Программа занятий по литературе древнего Пскова является частью программы по мировой художественной культуре. Она может быть использована в качестве регионального компонента и как самостоятельный учебный или факультативный курс, в школах всех типов. Программа предназначена для преподавания в VIII-XI классах. Её целью является: духовно-нравственное и эстетическое развитие подростка силой воздействия и средствами различных видов искусства и приобщение учащегося через искусство к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества; введение личности обучаемого в мир художественной культуры, формирование в нем готовности и способности к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей; оказание помощи в его всестороннем развитии способности и стремлении воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью учителю необходимо дать учащимся по изучаемому предмету сумму знаний, способствующих раскрытию перед ними наиболее важных закономерностей сложного процесса развития культуры древнего Пскова, усвоению особенностей образного языка искусства.
Задачи курса:
- познакомить обучающихся с уникальностью псковской средневековой литературы, показать ее высокий нравственный потенциал, чистоту стремления к идеалу;
- познакомить с видами и жанрами литературы Древнего Пскова, их развитием, трансформацией их в современном искусстве;
- познакомить с лучшими образцами средневекового искусства псковского края, с их гениальными творцами;
- воспитывать (прививать) здоровый эстетический вкус как противоядие от влияния извращенных форм современной вненациональной культуры.
Эти задачи определяют структуру и содержание программы, которая ориентирована на работу с материалами, выявляющими этико-эстетические вершины национального сознания, воплощенные в формах рукотворного и нерукотворного творчества.
Системообразующими принципами работы учителя по программе должны быть принципы народности, историзма, связь обучения с жизнью, обусловленная позицией «древнерусская культура не музейный экспонат, но живые корни современной русской культуры», интегративность (нерасторжимость внутренних связей между видами искусств, обусловленная эстетическим идеалом эпохи), вариативность как возможность выбора материала для изучения, а также опора на народную (традиционную) культуру края и на творческую самостоятельную активность обучаемых. Принцип историзма помогает учащимся, через призму далекой истории родного края, понять динамику сегодняшней жизни, свое предназначение. Он позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных видов искусства в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, объединяющие всё многообразие культуры данного исторического периода. Принцип народности рассматривается как система взглядов и представлений, в которых воплощены мировоззрение наших предков, их отношения с окружающим миром, с другими людьми. Краеведение во все времена было частицей нашей истории и культуры. Оно вставало на защиту традиций, остерегало людей от потери исторической памяти.
Обучение культуре родного края способствует развитию всех сторон личности учащихся: их мировоззрения, чувств, эмоций, эстетических взглядов, фантазии, мышления, памяти, культуры умственного труда, их художественных склонностей, творческой самостоятельности и инициативы, культуре общения и т.д.
Преподавание данного курса тесно связано с уроками истории и литературы, опирается на знания и эмоционально-чувственный опыт, который учащиеся приобрели на уроках изобразительного искусства.
Введение в учебную программу курса по культуре древнего Пскова, делает краеведение в ещё большей степени, неотъемлемой частью исторического образования и играет большую роль в организации внеклассной работы с учащимися. Ведь русская традиционная культура – это ещё и школа познания и мышления, и школа воспитания, и школа общения людей разных поколений. Очень важно изучение данного курса в школе и в связи с тем, что это ещё и способ освоения и сохранения исторического опыта. Происходит как бы своеобразный отбор, а зачастую и совершенствование того, что уже выдержало испытание временем, проверку практикой поколений и в материальной и в духовной культуре, и в быту, и в сфере нравственности. Данные занятия воспитывают уважение к нашим истокам, к родной земле, к её преданиям и памятникам, к исконным занятиям предков. И это действует не только на ум, но и на душу человека. Данный курс служит привитию любви к родному краю. И помогает воспитывать наших детей так, чтобы они стали ревностными хранителями народного духа, живущего и в памятниках истории и культуры, и в самом неповторимом звучании названий наших рек, деревень и городов. Псковичи же имеют полное право гордиться богатой историей родного края и его культурной сокровищницей.
