Урок русского языка по теме "Общие подходы к написанию безударной гласной в разных частях слова"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Цель: поиск вместе с детьми общего подхода к написанию безударной гласной в разных частях слова.

Задачи урока:

I. Развивающие.

Развивать:

  1. речь, ассоциативное мышление, внимание, память;
  2. навыки самоконтроля и самоанализа;
  3. умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять языковые явления, самостоятельно формулировать вывод на основе уже известного и проверять правильность результатов своей самостоятельной деятельности по таблицам, учебнику и другой справочной литературе.

II. Образовательные.

  1. отработать умение видеть орфограмму и определять, в какой части слова она находится;
  2. закрепить умение проверять в корне гласную в слабой позиции ударением и побуждать детей к проверке этим же способом безударной гласной в приставке и суффиксе;
  3. приучать детей пользоваться толковым словарем (работать с словарной статьей, приводить примеры, иллюстрирующие сочетаемость новых слов);
  4. обогащать словарный запас ребенка.

III. Воспитательные.

Воспитывать интерес к русскому языку; чувство уважения к своей Родине; культуру межнациональных отношений; желание сотрудничать с товарищами (работа в парах); а также умение сопереживать успех и неуспех общего дела.

Оборудование:

  1. Тренажеры для глаз;
  2. Толковый словарь В.И. Даля (Современная версия, Москва, 2002);
  3. Учебник А.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. 3 кл.», Просвещение, М, 2007;
  4. Таблица «Безударная гласная в разных частях слова»;
  5. Схема-план района Западное Дегунино;
  6. Таблица «Непарные звонкие согласные»;
  7. Текст «Родина» (составлен по рассказу К. Ушинского «Наше Отечество», взятого из пособия В.Ю. Лузакова «В наш мир народною тропой», Москва, АНОО «Ступени знания».

 

Ход урока

I этап: Организационный момент. Формирование эмоционального настроя на предстоящий урок:

1. У. – Попробуйте собрать из слов предложение

(нас, все, у, сегодня, получится).

Д. – «Сегодня у нас все получится.»

У. – Прочитайте это предложение с логическим ударением на разных словах.

Дети читают.

У. – Надеюсь, что у нас, действительно, все получится, если мы откроем сегодня сами что-то новое.

 

2. Чистописание.

У. – Сегодня на минутке чистописания мы будем красиво и правильно писать букву, а какую вы сейчас догадаетесь сами.

Эта буква обозначает непарный звонкий согласный, который из всех непарных звонких согласных по алфавиту стоит последним.

Д. – Это буква эр

У. – Назовите все непарные звонкие согласные. Какой из этих звуков всегда мягкий? Проверим по таблице «Непарных звонких согласных». Какие звуки может обозначать буква эр?

Д. – [р] [р‘]

У. – Пропишем по образцу целую строчку заглавную и строчную букву эр. Но, чтобы красиво написать, давайте разомнем свои пальчики.

– Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик – маленький;

Этот пальчик – слабенький;

Этот пальчик – длинненький;

Этот пальчик – сильненький;

Этот пальчик – большачок;

А все вместе – кулачок.

 

II этап: Актуализация знаний. Формулирование темы и цели урока учащимися.

1. Создание первой проблемной ситуации.

На доске записаны слова:

Родимый, родня, пародия, породнились, родина.

У. – Прочитайте слова жужжащим чтением. Какое слово лишнее в этой группе слов?

Д. – пародия

У. – Почему?

Д. – Оно не однокоренное к остальным словам.

У. – В нем же тоже есть общая часть «род»

Д. – Обозначает что-то другое.

У. – Что обозначает слово «пародия»?

Дети отвечают.

У. – Проверим, правы вы или нет, а поможет нам толковый словарь Даля. Наши консультанты найдут в словаре значение этого слова. Давайте докажем, что остальные слова родственные.

Д. – У них общая часть «род», и они близкие по значению.

У. – Какое значение заключено в корне «род»?

Д. – Группа близких людей.

У. – Давайте послушаем, что скажут наши консультанты, что обозначает слово «пародия»?

У. – Приведите свои примеры словосочетаний со словом «пародия».

Доказали, что слово «пародия» не может быть однокоренным к остальным словам.

У. – Какие из этих слов могут вызвать затруднения при написании корня? Почему?

Дети ставят ударение и объясняют, какие это слова, проставляя звуки наверху.

У. – Какое слово будет проверочным к этим словам?

Д. – Родина

У. – Как проверить безударную гласную в корне слова?

Дети проговаривают способы проверки безударной гласной с опорой на алгоритм (хором; в парах).

 

2. У. – Из всего выше сказанного может кто-то предположить, какая будет сегодня тема урока?

Д. – «Безударные гласные в корне слова».

У. – А какая будет цель урока?

