Цели:
- Наблюдать за способам обозначения звуков [ца] на конце имён существительных и глаголов. Определить правило написания ться и тся в глаголах.
- Отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой. Развивать наблюдательность, мышление.
- Воспитывать чувство доброты, прививать интерес к знаниям.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Ребята, давайте посмотрим на барометр настроения.
Наш барометр показывает, что у нас хорошее настроение. Чтобы наше настроение оставалось таким же на протяжении всего урока, нужно соблюдать правила поведения на уроке.
(Работай молча. Хочешь ответить – подними руку! Не лови ворон!)
II. Каллиграфическая минутка
Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот какие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.
(Помидоры)
Дать характеристику звуку [п].
(Cогласный, твёрдый парный [п’], глухой парный [г], буква пэ.)
- Назовите буквы с такими же элемента. Пропишите буквы: П, Т, Р.
Словарь:
- Запишите отгадку в ед. ч. – помидор
- Расстояние –пространство, разделяющее два пункта, промежуток между чем-нибудь.
- Истина – то же, что правда.
- Рисунок – изображение, воспроизведение чего-нибудь, карандашом, красками.
- Обида – несправедливо причинённое огорчение.
- Деревня – то же, что село.
- Аллея – дорога (в саду, парке) с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.
Раскодируйте слово, прочитав первую букву каждого слова. (Природа). Сегодня на уроке мы отправимся на остров, и если выполним все указания, то к концу урока отыщем клад.
III. Возникновении проблемной ситуации и постановка проблемы
Чтобы узнать название острова, выполните следующее задание: прослушайте четверостишье, если услышите одинаковое произношение в словах хлопнете в ладоши и постарайтесь запомнить эти слова.
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы решила напиться,
Птица синица, что в воду глядится.
- Назовите слова. Прочитайте слова написанные на доске:
- Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.
- Как вы думаете, над чем сегодня на уроке мы будем работать?
(Мы будем определять, когда пишется ца, когда тся, а когда ться.)
На карте открывается название острова. (ОСТРОВ СОКРОВИЩ)
III. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы
1. Сначала, определим в каких словах пишется слог ца.
- Сравните слова двух первых столбиков. Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
Понаблюдайте, что слышится и что пишется на конце имён существительных.
Вывод: на конце имён существительных слышится [ца] и пишется ца.
На карте открывается запись:
Работа в парах. Выписать слова, в которых слышится и пишется ца.
Фронтальная проверка.
Физминутка («этюды для души»)
Волшебный цветок добра
(Звучит спокойная музыка) Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости.
Вас обвивает тёплый, ласковый ветер. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Улыбнитесь.
Пошлите друг другу добрые мысли.
2. Следующее задание. Сравните второй и третий столбики, как вы считаете, почему в одних словах пишется ь знак, а в других нет?
Версии детей.
- Чтобы понять, когда пишется ться, а когда тся, нужно определить в какой форме стоят глаголы.
- Определите, в какой форме стоят глаголы 2 столбика, сделайте вывод.
Вывод: если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?) на конце пишется ться.
На карте открывается запись.
- В какой форме стоят глаголы 3 столбика. (В форме 3 лица, единственного числа.)
Вывод: если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что
делают, что сделает? что сделают?) на конце пишется тся.
Открывается запись
Прочитайте правило на стр. 87.
IV. Отработка написания слов с данной орфограммой
1. Работа у доски. Записать слова в два столбика:1-глаголы в начальной форме, 2- глаголы в форме 3-го лица.
Упражнение 2, стр. 88.
Красна деви[ца], любит учи[ца], нужно торопи[ца], спутни[ца], удивляе[ца], удивля[ца], красави[ца], улыбае[ца], улыба[ца], больни[ца], случае[ца], может случи[ца].
2. Работа в группах. Запишите нужное слово.
I группа
сердится-сердиться
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет __________ .
Собака__________ и рычит на кошку.
II группа
учиться-учится
Катя_________ на одни пятёрки.
Мне очень нравится___________ в школе.
III группа
ссориться-ссорится
Я больше никогда ни с кем не буду___________ .
Вася часто ____________ с одноклассниками.
Мы с вами выполнили все задания и добрались до клада.
Давайте откроем сундук и посмотрим, что там находится.
Открывают сундук и читают пословицы:
- Мир да лад – большой клад.
- Знание лучше богатства.
- Доброе братство милее богатсва.
V. Итог
- С какой орфограммой познакомились?
- Отчего зависит написание ться, тся в глаголах?
VI. Домашнее задание
Стр. 87 прочитать правило, стр. 88 упр. 3.