Цели:
- Развивать умение выделять предложение из потока речи, оформлять его на письме.
- Формировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов.
- Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память, интеллект.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мобилизующий этап.
- Выполняем логическое упражнение. Читаю 1 раз. Будьте внимательны, запоминайте.
Медведь, волк и лиса написали предложения. На конце предложений они поставили разные знаки: точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Медведь ставил не вопросительный знак. Волк поставил точку. Определите, какие знаки поставил каждый из зверей?
(Ученики повторяют задание и делают умозаключение: звери поставили разные знаки. Волк – точку, медведь не ставил вопросительный знак. Значит, поставил восклицательный, а лиса – вопросительный знак.)
3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Выполняя логическое упражнение, мы воспользовались устной речью. Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений.)
- Что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.)
- Без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.)
- Опираясь на последний ответ, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.)
- Как узнать, сколько в тексте содержится предложений? (Сколько законченных мыслей, столько и предложений.)
- Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? Используйте опорные слова.
РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ… ИЗ ПОТОКА РЕЧИ.
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ….
(Цель нашего урока: развивать умение выделять предложение из потока речи; формировать умение находить подлежащее и сказуемое в предложении.)
4. Минутка чистописания.
- Начнём выполнение цели с минутки чистописания. Вспомните логическое упражнение. Букву, которую мы будем писать, вы определите самостоятельно. Ориентиры буквы: это слово – название животного, в нём 1 слог. Буква в этом слове обозначает согласный звук, парный звонкий, твёрдый. (Это слово – волк. В нём 1 слог, буква "в" обозначает согласный звук, парный звонкий, твёрдый. Значит, будем писать букву "в".)
- Правильно. (Повторяем написание буквы с проговариванием, пишем соединение Вв 5 раз.)
На доске:
Вва Ввб Ввв...
- Установите закономерность написания букв. (Пишем соединение буквы В – заглавной с буквой в – строчной и присоединяем буквы в алфавитном порядке.)
- Напишите цепочку букв в заданной закономерности.
5. Повторение изученного материала.
- Продолжим разговор о предложении.
- Как на письме отделить одно предложение от другого? (Большая буква в начале предложения и точка на конце.)
- Какие ещё знаки могут стоять на конце предложения и в каком случае? (?,!)
- Прочитайте записанный текст, рассмотрите схему.
Часто голоса рыб схожи с птичьими морской петух кукует кукушкой ставриды кричат дроздом морской карась крякает.
Текст = 4 !___________________ .
- Сформулируйте задание к упражнению. (Списать текст, разделяя его на предложения. Их должно быть 4.)
Выполняют задание.
- Выделите грамматическую основу 2, 3, 4 предложения.
- Что мы называем подлежащим? На какие вопросы оно отвечает? (Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что?)
- Что мы называем сказуемым? На какие вопросы оно отвечает? (Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что делают?)
- Что можете сказать о словах в предложении? На какую орфограмму больше всего слов?
- Сколько способов проверки безударных гласных вы знаете? Как проверить безударную гласную?
- Верно ли утверждение « нем как рыба»?
6. Физкультминутка.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.Вдаль посмотрим и под ноги,
Влево, вправо побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров!
7. Тренировочные упражнения.
- Продолжаем нашу работу.
- Может ли предложение состоять из 1 слова? В каком случае?
Упражнение 1
- Исключите из текста по 1 предложению так, чтобы осталось одно, соответствующее теме урока.
Вечер. Стемнело. Ушастая сова высматривает добычу.
- Спишите предложение, Подчеркните главные члены. Постройте его схему.
- Глаза у совы расположены на передней части головы. Что делается сбоку или сзади она, к сожалению, не может видеть. Помогает ей в этом гибкая шея, которая может поворачиваться на 270 градусов. (Показ картинки.)
Упражнение 2
- Сформулируйте задание. (Из предложений выбрать то, в котором три слова с проверяемой безударной гласной.)
Спинки и бока ежей покрыты иглами.
Иглы защищают их от врагов.
Ранней весной старая ежиха выбралась из норы.
Проверяем.
- Составьте предложение, заменив каждое слово, кроме последнего, на противоположное по смыслу. (Поздней осенью молодой ёж забрался в нору.)
- Назовите грамматическую основу.
- Это предложение – следствие. Составьте предложение, в котором бы указывалась причина того, о чём говорится во втором. (На улице похолодало.)
- Иглы ежа – это колючий панцирь, защищающий его от врагов. У взрослого ежа их может быть до 16 тысяч. Иголки имеют форму веретена, самые толстые расположены по середине. На иголках есть тёмные и светлые полоски. (Показ картинки.)
Упражнение 3
Слова для справок: н...ру, ж…лища, ч…рвями, ре...ко, пищ...
- Сформулируйте задание. (Надо написать текст, вставив пропущенные слова и буквы, используя условные обозначения.) (Показ картинки.)
- Выполняем с комментированием.
Объясняют так: В первом предложении есть 2 орфограммы – парный согласный по звонкости- глухости и проверяемая безударная гласная. По смыслу подходят слова редко (проверочное слово – редок) и нору (проверочное – норы). Получилось предложение: Крот редко покидает свою нору.
(аналогично остальные предложения)
- Вибриссы на мордочке крота и на кончике его хвоста предупреждают его об опасности или о том, что к нему приближается добыча. Например, дождевой червь.
- Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Исключите по 1 признаку лишнее предложение.
- Найдите слово с той же орфограммой, что и в слове РЕДКИЙ.
- Как проверить парный согласный по звонкости–глухости?
8. Домашнее задание.
- Задание №4 (карточка). Подчеркните главные члены.
9. Итог урока.
- Выполнили ли мы поставленные цели?
- Что повторяли?
- У нас отсутствуют по болезни... Обязательно навестите их и расскажите, чему мы научились. Спасибо за урок!