Педагогический опыт “Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения” реализуется в МОУ “Средней общеобразовательной школе №20 с углубленным изучением отдельных предметов” города Белгорода.
Автор работает в профильных классах с физико-математическим и социально- экономическим уклонами по учебникам В.П. Кузовлева. Дети имеют разный уровень подготовки в области иностранного языка. Чтобы поддержать интерес к изучению иностранного языка, развить творческие способности, обогатить словарный запас, расширить лингвистические знания, повысить уровень речевого общения учащихся, учитель разработал комплекс лингвострановедческого материала.
Диапазон опыта охватывает систему “урок-кружок “Путешествие в мир традиций и культуры страны изучаемого языка” – внеклассная работа”, что позволяет охватить весь учебно-воспитательный процесс по предмету.
Актуальность опыта определяется противоречием между существующей потребностью в использовании лингвострановедческого материала как оптимального способа активизации речемыслительной деятельности школьников и отсутствием комплексной методики по ее реализации.
Основная цель работы автора опыта – разработка и апробация комплекса лингвострановедческих материалов как ведущего способа активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка.
Представленный опыт связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы комплекса методов, приемов и средств активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка.
Эффективной формой развития речемыслительной деятельности является построение смыслового комплекса высказывания, который представляет собой основные понятия обсуждаемой темы, соединенные между собой логическими связями, и может разрастаться, включая в себя все новые и новые понятия по теме. Не случайно его название mind-map – интеллектуальная карта. При обучении учащихся различным видам чтения на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах использование интеллектуальной карты позволяет активизировать у обучаемых процессы осмысления, запоминания и усвоения информации. Мы стремимся использовать в своей работе эту форму, приведем пример. На изучение темы "Россия" отведено 10 часов. На каждом уроке при объяснении подтемы берем ключевое слово и дополняем его лексикой (используем слова разных частей речи), относящейся к данной теме. На заключительном этапе изучения темы совместно с детьми будет составлена такая карта.
Интеллектуальную карту можно расширить при изучении этой же темы в старших классах. Она помогает ученикам при составлении предложений, связного рассказа, диалога. (Приложение №1)
Специфику нашей деятельности определяет лингвострановедческий комплекс, включающий в себя аутентичные тексты, коллажирование, паспортизацию ключевых слов, методику развития критического мышления.
Аутентичный текст
Аутентичный текст – первозданный, данный носителями языка без обработки, т. е. неадаптированный, отличается информативностью (часто это текст лингвострановедческого содержания), вызывает интерес у учащихся, содержит лексику с национальным компонентом.
Аутентичный текст – это текст различной степени сложности с точки зрения подбора лексического и грамматического материала, разнообразный по типу и жанру, отражающий особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Это – социологический опрос, статистика, репортаж, интервью, объявления, инструкции; афиши, отрывки литературных произведений, стихи.
Учебники английского языка под редакцией В.П. Кузовлева содержат недостаточное количество аутентичных текстов, поэтому приходится дополнять материал учебных пособий аутентичными материалами, опираясь при этом на информационные технологии, а также используя газеты, журналы, проспекты, аудиозаписи.
Целью педагогической деятельности автора является создание условий для развития речевой компетенции учащихся старших классов в области чтения на иностранном языке и повышения интереса к межкультурному общению на основе использования аутентичных текстов.
Методы работы с аутентичными текстами:
Большое значение автор придает личностно-ориентированным технологиям – методу проектов и обучению в сотрудничестве. Одно из направлений связано с усилением роли активности учащихся, использованием активных приемов, ролевых игр, проблемное обучение и т.п. Учебно-речевые ситуации и игровые технологии являются основополагающими элементами системы упражнений с текстом.
Приемы работы с аутентичными текстами:
- первичное восприятие
- ознакомление и построение смысла
- усвоение
- выход в речь, интерпретация.
На первом этапе учащиеся идентифицируют текст, с которым им предстоит работать. Задача этого этапа – пробудить у учащихся желание познакомиться с текстом.
