Урок русского языка по теме "Правописание "о" и "е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц"

Разделы: Начальная школа


Методические указания к урокам см. в приложении 1.

Цель: Познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».

Задачи:

  • Учить видеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
  • Учить планировать ход работы, анализировать результаты исследования, делать выводы.
  • Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
  • Продолжать учить детей работать с интерактивной доской и макбуками.
  • Продолжить формировать волевые качества, коммуникативные отношения.

Оборудование: интерактивная доска mimio, макбуки, задания и инструктаж для каждой группы, карточки со словами по данной теме, карточки с буквами .

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация.

- Прежде, чем начать урок, давайте пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к другу лицом.  Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони  друг к  другу, но не соприкасайтесь, будем «здороваться» пальчиками. Смотри комментарий (приложение 2).

желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй  (вся ладонь).

- Садитесь. Проверьте, как вы сидите, как лежит тетрадь. Запишем число, классная работа. (Дети открывают тетради и записывают число, классная работа).

ІІІ. Введение знаний.

  1. Постановка учебной проблемы.

- На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их).

- А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? (Необходимо определить склонение имени существительного и падеж, в котором оно стоит).

-Проверку мы будем осуществлять, используя карточки-сигналы. Если вы считаете, что нужно вставлять «о», поднимаете карточку с буквой «о», если «е», поднимаете карточку с буквой «е». Смотри комментарий (приложение 2).

Ученики записывают слова в тетрадях, выделяя части слова с орфограммами, объясняя их.  Дети по очереди работают  у доски, а дети на местах используют сигнальные карточки для проверки правильности ответа.

- А так же быть со словом «курицей»? Какую букву вставить?

- Сколько же в классе возникло мнений? Почему?

- Что особенного вы заметили в словах? (Мы не можем объяснить написание.)  

Учителю следует обратить внимание детей на основу данных слов. На какие буквы оканчивается основа. (На шипящие согласные и Ц).

- Кто может сформулировать тему урока? (Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц). (Вывешивается лист с названием темы урока).  

2. Групповая работа. Поиск решения.

- Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, вы разделитесь на 4 группы. (Выбрать главного). Каждой группе будет дано свое задание. Будет дана инструкция, по которой вы работаете и сообщаете нам главный ВЫВОД.

ИНСТРУКЦИЯ:

  1. Прочитай слово.
  2. Найди ударную гласную, поставь знак ударения.
  3. Под безударной гласной в окончании поставь точку.
  4. Выделите окончание.
  5. Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
  6. Обратите внимание, какая гласная будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
  7. Сделайте вывод.

(Когда группы готовы к ответу учитель включает проектор, еще раз просит детей проговорить тему урока). Слайд №1.

После ответов групп, делается общий вывод. Слайд №2.

2. Работа с учебником.

- Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице 65. (Дети читают правило и делают вывод, что они вывели правило верно).

- Вернемся к словам в задании №1. (Происходит разрешение проблемы). Смотри комментарий (приложение 2).

- Ребята,  оцените свою работу. Первое  – это то, как вы работали в группе. Вторая оценка на графике будет за правильность выполнения задания №1. Соедините точки, что бы у вас получилось начало ломаной.

(Дети оценивают себя на графике оценки). Смотри комментарий (приложение 2).

ІV. Физминутка.

- Давайте с вами отдохнём и одновременно закрепим правило.

-Мне нужны два помощника. У одного лист с буквой О, у другого с Е.  У вас на партах лежат карточки со словами, возьмите их,  вставьте нужную гласную букву, опираясь на правило, и подойдите к тому ученику, который держит «вашу» гласную букву.

(Дети садятся на места и оценивают свою работу).

V. Применение знаний.

1. Слайд № 3.

Напиши, как ты думаешь, кто с кем дружит  (по вариантам). Смотри комментарий (приложение 2).

Медведь с моржом; волчица с лисицей; барсук с ежом; бабочка с саранчой; петух с курицей; окунь с ершом; черепаха с ящерицей; воробей с грачом. Проверяется задание. Дети оценивают себя на графике оценки.

2. Работа с текстом «Что бывавет в классе…». Смотри комментарий (приложение 2).

Что  бывает  в классе, когда  учитель заболеет

В лесу за цветущим деревц_м встретился Медведь с учительниц_й  Лисиц_й,  которая шла к доктору.

- Как себя чувствуешь, кума? Когда я тебя заменял в твоем классе, Волчица зашла за своим малыш_м, а один ученик попал в нее мяч_м. Случайно, правда. Барсук с Еж_м закрылись в темнице, их пытались открыть ключ_м Куницы. Заяц с плач_м убежал от Белки. Крот задел своим плащ_м кастрюлю с борщ_м.

Скорее приходи в школу! Мы тебя ждем!

Проверяется задание. Дети оценивают свою работу на графике оценки.

. Итог урока

- Чему научились на уроке?

  • Домашнее задание.
  •  Самооценка деятельности на уроке.

Можно предложить детям оценить  аккуратность оформления работы,  активность на уроке. Построить график самооценки. Проанализировать его: как часто график опускался вниз; над чем еще предстоит работать и т. д.

Файл для работы с доской. Приложение 3.

Раздаточный материал. Приложение 4.