Методические указания к урокам см. в приложении 1.
Цель: Познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».
Задачи:
- Учить видеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
- Учить планировать ход работы, анализировать результаты исследования, делать выводы.
- Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
- Продолжать учить детей работать с интерактивной доской и макбуками.
- Продолжить формировать волевые качества, коммуникативные отношения.
Оборудование: интерактивная доска mimio, макбуки, задания и инструктаж для каждой группы, карточки со словами по данной теме, карточки с буквами .
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация.
- Прежде, чем начать урок, давайте пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем «здороваться» пальчиками. Смотри комментарий (приложение 2).
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
- Садитесь. Проверьте, как вы сидите, как лежит тетрадь. Запишем число, классная работа. (Дети открывают тетради и записывают число, классная работа).
ІІІ. Введение знаний.
- Постановка учебной проблемы.
- На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их).
- А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? (Необходимо определить склонение имени существительного и падеж, в котором оно стоит).
-Проверку мы будем осуществлять, используя карточки-сигналы. Если вы считаете, что нужно вставлять «о», поднимаете карточку с буквой «о», если «е», поднимаете карточку с буквой «е». Смотри комментарий (приложение 2).
Ученики записывают слова в тетрадях, выделяя части слова с орфограммами, объясняя их. Дети по очереди работают у доски, а дети на местах используют сигнальные карточки для проверки правильности ответа.
- А так же быть со словом «курицей»? Какую букву вставить?
- Сколько же в классе возникло мнений? Почему?
- Что особенного вы заметили в словах? (Мы не можем объяснить написание.)
Учителю следует обратить внимание детей на основу данных слов. На какие буквы оканчивается основа. (На шипящие согласные и Ц).
- Кто может сформулировать тему урока? (Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц). (Вывешивается лист с названием темы урока).
2. Групповая работа. Поиск решения.
- Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, вы разделитесь на 4 группы. (Выбрать главного). Каждой группе будет дано свое задание. Будет дана инструкция, по которой вы работаете и сообщаете нам главный ВЫВОД.
ИНСТРУКЦИЯ:
- Прочитай слово.
- Найди ударную гласную, поставь знак ударения.
- Под безударной гласной в окончании поставь точку.
- Выделите окончание.
- Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
- Обратите внимание, какая гласная будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
- Сделайте вывод.
(Когда группы готовы к ответу учитель включает проектор, еще раз просит детей проговорить тему урока). Слайд №1.
После ответов групп, делается общий вывод. Слайд №2.
2. Работа с учебником.
- Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице 65. (Дети читают правило и делают вывод, что они вывели правило верно).
- Вернемся к словам в задании №1. (Происходит разрешение проблемы). Смотри комментарий (приложение 2).
- Ребята, оцените свою работу. Первое – это то, как вы работали в группе. Вторая оценка на графике будет за правильность выполнения задания №1. Соедините точки, что бы у вас получилось начало ломаной.
(Дети оценивают себя на графике оценки). Смотри комментарий (приложение 2).
ІV. Физминутка.
- Давайте с вами отдохнём и одновременно закрепим правило.
-Мне нужны два помощника. У одного лист с буквой О, у другого с Е. У вас на партах лежат карточки со словами, возьмите их, вставьте нужную гласную букву, опираясь на правило, и подойдите к тому ученику, который держит «вашу» гласную букву.
(Дети садятся на места и оценивают свою работу).
V. Применение знаний.
1. Слайд № 3.
Напиши, как ты думаешь, кто с кем дружит (по вариантам). Смотри комментарий (приложение 2).
Медведь с моржом; волчица с лисицей; барсук с ежом; бабочка с саранчой; петух с курицей; окунь с ершом; черепаха с ящерицей; воробей с грачом. Проверяется задание. Дети оценивают себя на графике оценки.
2. Работа с текстом «Что бывавет в классе…». Смотри комментарий (приложение 2).
Что бывает в классе, когда учитель заболеет
В лесу за цветущим деревц_м встретился Медведь с учительниц_й Лисиц_й, которая шла к доктору.
- Как себя чувствуешь, кума? Когда я тебя заменял в твоем классе, Волчица зашла за своим малыш_м, а один ученик попал в нее мяч_м. Случайно, правда. Барсук с Еж_м закрылись в темнице, их пытались открыть ключ_м Куницы. Заяц с плач_м убежал от Белки. Крот задел своим плащ_м кастрюлю с борщ_м.
Скорее приходи в школу! Мы тебя ждем!
Проверяется задание. Дети оценивают свою работу на графике оценки.
VІ. Итог урока
- Чему научились на уроке?
- Домашнее задание.
- Самооценка деятельности на уроке.
Можно предложить детям оценить аккуратность оформления работы, активность на уроке. Построить график самооценки. Проанализировать его: как часто график опускался вниз; над чем еще предстоит работать и т. д.
Файл для работы с доской. Приложение 3.
Раздаточный материал. Приложение 4.