Тема: “Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в географических названиях”.
Цель:
1. Познакомить учащихся с написанием географических названий с заглавной буквы; продолжить работу по формированию умения делить слова на слоги, ставить ударение.
2. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, кругозор, умение Слушать товарищей, работать в группах.
3. Повышать интерес к чтению.
4. Продолжить работу по формированию здорового образа жизни.
Оборудование: тетрадь для печатания, карточки с заданиями, карточки с буквами, цветные карандаши, географическая карта мира, картинки с изображениями гриба, ослика, рыбы.
Ход урока
1.Физминутка.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
(Встаем на массажные коврики)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До горы мы добежим.
Стоп. Немножко отдохнем
И опять пешком пойдем.
2. Актуализация знаний.
- Интересно, куда же мы отправимся?
Посмотрите на карту. Вот это место, куда мы с вами отправляемся.
- Кто сможет прочитать его название? (Индия)
- Что обозначает слово Индия? (Название страны)
Обратите внимание, с какой буквы написано название страны. (Буква И – заглавная)
- А в какой стране мы живем?
- Какие страны вы еще знаете?
3. Открытие нового.
- Интересно, а с заглавной буквы мы будем писать название только Индии, или название всех стран?
Мы с вами говорили о названиях стран, а это географические названия.
-Значит, с какой буквы мы будем писать географические названия?
Какая будет тема нашего урока?
Чему мы должны научиться?
- Как вы думаете, как его зовут?
Давайте разгадаем ребус и узнаем имя нашего проводника. (Игорь)
(Разгадываем слово по первым буквам в названиях предметов, изображенных на картинках).
- А кто догадался, почему именно он будет нашим проводником? (Имя начинается с И)
4. Работа в тетрадях для печатания.
Напечатайте имя нашего проводника.
Напечатайте 2 раза заглавную и строчную буквы И, и.
Игорь
И и И и
Пока мы разгадывали ребус, дорога привела нас в горы.
- Ой, а тут какой-то листочек. Давайте перевернем его.
(Игорь переворачивает листок.)
Дети читают задание.
Напечатайте название гор, лежащих на границе Индии.
- А вы знаете, как называются эти горы?
Эти горы называются Гималаи.
- Как же нам написать это слово?
- Как вы думаете, гор на Земле много?
- А все они называются Гималаи?
Название гор – это географические названия.
- А с какой буквы нужно писать географические названия?
- С какой буквы будем писать название гор Гималаи?
Напишите его в тетради.
Найдите гласные, поставьте под ними красным карандашом точки.
- Сколько в этом слове слогов?
Разделите его на слоги и поставьте ударение.
С какой буквы мы пишем географические названия?
5. Физминутка.
Закройте глаза и послушайте меня. Самая высокая гора в Гималаях – Эверест. Ее высота – 8 км 848м. Представьте, что мы забрались на эту вершину. В горах очень тяжело дышать. Давайте немножко подышим горным воздухом.
“Ладошки” (на правильное дыхание).
6. Продолжение работы по теме.
Посмотрите вниз.
- Что это там виднеется? Да это же индийский город. Бежим к нему.
А тут еще одно задание.
(Игорь переворачивает листок.)
Дети читают задание.
Собери слова.
Встаем, подходим ко 2 парте каждого ряда. На парте лежат буквы, из которых нужно сложить слова. Пока я считаю до 10, вам нужно сложить слова, подойти к доске и построиться, держа буквы в руках, так, чтобы мы смогли прочитать получившиеся слова.
- Что эти слова называют?
- А с какой буквы они написаны? Почему?
- Так с какой буквы нужно писать географические названия?
Столица Индии – город-порт Дели.
А вот и индийская река. А как она называется? Что-то никак не пойму. Странно написано название реки.
Г ганг
г
- Как правильно написать название реки? Почему?
7. Физминутка.
“Зеркало” - учитель показывает движения, а дети повторяют.
8. Работа с текстом.
Отправляемся в плавание.
Но, чтобы сесть на корабль нужно выполнить еще одно задание.
(Игорь переворачивает листок.)
Дети читают задание.
Прочитать в “Азбуке” рассказ “Названия русских рек”.
Откройте “Азбуку” на стр. 51.
Рассмотрите рисунок.
- Что интересного увидели?
- О чем будем читать рассказ?
Читаем по одному предложению и отвечаем на вопросы.
- А у рек есть имена?
- А вы знаете, как реки получили свои имена?
- Почему ученые не всегда могут разгадать тайну названия рек?
- Что обозначают названия рек: Волга, Ока, Обь, Кама?
Мы прочитали об образовании названий крупных рек.
- А как получили свои названия маленькие реки?
Об этом вы узнаете прочитав дома рассказ до конца.
9. Итог.
Что интересного было на уроке?
Что нового узнали?
С какой буквы нужно писать географические названия?