Интегрированный урок по математике и конструированию во 2-м классе на тему "Решение примеров и задач. Работа с разными материалами. «Подснежники»"

Разделы: Начальная школа


Технология: групповой метод обучения.

Цели урока:

  • Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100 и задачи на нахождение периметра прямоугольника.
  • Закрепить и  расширить знания и умения обработки картона, проволоки.
  • Привлечь внимание детей к красоте раннецветущих растений.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма и взаимопомощи.
  • Развивать творческие способности, самостоятельность, аккуратность.

Материалы: цветной картон, бархатная бумага, проволока, пластилин, вата, шаблоны.

Инструменты и приспособления: ножницы, циркуль, карандаш, шило, фартук, клеенка, коробка под мусор. Интерактивная доска для демонстрации иллюстраций.

Ход урока

I.  Организационный момент. Психологический настрой.

(Дети заходят в класс и встают у доски).

а) Деление на группы.

На столе лежат квадраты синего, зеленого, красного и желтого цвета. Дети подходят, берут любой квадратик и садятся за стол, где стоит флажок такого же цвета.

б) Выбор командира.

Каждой группе задаю вопрос. Кто ответит, тот и командир.

- Сколько будет, если взять 5 раз по 100?

- Сколько в 1 м миллиметров?

- Как найти периметр квадрата?

- Сколько сотен в 1000?

в) Под каким девизом будем работать?

В первом пропущенном слове расположите числа в порядке возрастания, во втором – в порядке убывания. Переверните карточки и прочитайте слова. Составьте пословицу. Это и будет наш девиз.
Командиры получают конверты с заданием: «Испортить … – сделать …».
41 35 37 54 26 – «легко» 58 16 92 68 20 34 – «трудно»
Чтение хором девиза: «Испортить легко, сделать трудно».

II. Беседа.

а) Загадка.

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)

б) Входит девочка, наряженная Весной, здоровается с ребятами.

- Какое у вас настроение?

- Какая погода сегодня на улице?

- Какое время года наступило?

- Какой сейчас весенний месяц?

- Апрель - замечательный месяц. В апреле запестрели весенние цветы - белые звездочки ветреницы, разноцветные красно-сине-фиолетовые стебельки медуницы. Вот появился первый подснежник.

в) Читает ученик.

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу: погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»

г) Почему его так назвали?

- Назовите раннецветущие растения.

- Почему их так назвали? (Цветут до распускания листьев).

Прочитайте названия растений. Эти растения называют раннецветущими. Травянистые раннецветущие растения называют еще и подснежниками. Объясните эти названия.

Обратите внимание, что подземные части раннецветущих растений утолщены. В них еще в прошлом году накопились питательные вещества.

- Какое значение в жизни раннецветущих растений имеют запасы питательных веществ? Что еще нужно этим растениям, чтобы они зацвели?

Вывод: Раннецветущие растения зацветают ранней весной, до распускания листьев на деревьях и кустарниках. Раннее цветение этих растений возможно потому, что в их подземных частях, а у некоторых еще и в стеблях есть запас питательных веществ. От весеннего солнышка стало тепло, а от растаявшего снега в почве накопилась влага, необходимая растениям.

д) Рассмотрите рисунок и скажите, правильно ли поступает Хрюша?

- Почему недовольны пчелки?

- Многие из подснежников занесены в Красную книгу. Причина их исчезновения – интенсивный сбор.

е) А из каких цветов можно составить букет?

- Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений.

ж) Игра «Соотнеси пример с его ответом».

Помогите бабочке сесть на цветок.

- Какое число заблудилось?(6) Почему? (Однозначное). Какое число делится на 5?

- Расположите числа в порядке возрастания.

- Назовите четные числа. Почему?

з) Сколько бабочек и цветков? Чего больше и на сколько?

и) Стихотворение – шутка.

Села бабочка на цветок,
Села бабушка на пенек,
Видит бабочка бабушку,
Не видит бабушка бабочку.
В руках у бабушки спицы.
И бабочка не боится.

- Почему это стихотворение смешное?

- Прочитайте в темпе скороговорки.

- Покажите движениями действия героев. У какой группы получится смешнее?

III. Сообщение цели и задач урока.

- Сегодня мы изготовим букет весенних цветов. Как называется это изделие? Где можно применить эту поделку?

