Плохой хозяин растит сорняк,
хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
дальновидный воспитывает работников.
Японская мудрость.
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа – важнейшее звено непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.
Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в течение длительного времени, руководители методической службы в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом.
Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
Цели методической службы школы
- удовлетворение потребностей педагогов в организации профессиональной деятельности
- “выращивание”, формирование потребностей педагогов, находящихся в зоне их ближайшего профессионального развития
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов как основание для осмысления реализации идей современного образования
- научно-методическое обеспечение условий инновационной работы педагогов
Основные задачи внутришкольной методической службы
- целенаправленная подготовка руководителей различных педагогических объединений к работе по созданию системы непрерывного образования педагогов
- обеспечение социальной защиты учителя через механизм аттестации педагогических кадров
- создание системы методических услуг в соответствии с потребностями педагогов по основным вопросам обновления школы
- развитие педагогического творчества, повышение квалификации педагогических работников
- трансляция результатов научных исследований и педагогического опыта в работу образовательных учреждений
- создание условий для научно-практической работы педагогов в режиме инновационной деятельности учебного заведения
- информационное обеспечение педагогов в соответствии с их потребностями
- внедрение в практику работы учреждений образования образовательных стандартов и их научно-методическое сопровождение
Требования при определении цели и задач методической службы можно сформулировать следующим образом: учет особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, традиций школы, профессиональной квалификации педагогических работников.
В общеобразовательных учреждениях цели и задачи методической службы тесно связаны с системой внутришкольного управления. Если есть управленческая служба, значит должны быть и управленческие технологии. В книге М.М.Левина “Технологии профессионального педагогического образования” подробно представлены технологии профессиональной подготовки педагога, разные формы, методы, пути совершенствования профессионального мастерства педагогов.
Наиболее эффективными для нас в школе являются:
- педагогические советы;
- семинары-практикумы;
- ролевые игры, деловые игры;
- теоретические семинары;
- круглые столы;
- педагогические чтения;
- методические планерки;
- микроисследования;
- заседания предметных кафедр;
- мастер-классы;
Далее я представлю механизм реализации одной из задач школы через конкретные формы работы методической службы.
Методическая тема нашей школы звучит так: “Развитие личности ученика и учителя в условиях реализации гимназического и профильного образования”. В 2007-2008 учебном году в рамках этой общей темы мы работали над подтемой “Формирование ключевых компетенций”. В следующей таблице представлены по месяцам направления деятельности и тематика тех мероприятий, которые были проведены нами в рамках темы.
№ п/п | Когда было проведено мероприятие | Направление деятельности | Тематика |
1. | Сентябрь 2007 | Микроисследование | Выявление и описание типичных затруднений учащихся в формировании общеучебных умений и навыков |
2. | Сентябрь 2007 | Микроисследование | Система профессиональных компетенций учителя |
3. | Сентябрь 2007 | Практическая деятельность | Разработка характеристики и классификации особенностей формирования ключевых компетенций учащихся второй и третьей ступеней обучения |
4. | Сентябрь 2007 | Методическая планерка | Проведение мониторинга “Проблемное поле формирования ключевых компетенций учителя” |
5. | Октябрь 2007 | Семинар | Концептуальные основы процесса формирования ключевых компетенций обучающихся |
6. | Октябрь 2007 | Методическая планерка | Методика мониторинга по определению качества и уровня сформированности компетенций у ученика |
7. | Октябрь 2007 | Заседание предметных кафедр | 1. Введение в практику работы школы
технологии развития способностей и компетенций
учащихся. 2. Практико-ориентированные подходы к учету учебных достижений обучающихся |
8. | Ноябрь 2007 | Микроисследование | Выявление социально-педагогических условий эффективности формирования ключевых компетенций учащихся, анализ произошедших с учениками изменений |
9. | Ноябрь 2007 | Педсовет | Формирование ключевых компетенций
обучающихся в системе гимназического и
профильного образования. Цель: определение общей стратегии формирования ключевых компетенций учащихся, разработка интегративной модели ключевых компетенций, апробация ее в практической деятельности. |
10. | Декабрь 2007 | Деловая игра | Показатели сформированности ключевых компетенций учащихся второй и третьей ступени (модельное представление) |
11. | Декабрь 2007 | Проблемно-деятельностная игра | Модель конкурентноспособного выпускника – лидера ХХI века |
12. | Декабрь 2007 | Тематический контроль | Введение в практику работы школы технологии развития способностей и компетенций обучающихся |
13. | Январь 2008 | Смотр кабинетов | Создание системы мониторинга развития способностей и компетенции обучающихся |
14. | Январь 2008 | Тематический контроль | Современные технологии, реализуемые в практике профильного обучения |
15. | Сентябрь 2008 | Аналитическая деятельность | Анализ актуального уровня компетенций учителей школы |
16. | Октябрь 2008 | Мастер-класс | Формирование ключевых компетенций обучающихся в системе гимназического образования |
17. | Октябрь 2008 | Мастер-класс | Способы повышения уровня взаимодействия субъектов процесса формирования ключевых компетенций |
18. | Ноябрь 2008 | Микроисследование | Выявление социально-педагогических условий эффективности формирования ключевых компетенций учащихся, анализ произошедших с учащимися изменений |
19. | Ноябрь 2008 | Педагогические чтения | Создание условий для совершенствования надпредметной компетенции учителя, его самореализации развития способностей |
20. | Ноябрь 2008 | Аналитическая деятельность | Анализ качества и уровня сформированности компетенций у учащихся |
21. | Декабрь 2008 | Тематический контроль | Введение в практику работы школы технологии развития способностей и компетенций обучающихся |
22. | Январь 2009 | Семинар-практикум | Повышение психологической компетентности педагогов школы, обучение управлению конфликтными ситуациями |
В декабре 2007 года в школе были проведены две игры: “Показатели сформированности ключевых компетенций учащихся второй и третьей ступени (модельное представление)” и “Модель конкурентноспособного выпускника – лидера ХХI века”.
Учителям был предложен определенный набор качеств, например, порядочность, наличие собственных убеждений, любознательность, чувство товарищества, искренность, интеллектуальная развитость, уравновешенность, чувство юмора, умение критически мыслить, независимость, организованность, предприимчивость, социальная адаптация и т.д. Нужно было этот набор проранжировать в порядке важности, разделив на две группы – хороший ученик и успешный ученик. Поразительно, что в результате эти две группы практически не совпадают.
Затем были предложены личностные модели выпускников второй и третьей ступеней обучения.
Методическую работу в школе следует рассматривать как систему. И как любая развивающаяся система, она вбирает в себя ряд взаимосвязанных компонентов:
- потребности, цели, задачи;
- действия по отбору содержания, выбору методов, средств;
- результат;
- рефлексия.
Невнимание хотя бы к одному из этих компонентов разрушает целостность внутришкольной методической работы, снижает ее эффективность.