Урок физики в 11-м классе "Электромагнитное излучение"

Разделы: Физика


Тип урока: обобщение и углубление знаний.

Цели и задачи урока:

  • Повторить пройденный материал по теме и проверить знания учащихся по узловым вопросам темы с целью формирования диалектико - материалистического мировоззрения учащихся, познакомить их со структурой физической теории и обобщать знания на ее основе;
  • Развивать умения школьников применять знания при решении задач и обсуждении теоретических вопросов при тестировании;
  • Ознакомить учащихся о влиянии естественных и искусственных электромагнитных волн на здоровье человека;
  • Продолжить формирование умений самостоятельно готовить сообщения, создавать презентации в электронном виде, подбирать литературу, устанавливать главное, ставить опыты.

Оборудование: раздаточный материал (тесты), таблица "Шкала электромагнитных волн", компьютер, мультимедийный проектор, набор по изучению свойств электромагнитных волн.

ПЛАН УРОКА

Этапы урока. Приемы и методы.

I. Постановка задач урока. Сообщение учителя

II. Обобщение материала. Запись на доске

Вопросы: Фронтальный опрос.

1. Что такое электромагнитная волна?

2. Что такое скорость распространения волн?

3. Каковы свойства электромагнитных волн?

4. Используются ли значения этих свойств в жизни и технике?

5. Какое свойство волны называют поляризацией?

6. В чем состоит принцип радиосвязи?

7. Что такое модуляция?

8. Какую роль в радиосвязи играет детектирование?

9. Каким сигналом модулируются излучаемые высокочастотные электромагнитные волны?

10. В чем различие радио и телесвязи?

Задачи: Индивидуальное решение качественных задач

1. Как определить длину электромагнитных волн, используя метод стоячей волны?

2. Изменится интерференционная картина, если в область распространения волны вносить разные объекты: картон, металл? Можно ли этот опыт использовать на производстве?

3. Какова причина помех радиоприемнику от проходящего вблизи трамвая?

4. Почему транзисторный приемник реагирует на выключение утюга из розетки?

5. Будет ли работать приемник, если детектор включить в противоположном направлении?

Экспериментальное задание. Опережающее задание.

1. Как экспериментально доказать, что электромагнитные волны затухают?

2. Даны две коробки приблизительно одинакового веса и размера. Экспериментально определить, в какой из них и как расположена пластина из алюминия?

III. Контроль знаний

Тестирование Дифференцированное задание (1-4 на "3", 5-8 на "4", 9-12 на "5")

I вариант.

1.Что такое электромагнитная волна?

А. распространяющееся в пространстве магнитное поле.

Б. распространяющееся в пространстве электрическое поле.

В. распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле.

2. С какой скоростью распространяется электромагнитное взаимодействие в вакууме?

А. с > 3 x 108 м/с, с <3 x 108 м/с, с = 3 x 108 м/с.

3. Имеются ли существенные различия между условиями распространения радиоволн на Земле и на Луне?

А. имеются, так как на Луне отсутствует ионосфера.

Б. не имеются, так как явления дифракции и интерференции проявляются одинаково и на Луне и на Земле.

В. Имеются, так как на Луне отсутствует атмосфера .

4. Какое свойство электромагнитных волн используется в радиолокаторе?

А. дифракция.

Б. интерференция.

В. Преломление.

Г. Отражение.

5. Как изменится мощность электромагнитных волн, излучаемых колебательным контуром, если емкость колебательного контура увеличить в 4 раза?

А. уменьшится в 4 раза.

Б. увеличится в 2 раза.

В. увеличится в 4 раза.

6. Какова взаимная ориентация векторов В, Е, V?

А. все три вектора взаимно перпендикулярны.

Б. вектор В совпадает с вектором Е и перпендикулярен вектору V.

В. Вектор В совпадает с вектором V, но перпендикулярен вектору Е.

7. Как меняется скорость распространения электромагнитных волн при переходе из вакуума в среду?

А. увеличивается.

Б. уменьшается.

В.остается неизменной.

8. Какие явления происходят во время радиоприема в цепи детектора?

А. возникают механические колебания звуковой частоты.

Б. возникают звуковые волны.

В. высокочастотные модулированные колебания преобразуются в тон звуковой частоты.

9.Чему равно расстояние от Земли до Луны, если при ее радиолокации отраженный радиоимпульс возвратился на землю через 2,56 секунд от начала его посылки?

А. 192 000 км.

Б. 384 000 км.

В. 768 000 км.

10. В каком направлении в вибраторе Герца излучаются электромагнитные волны с максимальной интенсивностью?

А. в направлении, перпендикулярном оси вибратора.

Б. вдоль оси.

В. одинаково во всех направлениях.

11. Какое преобразование энергии происходит при работе телефона?

А. механическая энергия преобразуется в электрическую.

Б. электрическая энергия преобразуется в механическую.

В. никаких преобразований энергии не наблюдается.

12. От чего в основном зависит излучающая способность простого колебательного контура?

А. от размеров антенны.

Б. от частоты электромагнитных колебаний.

В. от погодных условий.

IV. Презентация по теме: "Влияние естественных и искусственных электромагнитных волн на здоровье человека" (см. Приложение). [сообщение учащегося]

V. Итоги урока.

А. заключительное слово учителя.

Б. оценки за урок.

В. домашнее задание: повторить из 9 класса  29, 30.