Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Цель: поиск вместе с детьми общего подхода к написанию безударной гласной в разных частях слова.
Задачи урока:
I. Развивающие.
Развивать:
- речь, ассоциативное мышление, внимание, память;
- навыки самоконтроля и самоанализа;
- умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять языковые явления, самостоятельно формулировать вывод на основе уже известного и проверять правильность результатов своей самостоятельной деятельности по таблицам, учебнику и другой справочной литературе.
II. Образовательные.
- отработать умение видеть орфограмму и определять, в какой части слова она находится;
- закрепить умение проверять в корне гласную в слабой позиции ударением и побуждать детей к проверке этим же способом безударной гласной в приставке и суффиксе;
- приучать детей пользоваться толковым словарем (работать с словарной статьей, приводить примеры, иллюстрирующие сочетаемость новых слов);
- обогащать словарный запас ребенка.
III. Воспитательные.
Воспитывать интерес к русскому языку; чувство уважения к своей Родине; культуру межнациональных отношений; желание сотрудничать с товарищами (работа в парах); а также умение сопереживать успех и неуспех общего дела.
Оборудование:
- Тренажеры для глаз;
- Толковый словарь В.И. Даля (Современная версия, Москва, 2002);
- Учебник А.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. 3 кл.», Просвещение, М, 2007;
- Таблица «Безударная гласная в разных частях слова»;
- Схема-план района Западное Дегунино;
- Таблица «Непарные звонкие согласные»;
- Текст «Родина» (составлен по рассказу К. Ушинского «Наше Отечество», взятого из пособия В.Ю. Лузакова «В наш мир народною тропой», Москва, АНОО «Ступени знания».
Ход урока
I этап: Организационный момент. Формирование эмоционального настроя на предстоящий урок:
1. У. – Попробуйте собрать из слов предложение
(нас, все, у, сегодня, получится).
Д. – «Сегодня у нас все получится.»
У. – Прочитайте это предложение с логическим ударением на разных словах.
Дети читают.
У. – Надеюсь, что у нас, действительно, все получится, если мы откроем сегодня сами что-то новое.
2. Чистописание.
У. – Сегодня на минутке чистописания мы будем красиво и правильно писать букву, а какую вы сейчас догадаетесь сами.
Эта буква обозначает непарный звонкий согласный, который из всех непарных звонких согласных по алфавиту стоит последним.
Д. – Это буква эр
У. – Назовите все непарные звонкие согласные. Какой из этих звуков всегда мягкий? Проверим по таблице «Непарных звонких согласных». Какие звуки может обозначать буква эр?
Д. – [р] [р‘]
У. – Пропишем по образцу целую строчку заглавную и строчную букву эр. Но, чтобы красиво написать, давайте разомнем свои пальчики.
– Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик – маленький;
Этот пальчик – слабенький;
Этот пальчик – длинненький;
Этот пальчик – сильненький;
Этот пальчик – большачок;
А все вместе – кулачок.
II этап: Актуализация знаний. Формулирование темы и цели урока учащимися.
1. Создание первой проблемной ситуации.
На доске записаны слова:
Родимый, родня, пародия, породнились, родина.
У. – Прочитайте слова жужжащим чтением. Какое слово лишнее в этой группе слов?
Д. – пародия
У. – Почему?
Д. – Оно не однокоренное к остальным словам.
У. – В нем же тоже есть общая часть «род»
Д. – Обозначает что-то другое.
У. – Что обозначает слово «пародия»?
Дети отвечают.
У. – Проверим, правы вы или нет, а поможет нам толковый словарь Даля. Наши консультанты найдут в словаре значение этого слова. Давайте докажем, что остальные слова родственные.
Д. – У них общая часть «род», и они близкие по значению.
У. – Какое значение заключено в корне «род»?
Д. – Группа близких людей.
У. – Давайте послушаем, что скажут наши консультанты, что обозначает слово «пародия»?
У. – Приведите свои примеры словосочетаний со словом «пародия».
Доказали, что слово «пародия» не может быть однокоренным к остальным словам.
У. – Какие из этих слов могут вызвать затруднения при написании корня? Почему?
Дети ставят ударение и объясняют, какие это слова, проставляя звуки наверху.
У. – Какое слово будет проверочным к этим словам?
Д. – Родина
У. – Как проверить безударную гласную в корне слова?
Дети проговаривают способы проверки безударной гласной с опорой на алгоритм (хором; в парах).
2. У. – Из всего выше сказанного может кто-то предположить, какая будет сегодня тема урока?
Д. – «Безударные гласные в корне слова».
У. – А какая будет цель урока?
Д. – Уметь видеть опасное место в слове, определять в какой части слова и подбирать проверочные слова.
