Открытый урок литературного чтения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать различные виды речевой деятельности, учить краткому и подробному пересказу.
  • Знакомить с творчеством К.И.Чуковского, воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора.
  • Работать над выразительностью речи детей, интонацией; обучать умению выявлять в  содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое.

Оборудование:

  • Видеопроектор, компьютер, экран.
  • Детские книги с  произведениями К.И.Чуковского.
  • Мяч.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка навыков чтения текстов, которые читали на предыдущем уроке.

3. Постановка темы и целей урока.

- Сюрпризный момент (Раздается стук в дверь. Входит мальчик в грязной одежде, не причесан. В руках рваный портфель.)

- Это 1-й класс?

- Да.

- Я хочу учиться у вас в классе. Возьмите меня, я хороший!

- Я не против. Примем этого мальчика к нам в класс?

- Нет. (Дети называют причины).

Учитель предлагает мальчику привести себя в порядок и приходить в школу.

- Ребята, кого вам напомнил наш гость?

Запускаем презентацию.Приложение.

(1-й cлайд из книги «Мойдодыр») Дети предлагают свои варианты ответов.

Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане-
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде
Вечная слава воде!

(2-й слайд из книги «Мойдодыр») стихотворение читает подготовленный ученик

- Ребята, среди вас нет таких, кто не дружит с водой и с расческой, кто не чистит зубы?

ИГРА «Назови предмет»

- Знакомо вам это стихотворение?

- Верно, мы читали это стихотворение в азбуке, когда изучали букву Ц.  А кто из вас  знает автора этого произведения?

(3-й слайд – портрет писателя)

- Вы видите портрет  и даты  жизни детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме жил человек, которого знали не только дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей огромной страны, и за ее рубежом. У этого человека был большой рост и громкий голос, но его никто не боялся. Он всегда имел про запас для каждого маленького человечка шутку, присказку, ласковое слово, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.
«Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Айболит», «Федорино горе»,  «Краденое солнце» и много других произведений, которые читали ваши родители, а теперь читаете и вы (слайды из книг).

(Можно прослушать отрывок из стихотворения «Ежики смеются».)

К.И.Чуковский писал стихи, сказки и веселые загадки.

Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят (еж).

Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей (расческа).

В ясный день сидим мы дома.
Дождь идет - у нас работа:
Топать-шлепать по болотам (резиновые сапоги).

В деревянном домике проживают гномики,
Уж такие добряки - раздают всем огоньки (спички).

Из горячего колодца
Через  нос водица льется (чайник).

- Ребята, сегодня мы познакомимся  еще с несколькими отрывками из стихотворений для детей - «Телефон» и «Путаница».

(4-й слайд из книги «Телефон»)

Отрывок из стихотворения читает подготовленный ученик.

- Какое по характеру это стихотворение?

- Можно сравнить его с игрой?

Чтение стихотворения по ролям.

Учитель может прочитать несколько отрывков из книги дополнительно.

5. Физминутка.

- Сейчас мы познакомимся с другим стихотворением К.И.Чуковского «Путаница». Послушаем его в исполнении самого автора.

(Прослушивание записи чтения стихотворения . 5 слайд)

- Какой голос у К.И.Чуковского?

- Что напутал автор?

- Какое чувство вызывают эти строки?

- А для чего писатель все перепутал?

- Какие строки были самыми веселыми?

Чтение стихотворения по желанию, по ролям.

- Кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать?

Чтение стихотворения учителем из книги (можно полностью).

6. Подведение итогов, выводы по уроку.

- С какими стихами познакомились на уроке?

- Кто назовет имя и фамилию автора.

- Какое настроение вызывают стихи К.И.Чуковского?

- Чему учат нас эти веселые произведения?