Цели:
- Обобщение знаний детей о творчестве И.А.Крылова.
- Развитие интереса к творчеству баснописца.
- Привитие моральных принципов поведения.
Оборудование:
- Выставка книг басен И.А.Крылова
- Аудиозапись басен И.А.Крылова
- Видеозапись мультфильма по мотивам басни "Стрекоза и Муравей"
- Телевизор
- DVD-проигрыватель
- Магнитофон
- 2 настольные лампы
- Набор жетонов
- Портрет И.А.Крылова
- Плакат с кроссвордом
- Детские рисунки по мотивам басен И.А.Крылова
- Маски зверей для инсценировки басен
- Черный ящик
- Читательские дневники
- Карточки с выписанными из басен строками, в которых заключена мораль (2 экземпляра)
- Набор шоколада "Басни Крылова"
- Иллюстрации русских художников к басням И.А.Крылова
Предварительная подготовка:
Детям дается задание:
1)прочитать произведения и в читательские дневники выписать мораль каждой басни:
- Стрекоза и Муравей
- Мартышка и очки
- Зеркало и обезьяна
- Волк на псарне
- Волк и ягненок
- Слон и Моська
- Чиж и Голубь
- Ворона и Лисица
- Лебедь, Щука и Рак
- Квартет;
- нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне;
- инсценировать басню И.А.Крылова.
Ход читательской конференции
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас с вами праздник. Спросите: "Почему?". Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами. А встреча с книгами - это всегда праздник. Сегодня у нас читательская конференция. Мы уже знакомились с этим словом. Скажите, как вы его понимаете? Что такое конференция?
(Конференция - это большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп: 1) международная, 2) научная, 3) читательская \ из толкового словаря С.Ожегова.)
- Так как мы с вами читатели, то и конференция у нас будет читательская.
- В Петербурге в Летнем саду стоит памятник - сидит человек с грустным, умным лицом, смотрит в даль, а на постаменте вокруг него - лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: Ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен!
3. Сообщения о биографии автора.
Выступают заранее подготовленные дети.
Ученик 1:
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Семья постоянно переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова, оставив военную службу, жил в городе Твери и стал мелким государственным служащим. Малолетний Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора, который пускал Ваню в дом из милости. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать.
Ученик 2:
В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
4. Актуализация знаний.
- Басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Волка на псарне. А что такое басня, знаете?
Ответы детей. (Басни - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.)
5. Литературное состязание.
- А теперь, на сколько вы хорошо знаете басни, мы проверим в ходе литературного состязания. Участвуют две команды: команда учеников 3 класса и команда учеников 4 класса. В каждой команде свой капитан (представление капитанов). Капитан оповещает о готовности команды к ответу с помощью нажатия кнопки лампы на вашем столе. Команда, первая правильно ответившая на вопрос, получает два жетона. По количеству жетонов определяем победителя.
Вопросы к литературному состязанию.
- "Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; да только все не в прок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок". В какой басне звучат эти слова? (Ворона и лисица).
- У кого к зиме под кустом "был готов и стол, и дом"? (У Муравья.)
- Перечислите героев басни, которые задумали сыграть квартет. (Проказница Мартышка, Осел, Козёл, да косолапый Мишка)
- Внимание - "Черный ящик". Одна из героинь басен И.А.Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр)
- За кем по улицам "толпа зевак" ходила? (За слоном)
- Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).
- Внимание - "Черный ящик". В нем находится предмет, который героиня одной из басен "с полдюжины себе достала". (Очки)
- Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга "не боясь греха"? (Кукушка и Петух).
- Послушайте фрагмент записи одной из басен И.А.Крылова и угадайте, что это за басня? (Прослушивание фрагмента аудиозаписи басни "Волк на псарне")
- Отгадайте кроссворд "Басни И.А.Крылова".
