Урок по обучению грамоте "Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в географических названиях" (Программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: “Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в географических названиях”.

Цель:

1. Познакомить учащихся с написанием географических названий с заглавной буквы; продолжить работу по формированию умения делить слова на слоги, ставить ударение.

2. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, кругозор, умение Слушать товарищей, работать в группах.

3. Повышать интерес к чтению.

4. Продолжить работу по формированию здорового образа жизни.

Оборудование: тетрадь для печатания, карточки с заданиями, карточки с буквами, цветные карандаши, географическая карта мира, картинки с изображениями гриба, ослика, рыбы.

Ход урока

1.Физминутка.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
(Встаем на массажные коврики)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До горы мы добежим.
Стоп. Немножко отдохнем
И опять пешком пойдем.

2. Актуализация знаний.

- Интересно, куда же мы отправимся?

Посмотрите на карту. Вот это место, куда мы с вами отправляемся.

- Кто сможет прочитать его название? (Индия)

- Что обозначает слово Индия? (Название страны)

Обратите внимание, с какой буквы написано название страны. (Буква И – заглавная)

- А в какой стране мы живем?

- Какие страны вы еще знаете?

3. Открытие нового.

- Интересно, а с заглавной буквы мы будем писать название только Индии, или название всех стран?

Мы с вами говорили о названиях стран, а это географические названия.

-Значит, с какой буквы мы будем писать географические названия?

Какая будет тема нашего урока?

Чему мы должны научиться?

- Как вы думаете, как его зовут?

Давайте разгадаем ребус и узнаем имя нашего проводника. (Игорь)

(Разгадываем слово по первым буквам в названиях предметов, изображенных на картинках).

- А кто догадался, почему именно он будет нашим проводником? (Имя начинается с И)

4. Работа в тетрадях для печатания.

Напечатайте имя нашего проводника.

Напечатайте 2 раза заглавную и строчную буквы И, и.

Игорь

И и И и

Пока мы разгадывали ребус, дорога привела нас в горы.

- Ой, а тут какой-то листочек. Давайте перевернем его.

(Игорь переворачивает листок.)

Дети читают задание.

Напечатайте название гор, лежащих на границе Индии.

- А вы знаете, как называются эти горы?

Эти горы называются Гималаи.

- Как же нам написать это слово?

- Как вы думаете, гор на Земле много?

- А все они называются Гималаи?

Название гор – это географические названия.

- А с какой буквы нужно писать географические названия?

- С какой буквы будем писать название гор Гималаи?

Напишите его в тетради.

Найдите гласные, поставьте под ними красным карандашом точки.

- Сколько в этом слове слогов?

Разделите его на слоги и поставьте ударение.

С какой буквы мы пишем географические названия?

5. Физминутка.

Закройте глаза и послушайте меня. Самая высокая гора в Гималаях – Эверест. Ее высота – 8 км 848м. Представьте, что мы забрались на эту вершину. В горах очень тяжело дышать. Давайте немножко подышим горным воздухом.

“Ладошки” (на правильное дыхание).

6. Продолжение работы по теме.

Посмотрите вниз.

- Что это там виднеется? Да это же индийский город. Бежим к нему.

А тут еще одно задание.

(Игорь переворачивает листок.)

Дети читают задание.

Собери слова.

Встаем, подходим ко 2 парте каждого ряда. На парте лежат буквы, из которых нужно сложить слова. Пока я считаю до 10, вам нужно сложить слова, подойти к доске и построиться, держа буквы в руках, так, чтобы мы смогли прочитать получившиеся слова.

- Что эти слова называют?

- А с какой буквы они написаны? Почему?

- Так с какой буквы нужно писать географические названия?

Столица Индии – город-порт Дели.

А вот и индийская река. А как она называется? Что-то никак не пойму. Странно написано название реки.

Г ганг

г

- Как правильно написать название реки? Почему?

7. Физминутка.

“Зеркало” - учитель показывает движения, а дети повторяют.

8. Работа с текстом.

Отправляемся в плавание.

Но, чтобы сесть на корабль нужно выполнить еще одно задание.

(Игорь переворачивает листок.)

Дети читают задание.

Прочитать в “Азбуке” рассказ “Названия русских рек”.

Откройте “Азбуку” на стр. 51.

Рассмотрите рисунок.

- Что интересного увидели?

- О чем будем читать рассказ?

Читаем по одному предложению и отвечаем на вопросы.

- А у рек есть имена?

- А вы знаете, как реки получили свои имена?

- Почему ученые не всегда могут разгадать тайну названия рек?

- Что обозначают названия рек: Волга, Ока, Обь, Кама?

Мы прочитали об образовании названий крупных рек.

- А как получили свои названия маленькие реки?

Об этом вы узнаете прочитав дома рассказ до конца.

9. Итог.

Что интересного было на уроке?

Что нового узнали?

С какой буквы нужно писать географические названия?