Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "В лесной полосе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательная:

  • дать представление о природе лесной полосы;
  • познакомить с видом лесной полосы, её делением на тайгу и смешанные леса.

2. Воспитательная:

  • показать красоту леса, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта «Природные зоны России», иллюстрации с изображением тайги и смешанных лесов, гербарий, знаки «Правила поведения в природе», выставка книг о лесе, магнитофонная запись «Голоса птиц», рисунки деревьев.

Ход урока

I. Организация класса

Учитель: Сегодня у нас урок окружающего мира. Заслушаем дежурного синоптика.

II. Прогноз погоды

Учитель: Ребята, вы любите ходить в гости? К кому можно сходить? Мы сегодня отправимся в гости в один необычный дом. Угадайте в какой?

(Звучит запись «Голоса птиц».)

Дом со всех сторон открыт,
Дом резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
(Лес)

Учитель: А как вы догадались?

Ученик: В лесу, как и в домах, есть этажи – ярусы.

III. Проверка домашнего задания

Задание 1. Пронумеруй растения в порядке смены ярусов в лесу.

Калина
Осина
Трава, цветы

Задание 2. Рассели растения и животных леса по ярусам. Орешник, калина, малина, ландыш, земляника, заяц, белка, иволга, мышь, кабан, дятел, волк, снегирь, бабочка, стрекоза. (Е. Е. Морозова. Природоведение: тетрадь с печатной основой для учащихся 3-го класса.- Саратов: «Лицей», 2001.)

IV. Объяснение нового материала

Учитель: Сегодня мы продолжим с вами изучать лес. Узнаем, на какие части делится лес. Увидим его красоту, научимся бережно относиться к природе.

Тема урока «В лесной полосе»

(Работа с картой.)

Учитель: Лесная зона тянется от западных границ нашей страны на восток. Она занимает 1/3 территории России. Но это не значит, что вся территория покрыта сплошными лесами, здесь много водоёмов, лугов. Немалую часть люди вырубили, чтобы построить города и посёлки, железные дороги, создали поля и сады.

В этой природной зоне различают три части – самая большая часть – это тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом; дальше смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.

Давайте совершим путешествие в лес по тропинке и постараемся рассмотреть и узнать много нового и интересного о нашем зелёном друге.

Лесовичок: Стоп-стоп! Сюда нельзя войти, пока не скажите, как нужно здесь себя вести!

Учитель: Давайте вспомним ребята:

  • не разоряй птичьи гнёзда;
  • не ломай ветки кустарников и деревьев;
  • не рви цветы;
  • не лови стрекоз, бабочек;
  •  не бери в лес собаку;
  •  не трогай животных, не уноси их домой;
  •  не вытаптывай в лесу траву и ходи по тропинкам.

Лесовичок: Я доволен. Правила вы знаете. А выполняете ли вы их? Тогда я рад пригласить вас к себе в гости. (Начальная школа//под ред. В.Г. Горецкого. 1995. № 4.  С. 35.)

Учитель: В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, растут менее требовательные к теплу растения – хвойные деревья.

Густые труднопроходимые хвойные леса называются тайгой.

Кроме деревьев растут и мелкие кустарнички – брусника, черника. В еловом лесу нежные травы, которые не выносят яркого света – кисличка. Её листики кислые на вкус, отсюда и название. Она цветёт белыми цветами. Благодаря окраске цветов её лучше замечают насекомые-опылители. И зелёным ярким ковром покрывают почву мхи. Еловые леса пропускают мало света, поэтому в них царит полумрак. Наше путешествие начнётся с хвойного леса.

(Показ иллюстрации.)

Учитель: А лес наш волшебный. Деревья сами что-то говорят о себе.

(Рассказ подготовленного ученика, сопровождающийся показом рисунков.)

Ученик 1:

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Я ель. Ель дерево теневыносливое. В высоту ели достигают 300 м. Живут 200-500 лет. Хвоя опадает каждые 5-7 лет, но не вся сразу. Видели, как я цвету? Я сама умею украшаться, не зимой, а весной. С пятнадцатилетнего возраста на мне появляется много красных цветов. Но цвету я недолго, на их месте образуются шишки. Из ели получают бумагу, лекарства, кожу, музыкальные инструменты.

