Урок русского языка в 4-м классе по программе "Начальная школа XXI века" на тему "Правописание -ться- и -тся- в глаголах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Наблюдать за способам обозначения звуков [ца] на конце имён существительных и глаголов. Определить правило написания ться и тся в глаголах.
  2. Отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой. Развивать наблюдательность,  мышление.
  3. Воспитывать чувство доброты, прививать  интерес к знаниям.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

- Ребята, давайте посмотрим на барометр настроения.

Наш барометр показывает, что у нас хорошее настроение. Чтобы наше настроение оставалось таким же на протяжении всего урока, нужно соблюдать правила поведения на уроке.

(Работай молча. Хочешь ответить – подними руку! Не лови ворон!)

II. Каллиграфическая минутка

Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот какие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.
(Помидоры)

Дать характеристику звуку [п].

(Cогласный, твёрдый парный [п’], глухой парный [г], буква пэ.)

- Назовите буквы с такими же элемента. Пропишите буквы: П, Т, Р.

Словарь:

  1. Запишите отгадку в ед. ч. – помидор
  2. Расстояние –пространство, разделяющее два пункта, промежуток между чем-нибудь.
  3. Истина – то же, что правда.
  4. Рисунок – изображение, воспроизведение чего-нибудь, карандашом, красками.
  5. Обида – несправедливо причинённое огорчение.
  6. Деревня – то же, что село.
  7. Аллея – дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными  по обеим её сторонам.

Раскодируйте слово, прочитав первую букву каждого слова. (Природа). Сегодня на уроке мы отправимся на остров, и если выполним все указания, то  к концу урока отыщем клад. 

III. Возникновении проблемной ситуации и постановка проблемы

Чтобы узнать название острова, выполните следующее задание:  прослушайте четверостишье, если услышите одинаковое произношение в словах хлопнете в ладоши и постарайтесь запомнить эти слова.

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится.

- Назовите слова. Прочитайте слова написанные на доске:

- Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.

- Как вы думаете, над чем сегодня на уроке мы будем работать?

(Мы будем определять, когда пишется ца, когда тся, а когда ться.)

На карте открывается название острова. (ОСТРОВ СОКРОВИЩ)

III. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы 

1. Сначала, определим в каких словах пишется слог ца.

- Сравните слова двух первых столбиков. Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

Понаблюдайте, что слышится и что пишется на конце имён существительных.

Вывод: на конце имён существительных слышится [ца] и пишется ца.

На карте открывается запись:

Работа в парах. Выписать слова, в которых слышится и пишется ца.

Фронтальная проверка.

Физминутка («этюды для души»)

Волшебный цветок добра

(Звучит спокойная музыка) Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости.

Вас обвивает тёплый, ласковый ветер. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Улыбнитесь.

Пошлите друг другу добрые мысли.

2. Следующее задание. Сравните второй и третий столбики, как вы   считаете, почему в одних словах пишется ь знак, а в других нет?

Версии детей.

-  Чтобы понять, когда пишется ться, а когда тся, нужно определить в какой форме стоят глаголы.

-  Определите, в какой форме стоят глаголы 2 столбика, сделайте вывод.

Вывод: если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?) на конце пишется ться.

На карте открывается запись.

- В какой форме стоят глаголы 3 столбика. (В форме 3 лица, единственного числа.)

Вывод: если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что
делают, что сделает? что сделают?) на конце пишется тся.

Открывается запись

Прочитайте правило на стр. 87.

IV. Отработка написания слов с данной орфограммой

1. Работа у доски. Записать слова в два столбика:1-глаголы в  начальной форме, 2- глаголы в форме 3-го лица.

Упражнение 2, стр. 88.

Красна деви[ца], любит учи[ца], нужно торопи[ца], спутни[ца], удивляе[ца], удивля[ца], красави[ца], улыбае[ца], улыба[ца], больни[ца], случае[ца], может случи[ца].

2. Работа в группах.  Запишите нужное слово.

I группа

сердится-сердиться
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет __________ .
Собака__________ и рычит на кошку.

II группа

учиться-учится
Катя_________ на одни пятёрки.
Мне очень нравится___________ в школе.

III группа

ссориться-ссорится
Я больше никогда ни с кем не буду___________ .
Вася часто ____________ с одноклассниками.

Мы с вами выполнили все задания и добрались до клада.
Давайте откроем сундук и посмотрим, что там находится.
Открывают сундук и читают пословицы:

  1. Мир да лад – большой клад.
  2. Знание лучше богатства.
  3. Доброе братство милее богатсва.

V.  Итог

- С какой орфограммой познакомились?

- Отчего зависит написание ться, тся в глаголах?

VI. Домашнее задание

Стр. 87 прочитать правило, стр. 88 упр. 3.