Цели:
- Формировать различные виды речевой деятельности, учить краткому и подробному пересказу.
- Знакомить с творчеством К.И.Чуковского, воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений автора.
- Работать над выразительностью речи детей, интонацией; обучать умению выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое.
Оборудование:
- Видеопроектор, компьютер, экран.
- Детские книги с произведениями К.И.Чуковского.
- Мяч.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка навыков чтения текстов, которые читали на предыдущем уроке.
3. Постановка темы и целей урока.
- Сюрпризный момент (Раздается стук в дверь. Входит мальчик в грязной одежде, не причесан. В руках рваный портфель.)
- Это 1-й класс?
- Да.
- Я хочу учиться у вас в классе. Возьмите меня, я хороший!
- Я не против. Примем этого мальчика к нам в класс?
- Нет. (Дети называют причины).
Учитель предлагает мальчику привести себя в порядок и приходить в школу.
- Ребята, кого вам напомнил наш гость?
Запускаем презентацию.Приложение.
(1-й cлайд из книги «Мойдодыр») Дети предлагают свои варианты ответов.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане-
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде
Вечная слава воде!
(2-й слайд из книги «Мойдодыр») стихотворение читает подготовленный ученик
- Ребята, среди вас нет таких, кто не дружит с водой и с расческой, кто не чистит зубы?
ИГРА «Назови предмет»
- Знакомо вам это стихотворение?
- Верно, мы читали это стихотворение в азбуке, когда изучали букву Ц. А кто из вас знает автора этого произведения?
(3-й слайд – портрет писателя)
- Вы видите портрет и даты жизни детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме жил человек, которого знали не только дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей огромной страны, и за ее рубежом. У этого человека был большой рост и громкий голос, но его никто не боялся. Он всегда имел про запас для каждого маленького человечка шутку, присказку, ласковое слово, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.
«Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Айболит», «Федорино горе», «Краденое солнце» и много других произведений, которые читали ваши родители, а теперь читаете и вы (слайды из книг).
(Можно прослушать отрывок из стихотворения «Ежики смеются».)
К.И.Чуковский писал стихи, сказки и веселые загадки.
Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят (еж).Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей (расческа).В ясный день сидим мы дома.
Дождь идет - у нас работа:
Топать-шлепать по болотам (резиновые сапоги).В деревянном домике проживают гномики,
Уж такие добряки - раздают всем огоньки (спички).
Из горячего колодца
Через нос водица льется (чайник).
- Ребята, сегодня мы познакомимся еще с несколькими отрывками из стихотворений для детей - «Телефон» и «Путаница».
(4-й слайд из книги «Телефон»)
Отрывок из стихотворения читает подготовленный ученик.
- Какое по характеру это стихотворение?
- Можно сравнить его с игрой?
Чтение стихотворения по ролям.
Учитель может прочитать несколько отрывков из книги дополнительно.
5. Физминутка.
- Сейчас мы познакомимся с другим стихотворением К.И.Чуковского «Путаница». Послушаем его в исполнении самого автора.
(Прослушивание записи чтения стихотворения . 5 слайд)
- Какой голос у К.И.Чуковского?
- Что напутал автор?
- Какое чувство вызывают эти строки?
- А для чего писатель все перепутал?
- Какие строки были самыми веселыми?
Чтение стихотворения по желанию, по ролям.
- Кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать?
Чтение стихотворения учителем из книги (можно полностью).
6. Подведение итогов, выводы по уроку.
- С какими стихами познакомились на уроке?
- Кто назовет имя и фамилию автора.
- Какое настроение вызывают стихи К.И.Чуковского?
- Чему учат нас эти веселые произведения?