Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Модуль: Художественная обработка материалов.
Класс: 7.
Тип урока: комбинированный – формирование новых знаний и умений.
Цели урока:
- Обучающая – познакомить учащихся с техникой филейного вязания крючком, способствовать формированию и развитию умений и навыков в чтении и составлении схемы для филейного вязания с использованием электронных таблиц Excel.
- Развивающая – способствовать развитию творческого воображения учащихся, самостоятельности, познавательного интереса к предмету.
- Воспитательная – способствовать формированию у учащихся культуры труда, эстетического вкуса.
Методы обучения:
- Объясинтельно-иллюстративный – рассказ, объяснение, демонстрация слайдов, работа с инструкционными картами.
- Частично-поисковый – беседа, самостоятельная работа.
- Выполнение практической работы.
Оснащение урока:
компьютер, презентация, образцы изделий в технике филейного вязания крючком, схемы для филейного вязания, инструкционные карты.
Ход урока
I. Организационные моменты.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала.
III. Актуализация знаний.
Вязание крючком – очень доступный вид рукоделия. Немного фантазии и можно получить оригинальные вещи.
Вспомним основные принципы вязания. Как правильно нужно держать крючок в руке? С чего начинают вязание крючком?
Во многих узорах применяются полустолбики, столбики без накида и столбики с накидом. Они имеют свои условные обозначения (Приложение, слайд 13). Как вы думаете, для чего необходимы эти условные обозначения? С помощью этих условных обозначений легко составить схему для вязания или прочитать её в журнале, книге и выполнить по ней соответствующее изделие.
IV. Изучение нового материала.
Узоров для вязания крючком очень много. Одним из распространенных способов вязания является филейное (Приложение, слайды 14-16).
Филейное вязание – это чередование пустых и заполненных ячеек. Чередуются воздушные петли и столбики с накидом, которые и создают клетки. Пустые клетки образуют вязаную сетку. С помощью заполненных клеток можно составить различные узоры. В заполненной клетке вместо воздушной петли вяжут столбик с накидом. Схему нужно читать снизу вверх. Обычно нечетные ряды читают справа налево, а четные – слева направо.
В технике филейного вязания можно выполнить много необычных и оригинальных вещей: салфетки, накидки, дорожки, детскую, женскую и мужскую одежду, различные виды декоративной каймы и другое (Приложение, слайды 17-21). Нужно отметить, что у всех народов Поволжья (русских, татаров, чувашей, мордвы) широко использовалось филейное вязание крючком для выполнения каймы, штор (занавесок), накидок, шапочек и т.д.
Сейчас вязание крючком также востребовано. У нас в городе создано несколько трикотажных салонов, где выполняют на заказ одежду и аксессуары.
Эскиз и схему рисунка для филейного вязания можно выполнить на бумаге в клетку. Но, используя современные компьютерные технологии, этот процесс можно намного упростить и затратить меньше времени. Мы будем использовать электронные таблицы Excel.
V. Практическая работа.
При работе на компьютере необходимо соблюдать правила техники безопасности:
- Сидите за компьютером прямо, не напрягаясь.
- Не нажимай те на клавиши резко и не используйте для этого посторонние предметы.
- Не трогайте соединительные провода и не прикасайтесь к задним стенкам устройства.
- При возникновении необычной ситуации с компьютером (мигание, потрескивание, запах, гул) незамедлительно сообщите о ней учителю.
- Соблюдайте безопасное для глаз расстояние до экрана монитора – 50 см.
- Время непрерывной работы за компьютером – не более 30 мин.
Создание схемы для филейного вязания крючком
Рисунок 1.
- Изменяя ширину столбца и высоту строки, преобразовать электронные таблицы в сетку. Для этого: выделить с1-ой по 56-ую строку, в меню Формат выделить: строка – высота строки 12,75, столбец – ширина столбца 1,75. Чтобы сохранить сетку, в подменю Границы щёлкните Все границы.
- Выделить клетку на сетке и залить черным цветом. Затем, выделяя клетки и заливая их в различных направлениях, можно создать любой рисунок. Процесс создания рисунка можно ускорить, выделяя одновременно несколько клеток, а затем заливая их одновременно.
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Задание на дом.
Выполнить эскиз рисунка для салфетки.
VII. Подведение итогов работы.
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, выставить оценки.