Урок русского языка во 2-м классе по теме "Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Связь слов в предложении"

Разделы: Начальная школа


Цели:   

  1. Развивать умение выделять предложение из потока речи, оформлять его на письме.
  2. Формировать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать  связь слов.
  3. Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память, интеллект.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий этап.

- Выполняем логическое упражнение. Читаю 1 раз. Будьте внимательны, запоминайте.

Медведь, волк и лиса написали предложения. На конце предложений они поставили разные знаки:  точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Медведь  ставил не вопросительный знак. Волк поставил точку. Определите, какие знаки поставил каждый из зверей?

(Ученики повторяют задание и делают умозаключение: звери поставили разные знаки. Волк – точку, медведь не ставил вопросительный знак. Значит, поставил восклицательный, а лиса – вопросительный знак.)

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Выполняя логическое упражнение,  мы воспользовались устной речью. Скажите, из чего состоит устная и письменная речь? (Из предложений.)

- Что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.)

- Без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.)

- Опираясь на последний ответ, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.)

- Как узнать, сколько в тексте содержится предложений? (Сколько законченных мыслей, столько и предложений.)

- Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке? Используйте опорные слова.

РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ… ИЗ ПОТОКА РЕЧИ.

ФОРМИРОВАТЬ  УМЕНИЕ НАХОДИТЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ….

(Цель нашего урока: развивать умение выделять предложение из потока речи; формировать умение находить подлежащее и сказуемое в предложении.)

4. Минутка чистописания.

- Начнём выполнение цели с минутки чистописания. Вспомните логическое  упражнение.  Букву, которую мы будем писать, вы определите самостоятельно. Ориентиры буквы: это слово – название животного, в нём  1 слог. Буква в этом слове обозначает согласный звук, парный звонкий, твёрдый. (Это слово – волк. В нём 1 слог, буква "в" обозначает согласный звук, парный звонкий, твёрдый. Значит, будем писать букву "в".)

- Правильно. (Повторяем написание буквы с проговариванием, пишем соединение Вв 5 раз.)

На доске:

Вва   Ввб  Ввв...

- Установите закономерность написания букв. (Пишем соединение буквы В – заглавной с буквой в – строчной и присоединяем буквы в алфавитном порядке.)

- Напишите цепочку букв в заданной закономерности.

5. Повторение изученного материала.

- Продолжим разговор о предложении.

- Как на письме отделить одно предложение от другого? (Большая буква в начале предложения и точка на конце.)

- Какие ещё знаки могут стоять на конце предложения и в каком случае? (?,!)

- Прочитайте записанный текст, рассмотрите схему.

Часто голоса рыб схожи с птичьими морской петух кукует кукушкой ставриды кричат дроздом морской карась крякает.

Текст = 4 !___________________ .

- Сформулируйте задание к упражнению. (Списать текст, разделяя его на предложения. Их должно быть 4.)

Выполняют задание.

- Выделите грамматическую основу 2, 3, 4 предложения.

- Что мы называем подлежащим? На какие вопросы оно отвечает? (Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что?)

- Что мы называем сказуемым? На какие вопросы оно отвечает? (Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что делают?)

- Что можете сказать о словах в предложении? На какую орфограмму больше всего слов?

- Сколько способов проверки безударных гласных вы знаете? Как проверить безударную гласную?

- Верно ли утверждение « нем как рыба»?

6. Физкультминутка.

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Влево, вправо побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров!

7. Тренировочные упражнения.

- Продолжаем нашу работу.

- Может ли предложение состоять из 1 слова? В каком случае?

Упражнение 1

- Исключите из текста по 1 предложению так, чтобы осталось одно, соответствующее теме урока.

Вечер. Стемнело. Ушастая сова высматривает добычу.

- Спишите предложение, Подчеркните главные члены. Постройте его схему.

- Глаза у совы расположены на передней части головы. Что делается сбоку или сзади она, к сожалению, не может видеть. Помогает ей в этом гибкая шея, которая может поворачиваться на 270 градусов. (Показ картинки.)

Упражнение 2

- Сформулируйте задание. (Из предложений выбрать то, в котором три слова с проверяемой безударной гласной.)

Спинки и бока ежей покрыты иглами.
Иглы защищают их от врагов.
Ранней весной старая ежиха выбралась из норы.

Проверяем.

- Составьте предложение, заменив каждое слово, кроме последнего, на противоположное по смыслу. (Поздней осенью молодой ёж забрался в нору.)

- Назовите грамматическую основу.

- Это предложение – следствие. Составьте предложение, в котором бы указывалась причина того, о чём говорится во втором. (На улице похолодало.)

- Иглы ежа – это колючий панцирь,  защищающий его от врагов. У взрослого ежа их может быть до 16 тысяч. Иголки имеют форму веретена, самые толстые расположены по середине. На иголках есть тёмные и светлые полоски. (Показ картинки.)

Упражнение 3

Слова для справок: н...ру, ж…лища, ч…рвями, ре...ко, пищ...

- Сформулируйте задание. (Надо написать текст, вставив пропущенные слова и буквы, используя условные обозначения.) (Показ картинки.)

- Выполняем с комментированием.

Объясняют так: В первом предложении есть 2 орфограммы – парный согласный по звонкости- глухости и проверяемая безударная гласная. По смыслу подходят слова редко (проверочное слово  – редок) и нору (проверочное – норы). Получилось предложение: Крот редко покидает свою нору.
(аналогично остальные предложения)

- Вибриссы на мордочке крота и на кончике его хвоста предупреждают его об опасности или о том, что к нему приближается добыча. Например, дождевой червь.

- Подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Исключите по 1 признаку лишнее предложение.

- Найдите слово с той же орфограммой, что и в слове РЕДКИЙ.

- Как проверить парный согласный  по звонкости–глухости?

8. Домашнее задание.

- Задание №4 (карточка). Подчеркните главные члены.

9. Итог урока.

- Выполнили ли мы поставленные цели?

- Что повторяли?

- У нас отсутствуют по болезни... Обязательно навестите их и расскажите, чему мы научились. Спасибо за урок!