На втором этапе, знакомясь с текстом, учащиеся выделяют первичные опорные элементы, которые условно делятся на две категории: формально-смысловые и собственно-смысловые.
Формально-смысловые элементы – это паралингвистические (мимика и жесты, тембр речи, темп речи, почерк и т.д.) и металингвистические (определение слова как “глагол”, “сказуемое”).
Собственно-смысловые элементы нового текста требуют от учащихся лингвистических знаний: это всегда знакомые им из предыдущего опыта слова и выражения, нахождение которых в незнакомом материале имеет психологический эффект и позволяет подвести учащихся к восприятию новых элементов через уже известные им и тем самым помочь им постепенно подойти к понимаю текста.
Работа с собственно-смысловыми элементами нового текста – это пограничная зона между этапом ознакомления и построения смысла. Задания, сформулированные в этой части, относятся только к знакомым учащимся словам и выражениям. Поэтому учащиеся могут, пробежав глазами, выбрать из текста заданные им элементы (имена собственные, числительные, интернациональные слова), опираясь на формальные признаки и не задумываясь об их значении для данного текста. Выполнение этих заданий в дальнейшем должно помочь учащимся лучше, полнее раскрыть смысл именно данного конкретного текста. Построение смысла продолжается посредством освоения новых элементов текста.
На этапе усвоения учащиеся тренируются в употреблении новых лексических единиц, грамматических явлений.
Целью последнего этапа является
формирование у учащихся навыков и умений
смысловой переработки текста. Применяются
текстовые и имитативно-репродуктивные
упражнения. Предполагается развитие
инициативности говорения: умения расспрашивать,
задавать вопросы.
Для дальнейшего закрепления материала и
мотивации творческой работы учащихся
применяются продуктивно-творческие упражнения,
а также всевозможные ролевые ситуативные игры.
Задания носят коммуникативный характер.
Результаты:
Применение аутентичных текстов на уроках иностранного языка повышает мотивацию учения (следствие этого – повышение качества знаний учащихся по предмету, которое составляет 72%), активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает интерес к литературе, формирует художественный вкус.
Работа с аутентичными текстами развивает у учащихся умение адекватного общения и взаимопонимания с носителями языка, формирует определённый уровень социокультурной компетенции, складывающийся из страноведческих фоновых знаний.
Коллажирование
Коллаж – это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия. (Приложение № 2).
Цель коллажирования – формирование у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры.
Методы работы с коллажом: эвристические, исследовательские, проблемные.
Приемы работы с коллажом:
В центре коллажа – ключевое понятие – ядро, а вокруг него понятия – спутники, например, тема"Washington, DC" .
Учитель в центре на доске пишет ключевое слово "Washington, DC" и обводит в кружок. Вначале необходимо обратить внимание школьников на главное понятие: "Today we shall look at the key word Washington, DC". Далее учащиеся слушают текст, называют понятия – реалии, которые у них ассоциируются с ключевым словом. Учитель вносит в коллаж новые ассоциации. Затем школьники работают в парах для устранения из коллажа понятий, которые не связаны по смыслу с ключевым. Например:
А: Is Kennedy airport situated in Washington?
В:No. It is situated in New York.
Старшеклассникам дается задание на дом: подберите дополнительную информацию по теме, используя учебник или страноведческий справочник. На следующем уроке коллаж составляется повторно, учащиеся комментируют понятия – спутники и представляют собранную информацию. В процессе комментирования лингвострановедческого материала учитель создает учебные ситуации, вовлекая в общение всех учеников, задавая вопросы:
Как ты думаешь? Согласен ли?
За каждый правильный ответ, дополнение учащиеся получают дополнительные баллы к отметке за урок.
Перечислим виды работ с коллажем:
1. Этап.
- Знакомство с ключевым понятием.
- Аудирование.
- Проверка понимания воспринимаемой лингвострановедческой информации.
- Фактическая отработка национально – окрашенной лексики.
