Цели: Совершенствовать навыки работы с поэтическим текстом, обогащать словарный запас учащихся, продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, развивать воображение, эмоциональные чувства и творческую активность учащихся, используя литературное слово, музыку, живопись.
Учебные материалы: репродукции картин: П.Ф.Соколов «Портрет Пушкина», Ю.В.Иванов «Пушкин и Арина Родионовна», «Домик няни Арины Родионовны»; карточки со словами-синонимами; сигнальные карточки; аппликация «Зимние узоры», свеча; пеленг, слайды, вентилятор; звукозаписи произведений: П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев», Г.Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», А.Мецнер «Романс».
Ход урока
I. Вступительное слово.
Звучит фонограмма произведения П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
Учитель. «Здравствуй, гостья-зима!
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит.»
И. Никитин «Встреча зимы»
- Ребята, вы любите зиму?
- Чем она вас привлекает?
Дети высказывают свое мнение.
II. Постановка цели.
У. Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов.
- Сегодня на уроке мы будем вслушиваться в музыку зимы, всматриваться в ее краски. В конце урока посмотрим, что нам удалось. А поможет нам в этом А.С.Пушкин.
Учитель обращается к портрету А.С.Пушкина.
III. Подготовка к восприятию стихотворения.
У. «Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чем задумался поэзии кумир:
Проникнуть бы в его душевный мир…»
- Давайте попробуем в мир поэта.
Звучит фонограмма произведения П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
- XIX век. Михайловское. Вот домик няни Пушкина
Репродукция картины Ю.В.Иванова «Домик няни Арины Родионовны»
- Зима. Вечер. В окне горит свет. Мы с вами тоже зажжем свечу. Сядем поближе друг к другу и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина.
Репродукция картины Ю.В.Иванова «Пушкин и Арина Родионовна»
- Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы…
IV. Чтение стихотворения.
Учитель наизусть читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»
У. Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?
Д. Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.
V. Словарная работа.
У. Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении?
Д. Мгла (сумрак, темнота)
Обветшалая (пришедшая в ветхость)
Кровля (крыша)
Ветхая (дряхлая, старая)
Лачужка (бедное, темное жилище)
Веретено (предмет для накручивания нити)
Для объяснения непонятных слов дети пользуются словарем для справок учебника.
VI. Анализ стихотворения.
У. Прочитайте самостоятельно стихотворение. Подумайте на сколько частей можно его разделить.
Д. Стихотворение можно разделить на три части.
У. Прочитайте первую часть стихотворения. О чем говорится?
Дети отвечают.
У. Прочитайте вторую часть стихотворения. О чем говорится ?
Дети отвечают.
У. Прочитайте третью часть стихотворения. О чем говорится ?
Дети отвечают.
У. Попробуйте подобрать синонимы к слову «буря».
Д. Метель, буран, вьюга.
Учитель вывешивает карточки со словами-синонимами.
У. Какой вы себе представляете бурю? Опишите.
Дети дают словесное описание бури.
У. В стихотворении поэт представляет бурю как живое существо. Подтвердите это словами из текста.
Дети работают с текстом стихотворения в учебнике.
Д. «Завоет как зверь».
«Заплачет как дитя»
«То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит».
У. Прочитайте, какие строки повторяются о буре.
Дети зачитывают отрывок.
У. Каким настроением проникнуты эти строки?
Дети отвечают.
У. У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.
- Какой вы представляете няню поэта?
Д. Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами.
У. Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.
Д. «Мой друг», «моя старушка», «голубка дряхлая моя», «добрая подружка».
У. Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?
Д. Он очень любит ее, заботится о ней.
VII. Фрагмент урока музыки.
У. «Спой мне песню» - просит поэт няню. Долгими зимними вечерами А.С.Пушкин любил слушать не только сказки Арины Родионовны, но и народные песни, которые она ему напевала.
- Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Д. Да, можно.
У. При помощи каких средств композитор пишет музыку?
Д. Для этого они используют средства музыкальной выразительности.
У. Назовите их.
Д. Темп, динамика, лад.
У. Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения.
- Прочитаем их.
Д. «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя»
У. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
Карточка
ТЕМП (быстрый, медленный) ДИНАМИКА (громко, тихо) ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист) ЛАД (мажор, минор) |
У. Что выбрали – прочитайте.
Дети зачитывают различные варианты ответов.
У. Попробуйте тихо напеть эти строки.
- Кто это может сделать для всех?
Дети по желанию напевают четверостишие вслух.
- Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор.
Звучит фонограмма музыкального произведения А.Мецнера «Романс»
У. Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом А.Мецнера?
Д. Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.
VIII. Фрагмент урока ИЗО.
У. Мы с вами представили музыкальную и словесную картину бури. А как можно еще?
Д. Можно нарисовать.
У. Чем художник может изобразить бурю?
Д. Акварелью, гуашью, карандашом, мелом.
У. Я предлагаю вам изобразить это явление природы при помощи белого мела и тонированной бумаги.
- Как называется такой вид искусства?
Д. Работа художника одним цветом на тонированной бумаге называется - графика.
У. Существуют различные приемы выполнения работы в графике. Работать мелком можно по-разному:
- кончиком мелка;
- плашмя;
- можно цветные пятна слегка растирать пальцами.
Учитель на доске показывает приемы работы.
У. Кто запомнил и может прочитать наизусть четыре первые строки из стихотворения А.С.Пушкина.
Дети читают строки стихотворения.
У. Попробуйте сделать иллюстрацию к этим строкам, пользуясь техникой графики.
Дети выполняют иллюстрацию белым мелом на тонированных синих листах формата А4.
IX. Итог урока.
Работы детей крепятся на доску, получается единая иллюстрация. Сверху накладывается новогодняя мишура «дождь». Включается вентилятор. Через пеленг проектируются цветные слайды, создается впечатление «ожившей» картины. Звучит фрагмент музыкального произведения Г.Свиридова «Метель».
У. «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя».
- Какие виды искусства помогли создать такую замечательную картину.
Д. Живопись, музыка, литературное слово.