Работа в группах на уроках окружающего мира в 3-м классе по теме "Как нам жить". Программа "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, с экологическими проблемами, стоящими перед человечеством, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: детские рисунки о природе, плакат со словами «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни», звуки леса.

Ход урока

1. Орг. М.

2. Актуализация знаний.

Все мы – и малыши, и взрослые – дети одного большого царства природы. Как сохранить природу? Как жить в ней в согласии? А может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства?

– Что как потребители, мы берём из природы? (пищу, воду, кислород)

– Такое отношение к природе экологи называют потребительским. Человек – не просто потребитель, как все другие животные. Построив повсюду свои многочисленные фабрики, он стал и производителем и разрушителем.

– Как вы думаете, природа может так быстро восполнять то, что получает от неё человек, производство?

– Сейчас многие из вас  видят мир пока ещё в ярком свете (обращение к  детским работам).

– А может ли наступить такой момент, что вместо лесов будут стоять пеньки, вместо чистого воздуха – дым? Существует угроза для нашей жизни?

– Какой  вопрос стоит перед человечеством?

(Как жить дальше?  Что нужно сделать, чтобы природа не страдала?)

– Сказав это – вы  сами определили тему урока.

3. Тема урока: «Как нам жить?»

Может нам удастся ответить на этот вопрос.

Природе нужна помощь! Как ей помочь? Прежде, чем искать способы, надо знать, что охранять?

(воду, воздух, почву, животный и растительный мир– всё фиксировать на доске)

4. Дискуссия. (Обсуждение в группах)

– Жить на земле без воды невозможно, но чистой воды становится всё меньше.

– Подумайте, надо ли запретить потреблять воду в неограниченном количестве? Как это сделать, не нарушая прав человека?

– Какое значение имеет воздух для всего живого на земле?

– Но в городах воздух загрязнён от газов машин и выбросов из труб заводов. Что делать?

(использование фильтров, посадка деревьев)

– А вы сами не становитесь организаторами загрязнения воздуха?

– Повсеместно распространена детская забава, как поджигание сухой травы и листвы. Хорошо ли это? Как доказать?

5. Работа в группах.

На листах бумаги укажите плюсы и минусы этой забавы и дайте ответ на вопрос: «Нужно ли поджигать траву?»

+

Очистится место от мусора.

Вместе с листьями сгорает перегной.

Опавшие листья – это удобрение

Гибнут насекомые, лягушки, гнёзда.

Сгорают корни растений, их семена.

Загрязнение атмосферы и вред здоровью человека.

6. Выступление от групп и фиксация на доске.

– К какому выводу вы пришли?

– Что же делать с прошлогодней листвой, ведь избавляться от неё в городе надо?

(полезнее закопать в землю или собрать в кучи, засыпать сверху землёй и на следующий год на этом месте посадить цветы)

– Какой вред человек наносит почве?

(загрязняет мусором, который не разлагается, вырубает леса, осушает территории)

– Надо ли запретить использовать полиэтилен и другие упаковочные материалы?

– Можно ли решить проблему свалок вокруг городов и других населённых пунктов?

– Как решить проблему вырубки лесов?

7. Самостоятельная работа с учебником.

Мы говорим об экологических проблемах и способах их разрешения. В задании №2 на с.56 нужно отметить знаком « – »   случаи неправильного отношения человека к природе.

(Нельзя вырубать деревья, нужно сажать новые. Нужно экономно использовать воду, очищать стоки. Нельзя выбрасывать мусор там, где не разрешено. Нужно перерабатывать мусор, чтобы не засорять окружающую среду. Не обрабатывать поля сильными ядохимикатами. Загрязнение окружающей природы приводит к гибели диких животных).

8. Физминутка.

– День наступает – всё оживает.

Ночь наступает – всё замирает.

(Изображает полёт птиц, бабочек и шмелей).

9. Творческая работа.

Зачем бы ты не пришёл в лес, помни: ты в чужом доме, где много своих жильцов и правил.

Наступает лето – пора походов в лес.

1гр. Напишет правила поведения для тех, кто пришёл рвать грибы.

2гр. – землянику.

3гр. – цветы.

4, 5гр. – правила поведения в лесу.

Время выполнения – 3мин.

(включить диск со звуками леса).

Возможные варианты ответов представителей от групп:

1гр.

Нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох. Ножку гриба нужно срезать ножом или вывернуть её из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу. Нельзя брать незнакомые грибы – среди них могут быть ядовитые. Для человека они смертельны, но пинать и бросать их нельзя, так как они служат лекарством для животных.

2гр.

Собирать ягоды нужно аккуратно, не топтать. Зелёные ягоды брать нельзя, так как они не вкусные. С корнем растения рвать нельзя. Все ягоды срывать не надо – надо оставить их птицам.

3гр.

Срывать лесные цветы можно, но необходимо знать меру. Надо помнить: всё меньше красивых цветов остаётся на наших лугах и в лесах из-за бездумного сбора. Собранные цветы быстро вянут и лучше любоваться ими на природе. Нельзя вырывать цветы с корнями.

4-5гр.

Не шуметь, не мусорить, не тревожить гнёзда птиц и не брать в руки птенцов, не ломать ветки деревьев и кустарников.

Есть ли проблемы в нашем городе? Укажите сильные и слабые стороны нашего города.

– Что можно сказать о нашем городе. Какой он?

– Продолжите мои слова. Чистота в городе зависит… (от нас самих)

10. Итог урока.

– Как  же нам жить? Что нужно делать человечеству, чтобы сохранить нашу планету?

(Соблюдать правила поведения в природе, бережно относиться к богатствам нашей планеты. Учёным нужно разрабатывать новые технологии по переработке мусора, изобретению фильтров для очистки воздуха и воды и т. д.)

– А  вы можете сказать, как вы помогаете делать город красивым?

Я думаю, что и вы будете любить природу и помогать ей.

В ходе нашей работы все убедились, насколько остро стоят перед людьми экологические проблемы и как много вопросов нам предстоит решить.

11. Рефлексия.

– Заинтересовал ли вас урок. Научил ли чему? Что полезного нашли для себя? Как вам работалось в группах?

– Посовещайтесь и оцените работу участников группы,    если это возможно.

12. Домашнее задание.

– Если у вас появилось желание сделать наш город красивым и чистым – осуществите  его. Подумайте как?