- Схематическое отображение соотнесенности ключевого понятия с понятиями-спутниками.
- Создание условно – речевых ролевых ситуаций.
- Индивидуальные или общие домашние задания.
2. Этап.
- Презентация и комментирование школьниками собранной лингвострановедческой информации.
- Создание новых условно – речевых ситуаций на основе изучаемого.
Результаты:
Презентация страноведческих реалий проводится в необычной форме. Это:
- Привлекает внимание учащихся.
- Стимулирует их познавательные интересы.
- Создает положительную мотивацию.
- Активизирует речемыслительную деятельность.
- Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения логических опор.
- Создает предпосылку для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы.
Паспортизация ключевых слов
Паспортизация ключевых слов – это комплексное синхронное описание в методических целях информации о предмете или явлении, обозначаемом словом или совокупностью языковых данных.
Цель паспортизации ключевых слов – формирование и развитие информационно-исследовательской культуры, умений работать с первоисточниками, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, критически оценивать информацию.
Методы работы с паспортизацией ключевых слов: исследовательские, поисковые, творческие.
Приемы работы с паспортизацией ключевых слов:
Этот прием используем при обучении чтению. На доске учитель пишет ключевое слово или словосочетание, например, "Washington, DC".
Ученики чертят таблицу в тетрадь, внимательно читают текст. Во 2-ю колонку выписывают единицы информации, звёздочками отмечая лингвострановедческие реалии. В 3-ю колонку под руководством учителя ученики выписывают словосочетания, которые встречаются в рассматриваемом предложении. В 1-ю колонку школьники самостоятельно помещают лексику по теме. Позднее такая работа может проводиться самостоятельно.
Паспортизация ключевых слов
“Washington, D.C.”
Тематическая лексика |
Единицы лингвострановедческой информации |
Синтаксическая сочетаемость |
Washington, memorial, |
Lincoln memorial in Washington was built in honor of Abraham Lincoln who became the sixteenth president of the USA in 1861. He wrote the emancipation, proclamation which freed the blacks in the south from slavery. |
Lincoln memorial, to build, in honor of, it free smb from smth. |
Результаты:
Данный вид работы не только влияет на формирование познавательной активности школьников в процессе речевой деятельности, но и способствует развитию лингвострановедческих исследовательских навыков.
Методика развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, чтобы применять полученные результаты к различным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель – побудить учащихся активно участвовать в процессе учения, повысить эффективность работы, опираясь на собственные знания.
Методы – развитие критического мышления
1. Мозговая атака
На своих уроках мы используем методику развития критического мышления. На уроке в 7 классе при обсуждении проблемного вопроса: "Как спасти землю?" мы применили мозговую атаку – брейнсторминг. Класс делится на две группы. Первая группа – "генераторы идей", они за три минуты предложили варианты решения обсуждаемой проблемы.
- Water flowers and trees
- Grow flowers and trees
- Keep the country tidy
- Put rubbish in a rubbish bin
- Never break plants and trees
- Reduce
- Reuse
- Recycle
- Take care of nature
- Save wild animals and birds
Вторая группа "аналитиков" рассмотрела все варианты и сделала свой вывод, согласно которому пришла к мнению, что если каждый человек будет заботиться о природе, то мы спасем нашу планету.
Примечание. Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями, и проводят второй круг.
Во время проведения мозговой атаки преподаватель выступает в качестве заказчика и в качестве дирижера. Он кратко излагает суть проблемы и правила (условия) проведения мозговой атаки. Они очень просты. Прежде всего, строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений; не боятся высказывать самые неожиданные, фантастические или, на чей-то взгляд нелепые предложения – одно из основных правил брейнсторминга; предпочтение количества, а не качества идей, поощрение комбинирования и переноса уже высказанных идей – другое условие мозговой атаки.
Как можно больше предложений. Если наступает заминка, преподаватель сам подает любое, пусть даже самое невероятное предложение. Весь поток предложений обязательно фиксируется (стенограмма, запись на магнитофоне или диктофоне).