Д. – Уметь видеть опасное место в слове, определять в какой части слова и подбирать проверочные слова.

У. – Хорошо. Но мы должны узнать сегодня еще что-то новое о безударной гласной. Если удастся это сделать – тогда можно с уверенностью сказать, что у нас все получилось.

 

3. У. – А сейчас вы спишите эти слова с доски к себе в тетрадь и помните о главном законе однокоренных слов: Корень в них пишется единообразно. При списывании поставьте на 1 место проверочное, где безударная гласная в сильной позиции, а затем спишите все остальные однокоренные слова, но будьте внимательны – только однокоренные.

1 ученик выполняет на индивидуальной доске. Проверка в парах.

У. – А все ли безударные гласные в слабой позиции в корне слова мы проверяем?

Д. – Нет, а только а, о, и, е, я. (рука)

У. – А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне слова?

Д. – Нет.

У. – А как тогда проверить написание этого слова?

Д. – Посмотреть в словарь и запомнить.

 

4. У. – Какой же можно сделать вывод?

Первый вывод (на известном детям материале)

Следовательно, по написанию безударной гласной в корне мы знаем две установки: примени правило или запомни.

(Обращение учителем детей к таблице «Безударные гласные в разных частях слова»)

У. – Есть ли в нашей группе слов такое слово, где нельзя проверить букву? Приведите примеры.

 

III этап: Создание второй проблемной ситуации через физкультминутку.

1. Оттолкнуться от слова «породнились».

У. – Только ли в корне здесь безударная гласная? В какой еще части слова? Что слышится? Что пишется?

 

2. Физкультминутка

Потянулись, повернулись вправо, влево, попрыгали, посмотрели на тренажер, побегали глазами, поморгали, помолчали, подышали.

 

3. Проблемная ситуация

У. – Что общего между нашим словом породнились и теми, которыми были в физкультминутке? (во всех словах есть часть по[а]).

– Послушайте, как произносятся, а посмотрите, как пишется эта часть.

– Безударные гласные в части [па] в какой части слова стоит? (перед корнем)

– Как проверить? (дети пробуют те же способы проверки, что и с безударной гласной в корне, и приходят к выводу: во всех словах слышится звук -а-, а писать надо -о-).

У. – Уточним, когда будем подробнее изучать эту часть слова.

 

IV этап: Применение знаний в новых условиях.

1. Работа с учебной книгой. с. 52 №69

У. – Прочитайте жужжащим чтением рассказ «Родина». Определите тему текста. Объясните смысл выделенного предложения. Найдите в тексте слова, однокоренные к слову «родина» (родились, родном, родное). Чем различаются по составу слова «родном», «родное»?

Д. – Окончанием. Это форма одного и того же слова.

 

2. У. – Подпишите эти слова к группе однокоренных слов. С какой гласной в корне будем подписывать эти слова? Хотя слышим что? Не забывайте основной закон написания однокоренных слов: Одинаковое написание корня. Какая гласная в сильной позиции, такая будет и в слабой позиции.

 

3. У. – Ребята, вспомните, какие пословицы о Родине мы с вами знаем.

– Какими словами можно выразить любовь к Родине? Родина какая?

– У каждого из нас своя Родина. Для многих – … Россия, а для некоторых (Украина, …)

 

4. Создание третьей проблемной ситуации

У. – А как вы понимаете выражение «Малая Родина»? (это то место, где мы сейчас живем, где ходим в школу).

– А как называется наш район, наша улица, где стоит школа? (обращение к стенду «Западное Дегунино»)

– А что будет общего в словах: Родина, Дегунино, Дегунинская, Бородино…

У. – А разве мы знаем правило правописания безударной гласной, которая стоит не в корне, а после корня? (нет)

– Что же делать с той безударной гласной, которая находится не в корне, а стоит за корнем.

– Ваши предложения.

Д. – Давайте посмотрим в словаре (находят слово Родина).

У. – Да, это словарное слово и безударную гласную -и- надо запомнить.

– Сделайте свой вывод о написании безударной гласной в части -ин- в этих словах (безударные гласные могут находиться не только в корне, но и после корня и написание части -ин-  надо запомнить).

 

5. У. – Приведите примеры из текста слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением и непроверяемой

(работа устная, а записать в тетради только строчку со словами

«отец», «отечество» – отчий, отчество)

(слова-синонимы Родина, отечество)

 

6. Домашнее задание.

Из упр. №69 выписать все остальные слова с безударной гласной в корне, дать проверочные.

 

V этап: Гимнастика для ума. Лингвистическое задание.

1. У. – К какому слову является проверочным слово «пять»:

опята                  

пятница     

пятнышко

пятнистый

запястье

 

2. * упр. №68

 

VI этап:

Итоги урока. Рефлексия.

У. – Что повторили, закрепили? Что узнали нового?

– Можем ли сказать, что «Все у нас получилось»?