IV. Анализ изделия.

- Из каких материалов выполнена эта поделка?

- Какие инструменты и приспособления нужны для работы?

- Какие (детали) части можно выделить в изделии?

- Определите их назначение, форму, количество, взаимное расположение.

- Как соединяются детали между собой?

- Какие операции нужно выполнить, чтобы получить готовое изделие?

- Какая из них самая трудная?

- Из какой формы бумаги сделана подставка? Найдите на парте зеленый листочек прямоугольной формы. Измерьте длину и ширину прямоугольника. Найдите его периметр. Сколько способов нахождения периметра мы знаем? Какой из них самый рациональный?

Р=15+10+15+10

Р=15х2+10х2

Р=(15+10)х2

- Какое правило мы использовали при нахождении периметра третьим способом? (Вначале выполняем действие в скобках).

- Какую геометрическую фигуру нам нужно взять, чтобы вырезать цветок? Что такое круг? Что нам понадобится? Что имеет окружность? (Радиус). Что такое радиус? (Отрезок, проведенный из центра к окружности). Прочитайте на доске, окружность с каким радиусом вы начертите. (r=3 см) Как из круга сделать цветок?

- Какую форму имеет серединка цветка? Окружность с каким радиусом вы начертите? (r=1см)

V. «Правила рабочего человека».

  1. ТБ при работе с циркулем, ножницами и шилом.
  2. Экономия бумаги. (Уместить по три цветка, три кружка и три листочка).
  3. Экономия времени. (Вырезать сразу три цветка, три кружка и три листочка).
  4. Не спешить, работать аккуратно.
  5. Думать, как сделать работу лучше.

«Правила работы в группе».

  1. Поднимай руку, если хочешь ответить.
  2. Говори понятно и кратко.
  3. Выслушивай своих товарищей, не перебивая.
  4. Сделал сам, помоги товарищу.

 VI. Физкультминутка.

Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.

На поляну мы заходим,
Много там цветов находим.
Те цветочки так душисты,
Что не лень нам наклониться.

VII. Работа в группах. Индивидуальная помощь.

Командир распределяет роли и знакомит с планом работы.

План работы.

  1. Подготовить инвентарь и приспособления для работы.
  2. Разобрать вопрос о том, как лучше прикрепить проволоку к цветку.
  3. Распределить в каждой группе, кто какую работу выполняет.
  4. Самостоятельная работа в группах. Контроль за своими действиями.
  5. Изготовление изделия.

- Обработка материалов: вырезать зеленый прямоугольник, изготовить «кочку», выложить «снег», изготовить цветы.

- Сборка изделия.

  1. Подведение итогов внутри каждой группы.

VIII. Проверка выполнения работ. Оценка работ.

  • Презентация работ. Выбор лучших. Указать на замеченные достоинства и недостатки в работе.
  • Как можно усовершенствовать изделие? Сделать его еще лучше?
  • Организация выставки.

IX. Уборка рабочего места.

Х. Итог урока. Рефлексия.

- Легко ли вам работалось в группе?

- Что помогало вам, что мешало?

- Что повторили?

- Все ли принимали активное участие?

- Что нам дает эта работа?

Перед вами лежат геометрические фигуры. Сейчас мы узнаем, кто к нам придет на следующий урок. Будем выполнять задания и выкладывать фигуры.

- Продолжите ряд чисел: 10, 30, 50… Почему? (Через один десяток). Вывод: надо внимательно посмотреть на следующее число и узнать, на сколько оно больше. (Положите перед собой самый большой прямоугольник).

- 43, 22, 84, 11, 13, 55.

Какие это числа? (Двузначные). На какие две группы их можно разбить? (Положите перед собой прямоугольник поменьше).

- Найдите сумму удобным способом: 25+39+75+11= (Положите перед собой  треугольник).

- Загадка:

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)

- Выложите из геометрических фигур собачку. Чего не хватает? Вырежьте из бумаги узкий прямоугольник. Фломастером нарисуйте глаза (овалы) и носик.

Список использованной литературы.

  1. «Групповые формы обучения». Деятельность классного руководителя. Минск «Красико – Принт» 2007
  2. «Форма обучения – групповая работа». Директор школы №6, 1998
  3. Журнал «Начальная школа»
  4. «Коммуникационная функция урока» Егоров. Журнал «Народное образование» №5, 2001