Информационно-коммуникационные технологии на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Введение

Сегодня система общего обязатель­ного образования для многих граждан Российской Федерации является первым, а для значительной части — важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. Система обязательного образования пока ос­тается единственной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компе­тенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности. Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. 

В последние годы система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего развития системы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.

Однако сегодня в российском обществе совершен­но очевидно снижается статус чтения.

Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, в российской системе обязательного общего образования формированию основополагающей читательской компетентности уделяется недостаточное внимание.

Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом.

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: только рациональная, научно обоснованная, социально ориентированная, комплексная, скоординированная Национальная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образом изменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной, читательской культуре.

Целью моей работы является оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе I ступени.

Задачи:

  • Повышать мотивацию учащихся школы I ступени  к чтению.
  • Реализовывать  идеи развивающего обучения.
  • Совершенствовать формы и методы   организации урока.
  • Систематизировать и хранить учебный материал.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения.

Одним из первоочередных мероприятий в сфере образования является  разработка и внедрение высококачественных современных учебных программ, методик, подходов и технологий, направленных на повышение читательской и культурной компетентности граждан, развитие читательских интересов, продвижение книги и чтения во всех типах образовательных и воспитательных учреждений всех уровней системы образования.

Уроки чтения для младших школьников – это своеобразное окно в мир, в область человеческий отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга и многое другое.

Все эти важные понятия естественно, не могут быть внесены в сознание ребенка в готовом виде.

Следует подчеркнуть, что чтение – это предмет, которым ребенку надо не только успешно овладеть, но и посредством которого он будет осваивать другие школьные дисциплины.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из приоритетных задач нашей школы, так как учащиеся поступают в школу с низкой мотивацией к обучению, порой пройдя череду неудач в плане обучения и др.

Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены  в любой этап урока – во время индивидуальной  или словарной работы, при  введении новых знаний, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков.

Для формирования интереса к познанию, книге,  в своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии, которые  делают урок ярким, эмоциональным.

Компьютер помогает вовлечь младших школьников в литературное творчество. Коллективно обсуждаем, что будем создавать на экране компьютера, какую книжку – малышку или выставку создадим в итоге. Самое простое использование компьютера на уроке литературного чтения – представление скороговорок. Урок литературного чтения можно начать с разминки – чтения скороговорки.  Данный вид задания составляется в программе Word.

Работа с фразеологическими оборотами проводится в виде презентации PowerPoint.

Для проверки знаний и умений я использую программу Гипертекст. По результатам тестирования выполняем коррекционную работу.

На уроках мною используются фрагменты электронных пособий по литературному чтению:

  • Электронное пособие «С.А. Есенин».
  • Электронное пособие «М.Ю. Лермонтов».
  • Электронное пособие «А.А. Блок».

ИКТ помогают мне в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по литературному чтению. На уроках литературного чтения целесообразно использовать Интернет-ресурсы. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Работа с компьютером предоставляет широкие возможности для проведения групповой работы. Например, изучив раздел «Поэтическая тетрадь 1» совместно с учениками готовим аудио альбом наиболее понравившихся стихотворений. Ребята с удовольствием готовят выразительное чтение любимых стихотворений, читают дополнительную литературу, знакомятся с другими произведениями поэтов.

Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек – малышек.

Заключение

Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Использование информационных технологий в значительной степени позволяет оптимизировать процесс обучения. Роль компьютера в оптимизации процесса обучения  такова:

  • формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения;
  • повышается интенсивность обучения;
  • достигается индивидуализация обучения.

Проанализировав читательские формуляры учащихся начальных классов можно сделать вывод, что 98% детей 1 ступени обучения посещают и читают художественную литературу и журналы в школьной библиотеке.

Измерения техники чтения  учащихся  показывают положительную динамику. Снижается количество детей, читающих ниже нормы, и виден рост детей, которые читают норму слов в минуту.

В отношении направлений и форм популяризации чтения планирую: повышать престиж чтения среди учащихся начальных классов, повышать рост читательской активности учащихся, осуществлять подготовку  электронных методических пособий  по литературному чтению, использовать Интернет-ресурсы в подготовке уроков, внеклассных мероприятий. 

Считаю, что использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют реализовывать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям начальных классов, воспитателям для организации и проведения внеклассной и внеурочной работы.