Технология: групповой метод обучения.
Цели урока:
- Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100 и задачи на нахождение периметра прямоугольника.
- Закрепить и расширить знания и умения обработки картона, проволоки.
- Привлечь внимание детей к красоте раннецветущих растений.
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма и взаимопомощи.
- Развивать творческие способности, самостоятельность, аккуратность.
Материалы: цветной картон, бархатная бумага, проволока, пластилин, вата, шаблоны.
Инструменты и приспособления: ножницы, циркуль, карандаш, шило, фартук, клеенка, коробка под мусор. Интерактивная доска для демонстрации иллюстраций.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
(Дети заходят в класс и встают у доски).
а) Деление на группы.
На столе лежат квадраты синего, зеленого, красного и желтого цвета. Дети подходят, берут любой квадратик и садятся за стол, где стоит флажок такого же цвета.
б) Выбор командира.
Каждой группе задаю вопрос. Кто ответит, тот и командир.
- Сколько будет, если взять 5 раз по 100?
- Сколько в 1 м миллиметров?
- Как найти периметр квадрата?
- Сколько сотен в 1000?
в) Под каким девизом будем работать?
В первом пропущенном слове расположите числа в порядке возрастания, во втором – в порядке убывания. Переверните карточки и прочитайте слова. Составьте пословицу. Это и будет наш девиз.
Командиры получают конверты с заданием: «Испортить … – сделать …».
41 35 37 54 26 – «легко» 58 16 92 68 20 34 – «трудно»
Чтение хором девиза: «Испортить легко, сделать трудно».
II. Беседа.
а) Загадка.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)
б) Входит девочка, наряженная Весной, здоровается с ребятами.
- Какое у вас настроение?
- Какая погода сегодня на улице?
- Какое время года наступило?
- Какой сейчас весенний месяц?
- Апрель - замечательный месяц. В апреле запестрели весенние цветы - белые звездочки ветреницы, разноцветные красно-сине-фиолетовые стебельки медуницы. Вот появился первый подснежник.
в) Читает ученик.
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу: погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
г) Почему его так назвали?
- Назовите раннецветущие растения.
- Почему их так назвали? (Цветут до распускания листьев).
Прочитайте названия растений. Эти растения называют раннецветущими. Травянистые раннецветущие растения называют еще и подснежниками. Объясните эти названия.
Обратите внимание, что подземные части раннецветущих растений утолщены. В них еще в прошлом году накопились питательные вещества.
- Какое значение в жизни раннецветущих растений имеют запасы питательных веществ? Что еще нужно этим растениям, чтобы они зацвели?
Вывод: Раннецветущие растения зацветают ранней весной, до распускания листьев на деревьях и кустарниках. Раннее цветение этих растений возможно потому, что в их подземных частях, а у некоторых еще и в стеблях есть запас питательных веществ. От весеннего солнышка стало тепло, а от растаявшего снега в почве накопилась влага, необходимая растениям.
д) Рассмотрите рисунок и скажите, правильно ли поступает Хрюша?
- Почему недовольны пчелки?
- Многие из подснежников занесены в Красную книгу. Причина их исчезновения – интенсивный сбор.
е) А из каких цветов можно составить букет?
- Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений.
ж) Игра «Соотнеси пример с его ответом».
Помогите бабочке сесть на цветок.
- Какое число заблудилось?(6) Почему? (Однозначное). Какое число делится на 5?
- Расположите числа в порядке возрастания.
- Назовите четные числа. Почему?
з) Сколько бабочек и цветков? Чего больше и на сколько?
и) Стихотворение – шутка.
Села бабочка на цветок,
Села бабушка на пенек,
Видит бабочка бабушку,
Не видит бабушка бабочку.
В руках у бабушки спицы.
И бабочка не боится.
- Почему это стихотворение смешное?
- Прочитайте в темпе скороговорки.
- Покажите движениями действия героев. У какой группы получится смешнее?
III. Сообщение цели и задач урока.
- Сегодня мы изготовим букет весенних цветов. Как называется это изделие? Где можно применить эту поделку?
IV. Анализ изделия.
- Из каких материалов выполнена эта поделка?