- Кто так говорил: "До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило. (Стрекоза)
- Кто смеялся "вперед чужой беде"? (Голубь)
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале? (Обезьяна)
- Она осталась без обеда благодаря своей глупости? (Ворона)
- Кто "без драки" хотел попасть "в большие забияки"? (Моська)
- Один из героев, которые везти с поклажей воз взялись? (Рак)
- Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон)
Подведение итогов литературного состязания.
6. Работа с портретом И.А.Крылова.
- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей)
Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо быть очень много работать? Только к одной басне "Кукушка и Петух", в которой всего 21 строка, черновых набросков около 200 строк.
7. Конкретизация знаний .
- В баснях всегда есть мораль. А вы знаете, что такое мораль? (ответы детей).
Мораль - это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки. Сейчас мы проверим, как вы умеете соотносить басню и мораль, которую она содержит.
На доске экран с названиями басен, а на стола перед вами лежат карточки со строками из этих басен, в которых заключена мораль. Вы должны выбрать из экрана любую басню, а потом прочитать строки, в которых заключена мораль данной басни. Давать ответы каждая команда будет по очереди. При выборе ответа вы можете пользоваться читательскими дневниками.
Первыми начинает та команда, которая победила в литературном состязании.
Квартет | Лебедь, Щука и Рак | Ворона и Лисица |
Зеркало и Обезьяна | Кукушка и Петух | Чиж и Голубь |
Волк и Ягненок | Мартышка и очки | Слон и Моська |
Карточки, содержащие мораль басен:
1.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
А выйдет из него не дело, только мука.
2.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Да только все не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
3.
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться".
4.
"Чтоб музыкантом стать, так надобно терпенье
И уши, ваших понежней,..
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
5.Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит,
А ежели невежа познатней,
То он её ещё и гонит.
6.
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
7. Вперёд, чужой беде не смейся, голубок!.
8. У сильного всегда бессильный виноват.
9.
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку.
8. Воплощение басен И.А.Крылова в искусстве.
8.1. Инсценирование басен И.А.Крылова
- Басни не только читают, они нашли отражение и в искусстве. Сейчас мы посмотрим инсценировку басен И.А.Крылова в исполнении ребят.
(Выступление классов с инсценировкой басен: 3 класс - "Ворона и Лисица", 4 класс - "Зеркало и Обезьяна")
После просмотра выступлений проводится обсуждение:
- Ребята, какая инсценировка вам больше понравилась?
- Удалось ли артистам передать характер героев?
- Выступление кого из артистов вам больше понравилось, почему?
8.2. Просмотр видеозаписи мультфильма по мотивам басни "Стрекоза и Муравей".
- Мы увидели басни на сцене, а сейчас предлагаем вам посмотреть басню И.А.Крылова на экране. Вашему вниманию предлагается мультфильм, снятый по мотивам басни "Стрекоза и Муравей".
Просмотр мультфильма.
Обсуждение.
8.3. Басни И.А.Крылова в изобразительном искусстве.
- Басни И.А.Крылова нашли своё отражений и в изобразительном искусстве. Вашему вниманию предоставляются репродукции художников к басням "Слон и Моська", "Волк на псарне", "Волк и ягненок" и др.
-На уроках рисования ребята в своих рисунках тоже отразили сюжеты из басен Крылова. Давайте рассмотрим и их.
Просмотр выставки рисунков учащихся.
Обсуждение.
- Какой из рисунков больше понравился?
- Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?
9. Подведение итогов.
- Ребята, заинтересовало вас творчество И.А.Крылова?
Посмотрите на выставку книг И.А.Крылова. Мы сегодня говорили только о малой доле его творчества. Если у вас возникло желание, вы можете после окончания конференции взять любую книгу с выставки и прочитать её.
Вы сегодня активно участвовали в нашей конференции, в качестве вознаграждения мы угощаем всех участников шоколадом "Басни Крылова".
Используемая литература.
- Библиографический словарь русских писателей.
- И.А.Крылов. Басни.