Цели:
- Обучать умению составлять связный письменный текст исходя из увиденного на прогулке.
- Развивать умение определять основную мысль текста, составлять план текста и умение работать с памяткой.
- Способствовать умению работать в парах, микрогруппах.
Оборудование: для учащихся: "Памятка для работы над сочинением".
Перед уроком необходимо провести прогулку по парку, лесу, пруду.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Подготовка к сочинению. Беседа по увиденному на прогулке.
- Расскажите, какая погода стояла во время нашей прогулки по парку?
- Как выглядел парк? Какими цветами разукрасила осень деревья, траву?
- Какое дерево вам показалось самым нарядным? С чем (кем) вы его можете сравнить?
- Каким вы увидели пруд?
III. Обсуждение темы сочинения. Постановка учебной задачи.
- Прочитаем памятку работы над сочинением.
"Памятка для работы над сочинением":
- Определи тему текста.
- Определи главную мысль.
- Составь план текста.
- Подбери наиболее яркие слова и выражения, которые помогут точно раскрыть тему и главную мысль текста.
- Напиши пробный текст.
- Прочитай и проверь.
- Перепиши текст в тетрадь.
- О чем самом главном вы хотите рассказать в сочинении?
- Как будет называться сочинение? Почему?
- Чему будем учиться при работе над сочинением?
IV. Определение структуры текста (используя работу по памятке)
- О чем расскажите во вводной части?
- Как начнете сочинение?
- О чем напишите в основной части?
- О чем напишите в каждой маленькой части? (о деревьях, о водоеме, о птицах)
- Как закончить сочинение?
- Итак, что мы сейчас составили? (план)
- Озаглавьте каждую часть самостоятельно.
- Посмотрите по памятке какую работу вы будете выполнять дальше.
V. Орфографическая подготовка. (Уточняются прилагательные, которые помогут наиболее точно и ярко передать краски осени, объясняется их правописание)
VI. Запись пробного текста выполняется по желанию детей (с помощью учителя, в паре или в микрогуппах)
VII. Чтение пробных сочинений и запись в тетрадь. (если не успеваем на этом уроке, то записываем на следующем)
VIII. Итог урока:
- Чему учились на уроке?
- Что необходимо сделать, чтобы написать такое сочинение?