- Какие инструменты и приспособления нужны для работы?
- Какие (детали) части можно выделить в изделии?
- Определите их назначение, форму, количество, взаимное расположение.
- Как соединяются детали между собой?
- Какие операции нужно выполнить, чтобы получить готовое изделие?
- Какая из них самая трудная?
- Из какой формы бумаги сделана подставка? Найдите на парте зеленый листочек прямоугольной формы. Измерьте длину и ширину прямоугольника. Найдите его периметр. Сколько способов нахождения периметра мы знаем? Какой из них самый рациональный?
Р=15+10+15+10
Р=15х2+10х2
Р=(15+10)х2
- Какое правило мы использовали при нахождении периметра третьим способом? (Вначале выполняем действие в скобках).
- Какую геометрическую фигуру нам нужно взять, чтобы вырезать цветок? Что такое круг? Что нам понадобится? Что имеет окружность? (Радиус). Что такое радиус? (Отрезок, проведенный из центра к окружности). Прочитайте на доске, окружность с каким радиусом вы начертите. (r=3 см) Как из круга сделать цветок?
- Какую форму имеет серединка цветка? Окружность с каким радиусом вы начертите? (r=1см)
V. «Правила рабочего человека».
- ТБ при работе с циркулем, ножницами и шилом.
- Экономия бумаги. (Уместить по три цветка, три кружка и три листочка).
- Экономия времени. (Вырезать сразу три цветка, три кружка и три листочка).
- Не спешить, работать аккуратно.
- Думать, как сделать работу лучше.
«Правила работы в группе».
- Поднимай руку, если хочешь ответить.
- Говори понятно и кратко.
- Выслушивай своих товарищей, не перебивая.
- Сделал сам, помоги товарищу.
VI. Физкультминутка.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.На поляну мы заходим,
Много там цветов находим.
Те цветочки так душисты,
Что не лень нам наклониться.
VII. Работа в группах. Индивидуальная помощь.
Командир распределяет роли и знакомит с планом работы.
План работы.
- Подготовить инвентарь и приспособления для работы.
- Разобрать вопрос о том, как лучше прикрепить проволоку к цветку.
- Распределить в каждой группе, кто какую работу выполняет.
- Самостоятельная работа в группах. Контроль за своими действиями.
- Изготовление изделия.
- Обработка материалов: вырезать зеленый прямоугольник, изготовить «кочку», выложить «снег», изготовить цветы.
- Сборка изделия.
- Подведение итогов внутри каждой группы.
VIII. Проверка выполнения работ. Оценка работ.
- Презентация работ. Выбор лучших. Указать на замеченные достоинства и недостатки в работе.
- Как можно усовершенствовать изделие? Сделать его еще лучше?
- Организация выставки.
IX. Уборка рабочего места.
Х. Итог урока. Рефлексия.
- Легко ли вам работалось в группе?
- Что помогало вам, что мешало?
- Что повторили?
- Все ли принимали активное участие?
- Что нам дает эта работа?
Перед вами лежат геометрические фигуры. Сейчас мы узнаем, кто к нам придет на следующий урок. Будем выполнять задания и выкладывать фигуры.
- Продолжите ряд чисел: 10, 30, 50… Почему? (Через один десяток). Вывод: надо внимательно посмотреть на следующее число и узнать, на сколько оно больше. (Положите перед собой самый большой прямоугольник).
- 43, 22, 84, 11, 13, 55.
Какие это числа? (Двузначные). На какие две группы их можно разбить? (Положите перед собой прямоугольник поменьше).
- Найдите сумму удобным способом: 25+39+75+11= (Положите перед собой треугольник).
- Загадка:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)
- Выложите из геометрических фигур собачку. Чего не хватает? Вырежьте из бумаги узкий прямоугольник. Фломастером нарисуйте глаза (овалы) и носик.
Список использованной литературы.
- «Групповые формы обучения». Деятельность классного руководителя. Минск «Красико – Принт» 2007
- «Форма обучения – групповая работа». Директор школы №6, 1998
- Журнал «Начальная школа»
- «Коммуникационная функция урока» Егоров. Журнал «Народное образование» №5, 2001