Для эффективного освоения мира художественной культуры учащихся, процесс обучения должен включать в себя три взаимосвязанных звена: лекционную, самостоятельную и продуктивную работу. При этом очень важно включить учащихся в активную, разнообразную творческую деятельность, используя для этого также приемы, как актуализация жизненного опыта и опыта общения с различными видами искусства. Основная цель самостоятельной работы — развитие способности учащихся к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений. Организация плодотворной самостоятельной работы на занятиях требует наличия интересных заданий, которые учащемуся хочется выполнять, и наличие материалов, при помощи которых эти задания можно выполнять. Задача продуктивной части шаг за шагом, на основе совместных усилий учителя и учащихся, совершенствовать уровень выполнения заданий, развивать мастерство и вкус учащихся. Эта часть занятий помогает также и развитию многих сторон внешней и внутренней культуры учащихся. Еще одно важное звено в обучении культуры и искусства древнего Пскова – это внеурочная, самостоятельная деятельность учащихся в форме развивающего досуга. Особые возможности для этого предоставляет работы групп продленного дня в школе — интернате. Творческие часы, отданные искусству, становятся привычным и любимым учащимися способом проведения досуга.
Программа курса
Введение (2 часа)
Понятие культуры. Культурное наследие и современность. Общие закономерности развития культуры, ее – взаимосвязь с историческим развитием общества в целом.
Литература древнего Пскова - как яркое явление и крупный вклад в культуру России. Литература – как художественное отражение жизни народа. Человек главный предмет изображения в литературе древнего Пскова. Познавательное и воспитательное значение литературы.
Список литературы к введению.
Археологическое изучение Пскова – М., 1983.
Древний Псков: История, искусство, археология – М.; Изобразительное искусство, 1988.
Краеведческий материал на уроках литературы и во внеклассной работе. / Ред. А.Г. Разумовская – Псков., 2000
Кусков В.В. История Древнерусской литературы -М., 1989
Лабутина И.К. Псков. Историческая справка. Псков., 2001
Раздел 1. Устное народное творчество (7 час.)
Исторические корни Псковских говоров. Происхождение современной лексики. «Музеи слов» – словари. Псковский областной словарь. Исторические предпосылки развития литературы древнего Пскова.
Фольклор Псковского края. Устные исторические источники. Основные виды устно го народного творчества. Художественное своеобразие загадок, отражение в них народного ума, наблюдательности и творческой фантазии. Фольклорные произведения о воде.
Псковские пословицы и поговорки. Псковские пословицы и поговорки в записи Тенни Фенне Народная мудрость пословиц и загадок. Прямой и переносной смысл пословиц. Анализ, исторический и историко-лингвистический комментарий к пословицам.
Легенды псковского края.
Народные легенды и предания земли Псковской.
Сказания о княгине Ольге. Элементы народной культуры псковичей – игры, песни, хороводы.
Тайны псковских башен. Топонимика средневекового Пскова.
Религиозный фольклор. Культурные связи Руси с культурой Западной Европы. «Алексей Божий человек» – литературный памятник раннего средневековья (ХII – ХIII вв.), пришедший на Русь с Европейского Запада. Преобладающее значение средневековой церковной культуры над светской. Человек в системе средневековых категорий, его отношение к Богу, вечности, земной и загробной жизни. Нравственно-религиозная основа его повседневного бытия.
Список литературы к теме 1.
Белецкий В.Д. Довмонтов город. Архитектура и монументальная живопись ХIV в. – Л., 1986.
Васильев В. Легенды и предания Себежского края. Псков, 1992.
Воинские повести древней Руси. – Л., 1985.
Герд А.С. Язык и речь населения Псковского края. Историкоэтнографические очерки Псковского края. Псков, 1999.