Учитель: А теперь тропинка повела нас дальше, и мы повстречали другое дерево.

Ученик 2:

У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке.
(Сосна)

Сосна - дерево скала. Высота 40-80 метров. Могу расти на голых скалах, у меня длинные корни и я могу доставать влагу из глубины. Голодно мне раскину корни и найду пищу по соседству. Из моей хвои получают настои. Воздух сосны целебный, полезный. В сосновых лесах строят санатории. Из сосны получают бумагу, кожу, лекарства.

Учитель: Повела тропинка нас дальше по сибирской тайге.

Ученик 3:

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки
Но в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)

Народ называет лиственницу королевой сибирских лесов. Осенью золотые хвоинки опадают на землю, отсюда и название дерева.

Древесина лиственницы не гниёт, а со временем становится всё твёрже, как бы каменеет. Живёт дерево 400-500 лет. Используют в судостроении, кораблестроении.

Учитель: К югу на смену тайге приходит смешанный лес. Зима в таком лесу мягче. Лес теряет свою таёжную угрюмость и становится всё светлее и веселее, почва плодороднее.

(Показ иллюстрации.)

Там вместе с хвойными деревьями растут и широколиственные деревья. Иногда лес прерывается полянкой. И я вам предлагаю сделать привал.

Физминутка

Меж еловых мягких лап
Дождик кап-кап-кап.
Где сучок давно засох
Вырос мох-мох-мох.
Где листок к листку прилип
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашёл его друзья?
Это я, я, я!

(Показ грибочка.)

Учитель: Итак, представьте, что тропинка вывела нас в смешанный лес. И мы подходим к следующему дереву.

Ученик 4:

Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Я берёзка-красавица с этим никто не спорит. Могу расти на любой почве. Мне везде хорошо. Берёза – удивительное дерево. Можно весь свет обойти, а такого дерева не найти, у меня единственная в мире белая кора. Разве не чудо! Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин, он-то и придаёт окраску. Поверх белого ствола вытянуты тёмные полосы – чечевички. Береста не пропускает воду и газы, а через чечевички внутрь ствола поступает кислород. Если поранишь ствол, из меня начинает сочиться сок. Это очень опасно для меня, через ранку попадают вредные микробы. Из берёзы делают фанеру, мебель, плетут корзины, лукошки, когда не было электричества, избы освещались берёзовой лучиной. Больных исцеляли отварами, а на моей коре когда-то даже писали.

Учитель: На нашем пути новое дерево.

Ученик 5:

Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит.
(Осина)

Покрытые зеленоватой горькой корою, деревья кажутся живыми существами – они точно шепчутся и переговариваются между собой. Там и тут видны под ними красноватые шляпки подосиновиков. Корою молодых осинок кормятся зайцы и лоси. Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно они растут рядом с берёзами и тёмными елями.

Учитель: На нашем пути новое дерево.

Ученик 6: Я ничем неприметное деревце, невысокое с тонким и часто кривым стволом. Но это на первый взгляд. У ольхи много интересных особенностей. Кора у ольхи гладкая, даже если дерево старое. Листья никогда не меняют цвета. Поздней осенью зелёными они так и падают на землю. Листья ольхи богаты азотом. Они обогащают почву, тем более что быстро перегнивают. Ольховые дрова хорошо горят. Древесина у неё необычная – у неё оранжевый оттенок. Из неё получается неплохая мебель.

Учитель: Много кустарников: орешник, жимолость. Много трав: сныть, копытень, зеленчук. А мхов меньше - слой опавших листьев мешает им расти.

Ближе к югу становится ещё теплее, и смешанный лес сменяется широколиственным. Эти леса в основном образованы деревьями с широкими листьями. Тропинка подводит нас к самому могучему дереву.

