Цели и задачи урока:
- познакомить с видами словарей, их ролью для человека;
- учить самостоятельно искать и проверять новые знания;
- способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
- воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей (В.И. Даль);
- воспитывать умение работать дружно, согласованно в группе, паре.
Оборудование: учебник, листы ватмана, выставка словарей (орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический, 14 словарей для специалистов); карточки c набором слов для групп; портрет В.И. Даля.
Ход урока
I. Организация детей на занятие. Приветствие.
II. Сообщение темы урока. Постановка цели.
Путешественник открывает новые земли, исследует их природные богатства. Ботаник исследует строение и жизнь растений, языковед – строение и жизнь слов. Исследователь добывает новое знание, очень ценное, необходимое в жизни, интересное, увлекательное. Человек исследует – значит наблюдает и разгадывает тайны природы, всего окружающего нас мира, в том числе – и тайны языка. Впрочем, сами тайны никогда не открываются – вы можете их раскрыть для себя на нашем уроке. Надеюсь, что вам будет интересно, хотя и не всегда легко.
– Ребята, попытайтесь объяснить, как поэт (С.Я. Маршак) понимает рождение слов, что значит, что искусство со своим потайным фонарем сойдет в подвалы, где хранятся старые слова (ученик читает стихотворение).
Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой …”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
(Ответы учеников …)
III. Работа со словарями.
И школьники, и взрослые часто выясняют, как пишутся и что обозначают те или иные слова. Для этого они обращаются к словарям. Какие вы видели и знаете словари? (ответы: орфографический, толковый, иностранных слов, …)
– Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку – её подготовила наш библиотекарь (Мусиенко Елена Николаевна), дополните свои знания о словарях (перечисляем их названия). Советую постоянно работать с ними.
На выставке:
- Грушников П.А. “Орфографический словарик”
- Ушаков Д.Н. и Крючков С.Е. “Орфографический словарь”
- Потиха З.А. “Школьный словарь строения слов русского языка”
- Жуков В.П., Жуков А.В. “Школьный фразеологический словарь”
- Львов М.Р. “Школьный словарь синонимов и антонимов русского языка”
- Неусыпова Н.М. “Толковый словарик русского языка”
- Ожегов С.И. “Словарь русского языка”
- Петровский Н.А. “Словарь русских личных имен” 9–20. Тематические словари.
IV. Формирование навыков работы со словарем самостоятельно.
Работа ведется в микрогруппах по заданиям (у каждой группы лист ватмана, лист с индивидуальным заданием).
Задание 1.
Выберите словарь, познакомьтесь с его содержанием, автором, определите вид.
Задание 2.
Исследуйте, как расположены в вашем словаре слова, найдите по одному слову, начинающемуся на первую и последнюю букву алфавита.
Задание 3.
Подумайте и составьте алгоритм работы со словом в словаре.
V. Защита работ и анализ полученных результатов исследовательской деятельности групп.
Учитель: – В словарях громадное количество слов, как отыскать нужное?
Каждая группа учащихся, выполнив задание, у доски защищает свой алгоритм (оцениваем умение работать в группе, правильно распределить обязанности).
– Ребята, вы сегодня были и путешественниками и исследователями в стране словарей. Давайте проанализируем результаты работы групп.
- Три группы ребят увидели, что слова в словаре расположены по алфавиту. Автомобиль надо искать в начале словаря, а яблоко – в конце. Молодцы! Значит знание алфавита, поможет нам определить направление в движении по словарю.
- Вы заметили, что слов, которые начинаются на одну букву, много, даже по нескольку страниц. Как среди них найти нужное? Надо смотреть на вторую букву, они тоже расположены по алфавиту. Например: багаж, базар, байдарка, баклажан, балет.
- Группа № 4 выбрала толковый словарь и объяснила нам, как узнать значение слова.
А на следующих уроках мы научимся составлять собственный толковый словарик, как это делал “чудак”, живший в прошлом веке. Он собирал ни марки, ни открытки, ни значки, а … слова! Звали его Владимир Иванович Даль (портрет). Он был военным врачом – хирургом, много ездил по нашей стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его жизни, стал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Это четыре толстых тома. Посмотрите на них, полистали и изучили их наши ребята, посмотрели, что обозначают слова, в каких случаях употребляются, с какими словами состоят в родне. Рассказы эти интересны и подробны. В. Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова.
VI. Подведение итогов урока.
Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Я думаю, эта работа вам поможет научиться разгадывать тайны языка, любить слово и уметь работать с ним.