Калугин В.В. Андрeй Микулинский и Кузьма Попович – псковские писцы ХIV в.// Книжные центры древней Руси. – СП6., 1991.
Кафенгауз Б.Б. Древний Псков. Очерки по истории феодальной республики. – М., 1969.
Киносценарии. Альманах. -М., 1982.
Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск, 1995.
Лазарев В.Н. Вклад Новгорода и Пскова в древнерусское искусство.//История русского искусства., т.2.-М., 1954.
Ларионов И. Легенды озера Чудского, предания Псковской старины. Псков, 1992.
Мудрое слово древней Руси. (ХI – ХVII вв.) Сборник / сост. В.В Колесова. – М., 1989.
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. З. Юность и любовь: девичество/ Сост. А.Астафьевой и В. Бахтиной. – М..1994.
Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1-12. – Л., (СПб.)., 1967-1996.
Русские народные песни, собранные П.В. Штейном ч.1., – М., 1870.
Спегальский Ю.П. Псков. Художественные памятники. – Л., 1972.
Степанов Ю. Легенды и предания Псковщины. Псков,1993.
Раздел 2. Особенности псковского летописания ХII - ХIV вв. (7 час.)
Особенности древнерусской литературы. Науки, помогающие исследовать древнерусскую литературу. Книга – неотъемлемая часть отечественной культуры. Работы переписчиков.
Первые летописные сведения о Псковской земле. Первые упоминания в летописи об Изборске и Пскове.
Псковские летописи. Летописи – как один из жанров древнерусской исторической литературы. История изучения и издания Псковских летописей. Л.А.Творогов.
Особенности псковского летописания. Содержание псковских летописей. Иерархия нравственных ценностей жителей древнего Пскова.
Особенности речи псковича 2 половины ХIV века, на основе заметок переписчиков на полях рукописных книг.
«Повесть о житии Александра Невского» - литературный образец для написания позднейших княжеских жизнеописаний, в т.ч. и псковской «Повести о Довмонте». Литературные связи древнерусских земель. Художественное своеобразие повести. Показ в «Житие» идеального образа правителя, защитника отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Факты биографии А. Невского.
«Сказания о Довмонте» II четв. ХIV века. Светское жизнеописание, почитаемого в Пскове князя. Патриотическая идея произведения. Довмонт – воплощение идеального князя.
Список литературы к теме 2.
Александр Невский и история России. Материалы научно- практической конференции 26-28 сентября 1995года. – Новгород, 1996.
Александров А.А. Во времена княгини Ольги. Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле. Псков, 2001.
Археологи рассказывают о древнем Пскове. – Псков, 1992.
Воинские повести древней Руси. / Сост. Н.В. Понырко – Л., 1985.
Древнерусская литература: Книга для чтения 5-9 классов./ Сост. Е.Рогачевская - М., 1993.
Житие князя Всеволода-Гавриила «Слово на обретение его мощей» /Подготовка текста и перевод В.И. Охотниковой. Псков, 1992.
Земля Псковская древняя и современная. Тезисы докладов к научно-практической конференции. – Псков, 1993.
Изборник. Повести древней Руси. – М., 1987.
Колесов В.В. История русского языка в рассказах. -М., 1982.
Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 1989.
Круглова Т. Жена Псковского князя Довмонта!/ Псковская губерния. 13-19 декабря 2001.
Литература древней Руси: Хрестоматия./ Сост. Л.А.Дмитриев. – М., 1966.
Марасинова Л.М. Новые псковские грамоты ХIV – ХV вв. – М., 1966
Масленникова Н.Н. Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. – Л., 1985
Насонов А.Н. Из истории русского летописания ХI – нач. ХVII века. Очерки и исследования.-М., 1969.
Охотникова В.И. Повесть о Довмонте: Исследования и тексты. – Л.,1985.
Псковский храм святого благоверного великого князя Александра Невского / Листок псковского храма святого Александра Невского № 44., 1998.
Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СП6., 1999.
