своей страны.

Оборудование:

  • береты, пилотки, погоны, галстуки и другие атрибуты, соответствующие тому роду войск, которые представляет команда;
  • по 3 конверта разного цвета (красного, белого, синего или зелёного) на каждую команду (количество команд зависит от количества классов в параллели);
  • карточки с заданиями для каждой станции;
  • маршрутные листы (по количеству команд);
  • рефераты о полководцах;
  • пронумерованные листы формата А 4 с надписями "мина", пустые на обратной стороне;
  • обручи;
  • грамоты (за I, II, III место);
  • призы (для каждого участника команды).

В процессе всей игровой программы команды (количество человек не ограничено) проходят три станции. На каждой станции выдаётся конверт определённого цвета с заданиями. За 1 правильно выполненное задание даётся 1 балл. В конце игры каждая команда составляет флаг России (Татарстана). Побеждает та команда, которая быстрее пройдёт все станции, наберёт наибольшее количество баллов и составит правильно свой флаг.

Торжественная линейка.

Линейку открывает парад войск. Каждый класс представляет один род войск (например: воздушно-десантные войска, пограничные войска, морской флот и т.д.). Каждый класс во главе с командиром проходит строевым шагом по периметру спортивного зала.

Выступление директора.

Выступление ведущего о правилах игры.

Капитаны каждой команды получают маршрут прохождения станций (маршрут у каждой команды свой, чтобы не было столкновений).

I. Станция "Защитник Отечества"

Команды получают конверт белого цвета.

1. Выберите черты, характеризующие защитника Отечества:

  • трусость
  • патриотизм
  • решительность
  • слабость
  • бдительность
  • смелость
  • находчивость
  • безответственность
  • храбрость

2. Почему именно день 23 февраля стал Днём Защитника Отечества?

3. В прямоугольнике зашифрованы слова, обозначающие названия военной техники.

Определите правило записи слов и найдите эти слова.

Т А К О Р А
Р Н К А Т Б
А К Е Т Е Л
С А М О Л Ь

Ответ: танк, ракета, самолет, корабль.

4. Какие воинские звания знаете? Запишите их в порядке старшинства.

Ответ: рядовой, ефрейтор, сержант, прапорщик, лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал, маршал.

II. Станция " Полководцы России"

Команды получают конверт красного цвета.

Кроссворд.

По горизонтали:

1. Кому принадлежат слова: "Тяжело в учении, легко в бою"?

3. Главнокомандующий русской армией, которая разгромила Наполеона в Отечественную войну 1812 года.

По вертикали:

2. Кто разработал и основал тактику морского боя?

4. Маршал Советского Союза.

2. Рефераты о полководцах.

Один участник рассказывает об одном из полководцев. Ведущий может дополнить выступление, а также кратко рассказать о других полководцах.

Александр Васильевич Суворов (1730-1800)

Был потомком древнего дворянского рода. С детства мечтал о военной карьере. В детстве был болезненным, но закалялся и обливался холодной водой. Суворов обладал талантом полководца, в любой обстановке находил возможное решение, которое в конечном счёте приводило к победе. Он был нетребователен в быту, каждое утро обливался холодной водой, спал на походной кровати под солдатским одеялом и ел ту же пищу, что и его солдаты. От солдат и офицеров Суворов требовал самостоятельности, находчивости, оперативности. Особенно проявил себя во время Русско-турецкой войны, где пригодились его основы боя - глазомер, быстрота, натиск. Разработал новую систему обучения войск.

Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817)

Родился в селе Бурнаково Ярославской провинции. Знаменитый флотоводец, адмирал Ушаков является создателем Черноморского флота. Он разработал и основал тактику морского маневренного боя. Для каждого корабля он тщательно рассчитывал маршрут передвижения и объекты обстрела. Он впервые применил минирование врага. Ушаков проявил себя и как крупнейший строитель русского флота. Разработал систему обучения матросов и офицеров.

Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813)

Знаменитый полководец, генерал-фельдмаршал. Ученик Суворова А.С. Главнокомандующий русской армией, которая разгромила Наполеона в Отечественную войну 1812 года. Как стратег, он всегда старался изучить своего противника, умел учесть все элементы обстановки и неуклонно стремился к достижению намеченной цели. Главная особенность его военного таланта - осторожность. Глубоко обдумывая каждый свой шаг, он старался брать хитростью там, где применение силы было нецелесообразно. Понимал натуру русского солдата, умел поднять его дух и пользовался доверием подчинённых.

Георгий Константинович Жуков (1896-1974)

Родился в селе Стрелковка Калужской области. Начал службу в армии в 1915 года в Первую мировую войну рядовым солдатом. Во время Гражданской войны Жуков добровольцем вступил в Красную Армию и стал красным командиром. Во время Великой Отечественной войны (1941 - 1945) принял участие во всех крупных сражениях. Жуков руководил обороной Москвы; был заместителем Верховного Главнокомандующего во время Сталинградской битвы; после успешной операции под Сталинградом был назначен маршалом Советского Союза и награждён орденом Суворова первой степени. Принимал Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года. Как и Суворов, Жуков считал, что каждый солдат должен знать свою роль в бою. Поэтому перед каждым крупным наступлением проводились тренировки-репетиции. Награждён 67 орденами и медалями многих стран. Среди них орден "Победа", орден Суворова I степени. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.

3. Соберите поговорку (в каждом конверте лежит набор слов из одной поговорки).

Из слов составить предложение:

- погибай, выручай, сам, товарища

- мать, дисциплина, победы

- мастера, боится, дело

Эти слова своим солдатам говорил Суворов. Они стали поговорками.

Ответы: Сам погибай, а товарища выручай. Дисциплина - мать победы. Дело мастера боится.

4. Запишите как можно больше слов в течение 1 минуты, которые спрятались в слове полководец (полк, колодец, пол, кол, дол, подол, повод, дело:).

Условие: эти слова должны быть именами существительными, нарицательными, в единственном числе.

III. Станция "На минном поле" (в спортивном зале)

Команды получают конверт синего (зелёного) цвета.

Безопасная тропа. Каждый участник должен пройти по узкой извилистой тропе, "не упасть в болото", "не подорваться на мине".

Меткий стрелок. Нужно попасть баскетбольным мячом в кольцо. В итоге суммируются количество попаданий.

Сапёры. На полу выкладываются листы формата А 4 с цифрами. С другой стороны на некоторых листах написано слово "мина", а некоторые пустые. Командиры каждой команды в течение 1 минуты должны "обезвредить" (угадать под каким листом "мина", называя только цифру) как можно больше мин.

Заключительная линейка.

Каждая команда выстраивается на линейку. Показывает собранный флаг (обратить внимание на правильное расположение полос красного, белого, синего (зелёного) цвета).

Ведущий даёт информацию, что символизирует каждый цвет флага (белый - чистота, совершенство, синий - вера, верность, постоянство, красный - энергия, сила, жизнь, зелёный - возрождение).

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

Литература

  1. Алексеев С. Рассказы о Суворове и русских солдатах. -М.: Детская литература, 1968.
  2. Ершова Т. День Защитника Отечества. Внеклассное занятие по русскому языку// Начальная школа. -2005г -№2. -с.11-12.
  3. Грусланов В.Н., Лободин М. П. Шпага Суворова. -Л.: Детская Литература, 1990.
  4. Гуляев Ю.Н., Соглаев В.Т. Фельдмаршал Кутузов. М., 1995.
  5. Рогалёва Е., Соловьёва Т. Маршал Жуков. Урок истории // Начальная школа. -2005г. -№6. -с.27-30.