Ученик 7:

Он из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок он и могуч
Не боится гроз и туч.
(Дуб)

Дуб напоминает человека, прожившего трудную и тяжёлую жизнь. Толстый ствол покрыт тёмной корой и глубокими трещинами. Корни уходят глубоко в землю и поэтому мне не страшны никакие бури. Дубы любят свет. Высота до 55 метров. Самый старый дуб растёт в Литве до 2000 лет. Дубы выделяют много кислорода, поэтому в дубовых лесах хорошо дышится. Древесину применяют в строительстве. Из моих веток получают хорошие банные веники.

Учитель: Подходим к следующему дереву.

Ученик 8: С этого цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. И всё же обижают, шкурку тонкую снимают. (Липа)

Я липа. Листья моего дерева имеют форму сердечка. И, наверное, не зря. Люди любят меня. Мои душистые цветы привлекают пчёл. И какой вкусный получается мёд. В старину делали из древесины ложки и чашки, прялки и ковши, блюдца и веретёна.

Учитель: Мы приближаемся к не менее красивому дереву смешанных лесов - клёну.

Ученик 9: Я клён. Осенью нет красивее дерева, чем клён. Он словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зелёного, жёлтого и оранжевого.

Лесов из клёна не бывает. Но я прекрасно чувствую себя в обществе берёз, осин, дубов. У клёна крепкая древесина. Её применяют в машиностроении. Кларнеты и флейты тоже сделаны из клёна. А из листьев получают чёрную и жёлтую краску. (Я познаю мир: дет. Энцикл.: Растения / Сост. Л.А. Багрова; под общ. Ред. О.Г. Хинн.- М. : АСТ, 1995.)

Учитель: Какова площадь нашего Краснодарского края? (76 тыс. км2). Лес занимает 22% площади края. Возле какой станицы находится Красный лес? (Ивановской)

Лесов на земле много, но надо знать, что ни одно дерево нельзя рубить зря. Об этом гласит пословица:

Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса - посади.

V. Закрепление.

Учитель: К сожалению, мы сейчас не можем выйти и посадить дерево. Но я предлагаю вам, с помощью своих знаний дать жизнь вот этому деревцу. Каждый из вас должен получить листочек за свой ответ и этим оживит наше дерево.

(Ученик за каждый правильный ответ получает листочек, который прикрепляет к стволу дерева.)

- С какой природной зоной познакомились?
- На какие 3 части делится лесная полоса?
- Какой лес мы называем тайгой?
- Какой лес весной одевается, а осенью раздевается?
- Назови дерево «Высокое, стройное с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые» (Сосна)
- Какое особое отличие есть у лиственницы?
- Какое дерево является символом России?
- Плодами, какого дерева являются жёлуди?
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет чудесный аромат?
- Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто в белой пене.
Жаль, что из-за цветов люди ломают ветки.
- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Но не бери её в рот, она ядовитая.
- Вдоль дорог, вдоль тропинок встречают это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо путешественнику.

А теперь решайте задачи.

- Берёза прожила 50 лет, это составило 1/5 продолжительности её жизни. Какова продолжительность жизни берёзы?

Сосна может прожить 600 лет, ель вдвое больше. Сколько проживёт ель?

Осина поглощает за день 66 л воды, а берёза 60 л. На сколько больше поглощает воды осина? (О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М. «Вако». 2006.)

Все листочки прикрепили к дереву.

Учитель: В народе говорят: «Человек прожил жизнь не зря, если посадил хотя бы одно дерево». Будем считать, что мы с вами начали сажать деревья и надеюсь, что ещё продолжим посадку весной.

VI. Итог урока

Учитель: С какой природной зоной познакомились? Как нужно вести себя в лесу?

VII. Домашнее задание

Учитель: Нарисуй лес, в котором хочешь побывать ты.

Литература

  1. Е. Е. Морозова. Природоведение: тетрадь с печатной основой для учащихся 3-го класса.- Саратов: «Лицей», 2001.
  2. Начальная школа//под ред. В.Г. Горецкого. 1995. № 4. С. 35.
  3. Я познаю мир: дет. Энцикл.: Растения/ Сост. Л.А. Багрова; под общ. Ред. О.Г. Хинн.- М.: АСТ, 1995.
  4. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М. «Вако». 2006.