Столярова Л.В. Из истории книжной культуры русского средневекового города ХI – ХУII вв., – М., 1999.
Раздел 3. Псковская литература конца ХV – ХVII веков. (11 часов)
Из литературы Пскова конца ХV - ХVI веков. Теория «Москва – третий Рим» игумена Филофея. Календари Ивана Рыкова. Творчество Ермолая – Еразма.
Творчество Василия - Варлаама.
«Житие Саввы Крыпецкого». Из истории Крыпецкого монастыря.
«Сказания о чудесах Саввы Крыпецкого»
«Житие Евфросина». Из истории Елизаровского монастыря.
«Житие князя Всеволода - Гавриила». «Слово» на обретение его мощей. Биография первого псковского святого, написанная монахом Псково-Печерского монастыря – Григорием.
«Повсть о Псковском взятии». Город Псков и псковичи главный герой повести. «Повесть...» – как исторический источник и яркий образец псковской литературы.
«Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков». Иконописец Василий – автор воинской повести. Идея, сюжет и композиция повести.
«Житие преподобного Никанда Псковского». «Житие Никандра» – как пример нетрадиционного жития в древнерусской литературе. Из истории Никандровой пустыни.
«Повесть о явлении икон на Синичьей горе». Из истории Святогорского монастыря. А.С.Пушкин и Псковский край.
«Литература древней Руси» – урок обобщения по теме «Мир древнерусской литературы». Связь культуры прошлого с современной культурой. Связь литературы с изобразительным искусством, зодчеством и музыкой.
Список литературы к теме 3.
Воинские повести древней Руси. / Сост. Н.В.Понырко Л. 1985.
Гейченко С. Пушкиногорье. – М., 1981.
Житие князя Всеволода Гавриила и слово на обретение его мощей / Перевод В.И. Охотниковой. Псков, 1992.
Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники – М., 1958.
Краеведческий материал на уроках литературы и во внеклассной работе. Учебно-методическое пособие. /Ред. А. Г.Разумовская. Псков, 2000.
Крыпецкая обитель: История, святые и подвижники благочестия Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря. Издание Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря. 2000.
Литература древней Руси.Изборник. Повести древней Руси. – М., 1986.
Муравьев А.В., Сахаров А.М., Очерки истории русской культуры IХ – ХVII вв. – М., 1984.
Приют сияньем муз одетый: Фотоальбом. – М., 1982.
Псковская икона ХIII – ХVI веков: Альбом. – Л., 1990.
Святыни и древности Пскова. Сочинение графа М.Толстого – М., 1986. (Репринтное издание). – СП6., 1993.
Серебрянский Н.И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. – М., 1908.
Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (ХV – ХVI вв.) – М., 1998.
Щапов Я.Н. Календарь в псковских рукописях ХV – ХVIвв.//Труды отдела древнерусской литературы. Института русской литературы АН СССР. т. ХХХVII.-Л., 1983
Раздел 4. Учебные экскурсии. (5 часов)
- Кром и Довмонтов город.
- Выбуты.
- Гремячая и Покровские башни.
- Печерский монастырь.
- Крыпецкий монастырь.
Примечание. Часть экскурсий проводится во внеурочное время
Итоговые занятия. (2 часа)
Проблемы духовной жизни человека и общества. Мораль и моральное поведение в древнерусской литературе. Нравственные категории и их реализация в жизни.
Литература и музыка древнего Пскова. Роль фольклора в формировании псковской литературы. Вклад литературы древнего Пскова в литературу и культуру древней Руси. Актуальные задачи, стоящие перед современными собирателями фольклора.
Список литературы к итоговым занятиям.
Историко-этнографические очерки Псковского края/ Под ред. А.В. Гадло. – Псков, 1998.
Лабутина И.К. Псков. Историческая справка. – Псков, 2000.
Лихачев Д.С. Литература древней Руси:Изборник. Повести древней Руси.- М., 1986.