У. – Хорошо. Но мы должны узнать сегодня еще что-то новое о безударной гласной. Если удастся это сделать – тогда можно с уверенностью сказать, что у нас все получилось.
3. У. – А сейчас вы спишите эти слова с доски к себе в тетрадь и помните о главном законе однокоренных слов: Корень в них пишется единообразно. При списывании поставьте на 1 место проверочное, где безударная гласная в сильной позиции, а затем спишите все остальные однокоренные слова, но будьте внимательны – только однокоренные.
1 ученик выполняет на индивидуальной доске. Проверка в парах.
У. – А все ли безударные гласные в слабой позиции в корне слова мы проверяем?
Д. – Нет, а только а, о, и, е, я. (рука)
У. – А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне слова?
Д. – Нет.
У. – А как тогда проверить написание этого слова?
Д. – Посмотреть в словарь и запомнить.
4. У. – Какой же можно сделать вывод?
Первый вывод (на известном детям материале)
Следовательно, по написанию безударной гласной в корне мы знаем две установки: примени правило или запомни.
(Обращение учителем детей к таблице «Безударные гласные в разных частях слова»)
У. – Есть ли в нашей группе слов такое слово, где нельзя проверить букву? Приведите примеры.
III этап: Создание второй проблемной ситуации через физкультминутку.
1. Оттолкнуться от слова «породнились».
У. – Только ли в корне здесь безударная гласная? В какой еще части слова? Что слышится? Что пишется?
2. Физкультминутка
Потянулись, повернулись вправо, влево, попрыгали, посмотрели на тренажер, побегали глазами, поморгали, помолчали, подышали.
3. Проблемная ситуация
У. – Что общего между нашим словом породнились и теми, которыми были в физкультминутке? (во всех словах есть часть по[а]).
– Послушайте, как произносятся, а посмотрите, как пишется эта часть.
– Безударные гласные в части [па] в какой части слова стоит? (перед корнем)
– Как проверить? (дети пробуют те же способы проверки, что и с безударной гласной в корне, и приходят к выводу: во всех словах слышится звук -а-, а писать надо -о-).
У. – Уточним, когда будем подробнее изучать эту часть слова.
IV этап: Применение знаний в новых условиях.
1. Работа с учебной книгой. с. 52 №69
У. – Прочитайте жужжащим чтением рассказ «Родина». Определите тему текста. Объясните смысл выделенного предложения. Найдите в тексте слова, однокоренные к слову «родина» (родились, родном, родное). Чем различаются по составу слова «родном», «родное»?
Д. – Окончанием. Это форма одного и того же слова.
2. У. – Подпишите эти слова к группе однокоренных слов. С какой гласной в корне будем подписывать эти слова? Хотя слышим что? Не забывайте основной закон написания однокоренных слов: Одинаковое написание корня. Какая гласная в сильной позиции, такая будет и в слабой позиции.
3. У. – Ребята, вспомните, какие пословицы о Родине мы с вами знаем.
– Какими словами можно выразить любовь к Родине? Родина какая?
– У каждого из нас своя Родина. Для многих – … Россия, а для некоторых (Украина, …)
4. Создание третьей проблемной ситуации
У. – А как вы понимаете выражение «Малая Родина»? (это то место, где мы сейчас живем, где ходим в школу).
– А как называется наш район, наша улица, где стоит школа? (обращение к стенду «Западное Дегунино»)
– А что будет общего в словах: Родина, Дегунино, Дегунинская, Бородино…
У. – А разве мы знаем правило правописания безударной гласной, которая стоит не в корне, а после корня? (нет)
– Что же делать с той безударной гласной, которая находится не в корне, а стоит за корнем.
– Ваши предложения.
Д. – Давайте посмотрим в словаре (находят слово Родина).
У. – Да, это словарное слово и безударную гласную -и- надо запомнить.
– Сделайте свой вывод о написании безударной гласной в части -ин- в этих словах (безударные гласные могут находиться не только в корне, но и после корня и написание части -ин- надо запомнить).
5. У. – Приведите примеры из текста слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением и непроверяемой
(работа устная, а записать в тетради только строчку со словами
«отец», «отечество» – отчий, отчество)
(слова-синонимы Родина, отечество)
6. Домашнее задание.
Из упр. №69 выписать все остальные слова с безударной гласной в корне, дать проверочные.
V этап: Гимнастика для ума. Лингвистическое задание.
1. У. – К какому слову является проверочным слово «пять»:
опята
пятница
пятнышко
пятнистый
запястье
2. * упр. №68
VI этап:
Итоги урока. Рефлексия.
У. – Что повторили, закрепили? Что узнали нового?
– Можем ли сказать, что «Все у нас получилось»?