Урок русского языка в начальной школе по теме "Где же хранятся слова?"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • познакомить с видами словарей, их ролью для человека;
  • учить самостоятельно искать и проверять новые знания;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей (В.И. Даль);
  • воспитывать умение работать дружно, согласованно в группе, паре.

Оборудование: учебник, листы ватмана, выставка словарей (орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический, 14 словарей для специалистов); карточки c набором слов для групп; портрет В.И. Даля.

Ход урока

I. Организация детей на занятие. Приветствие.

II. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Путешественник открывает новые земли, исследует их природные богатства. Ботаник исследует строение и жизнь растений, языковед – строение и жизнь слов. Исследователь добывает новое знание, очень ценное, необходимое в жизни, интересное, увлекательное. Человек исследует – значит наблюдает и разгадывает тайны природы, всего окружающего нас мира, в том числе – и тайны языка. Впрочем, сами тайны никогда не открываются – вы можете их раскрыть для себя на нашем уроке. Надеюсь, что вам будет интересно, хотя и не всегда легко.

– Ребята, попытайтесь объяснить, как поэт (С.Я. Маршак) понимает рождение слов, что значит, что искусство со своим потайным фонарем сойдет в подвалы, где хранятся старые слова (ученик читает стихотворение).

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой …”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

(Ответы учеников …)

III. Работа со словарями.

И школьники, и взрослые часто выясняют, как пишутся и что обозначают те или иные слова. Для этого они обращаются к словарям. Какие вы видели и знаете словари? (ответы: орфографический, толковый, иностранных слов, …)

– Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку – её подготовила наш библиотекарь (Мусиенко Елена Николаевна), дополните свои знания о словарях (перечисляем их названия). Советую постоянно работать с ними.

На выставке:

  1. Грушников П.А. “Орфографический словарик”
  2. Ушаков Д.Н. и Крючков С.Е. “Орфографический словарь”
  3. Потиха З.А. “Школьный словарь строения слов русского языка”
  4. Жуков В.П., Жуков А.В. “Школьный фразеологический словарь”
  5. Львов М.Р. “Школьный словарь синонимов и антонимов русского языка”
  6. Неусыпова Н.М. “Толковый словарик русского языка”
  7. Ожегов С.И. “Словарь русского языка”
  8. Петровский Н.А. “Словарь русских личных имен” 9–20. Тематические словари.

IV. Формирование навыков работы со словарем самостоятельно.

Работа ведется в микрогруппах по заданиям (у каждой группы лист ватмана, лист с индивидуальным заданием).

Задание 1.

Выберите словарь, познакомьтесь с его содержанием, автором, определите вид.

Задание 2.

Исследуйте, как расположены в вашем словаре слова, найдите по одному слову, начинающемуся на первую и последнюю букву алфавита.

Задание 3.

Подумайте и составьте алгоритм работы со словом в словаре.

V. Защита работ и анализ полученных результатов исследовательской деятельности групп.

Учитель: – В словарях громадное количество слов, как отыскать нужное?

Каждая группа учащихся, выполнив задание, у доски защищает свой алгоритм (оцениваем умение работать в группе, правильно распределить обязанности).

– Ребята, вы сегодня были и путешественниками и исследователями в стране словарей. Давайте проанализируем результаты работы групп.

  1. Три группы ребят увидели, что слова в словаре расположены по алфавиту. Автомобиль надо искать в начале словаря, а яблоко – в конце. Молодцы! Значит знание алфавита, поможет нам определить направление в движении по словарю.
  2. Вы заметили, что слов, которые начинаются на одну букву, много, даже по нескольку страниц. Как среди них найти нужное? Надо смотреть на вторую букву, они тоже расположены по алфавиту. Например: багаж, базар, байдарка, баклажан, балет.
  3. Группа № 4 выбрала толковый словарь и объяснила нам, как узнать значение слова.

А на следующих уроках мы научимся составлять собственный толковый словарик, как это делал “чудак”, живший в прошлом веке. Он собирал ни марки, ни открытки, ни значки, а … слова! Звали его Владимир Иванович Даль (портрет). Он был военным врачом – хирургом, много ездил по нашей стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его жизни, стал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Это четыре толстых тома. Посмотрите на них, полистали и изучили их наши ребята, посмотрели, что обозначают слова, в каких случаях употребляются, с какими словами состоят в родне. Рассказы эти интересны и подробны. В. Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова.

VI. Подведение итогов урока.

Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Я думаю, эта работа вам поможет научиться разгадывать тайны языка, любить слово и уметь работать с ним.